ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ

Старикова К.Е. 1, Шихов А.В. 1
1Уральский федеральный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время наблюдается негативная тенденция в состоянии здоровья дошкольников [8]. Согласно большому количеству исследований, до 50 % детей данного возраста имеют предпатологические состояния [3]. Остальные 35 % хронически больны, и только 15 % детей можно считать здоровыми. Отмечаются негативные тенденции роста распространённости расстройств нервно-психического здоровья.

Современные дети не любят физической активности [1]. Для того, чтобы обеспечить дошкольникам дополнительную подвижность, многие родители отдают их в спортивные секции [4]. Но обычно тренеры не ориентированы на сохранение здоровья занимающихся. Они ищут одарённых от природы детей, у которых есть предпосылки для успехов и дальнейшей карьеры в том или ином виде спорта [2].

В государственных дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) отмечается разобщённость деятельности психологов и педагогического персонала [6]. Наблюдается явно недостаточная осведомлённость педагогов и родителей об оздоровительном влиянии физических упражнений. Проводимые в ДОУ занятия по физической культуре всего на 11 % удовлетворяют потребность двигательного режима дошкольников.

В связи с вышесказанным представляют интерес с позиций общего оздоровления и предупреждения возникновения нарушений психоэмоционального статуса занятия детей старшего дошкольного возраста в частных образовательных учреждениях (ЧОУ) – частных спортивных школах, платных спортивных секциях, частных детских садах [5]. Существенным преимуществом данных организаций являются современные и инновационные программы обучения воспитанников, индивидуальный подход к ребёнку, а также возможность сочетать занятия каким-либо видом спорта, например, футболом, с оздоровительными мероприятиями [7].

Между тем, в доступной спортивно-педагогической и спортивно-психологической литературе нами не обнаружено исследований, касающихся анализа поведенческих и эмоциональных расстройств, не выходящих за рамки предпатологии, у детей старшего дошкольного возраста, занимающихся футболом в условиях ЧОУ.

Цель настоящей работы – выявить и проанализировать психолого-педагогические отклонения предпатологического характера у юных футболистов.

Педагогическое исследование было выполнено на базе секции футбола ЧОУ «Футболика» города Екатеринбурга в течение двух месяцев 2022 года. Нами проведен констатирующий эксперимент, чтобы выяснить, насколько часто встречается у детей дошкольного возраста, занимающихся в спортивном клубе футболом, функциональные нарушения состояния здоровья, а также отклонения в поведении. В исследовании участвовало 95 воспитанников ЧОУ «Футболика» города Екатеринбурга.

В ходе работы применялись такие методы обследования как педагогические наблюдения и педагогические беседы. В процессе наблюдений оценивалось как физическое, так и эмоциональное состояние дошкольников, переносимость ими предлагаемой нагрузки, а также сама методика проведения занятий.

В ходе бесед с детьми выяснялось их отношение к занятиям, к физическим упражнениям, учитывались жалобы в отношении самочувствия, оценивались эмоциональные реакции. Беседы проводились не только с дошкольниками, но и с их родителями, воспитателями и тренерами ЧОУ «Футболика».

Проводя исследование, мы обнаружили, что ситуация со здоровьем дошкольников далека от благополучия. Выявлено также немало педагогических и психологических проблем, возникающих у наших юных спортсменов во время тренировочного процесса.

В процессе занятий юные футболисты проявляют гиперреактивность, невнимательность, постоянно выражают неуважение к тренеру и к своим товарищам. Часто дети, прежде чем приступить к выполнению некоторых упражнений (ведение мяча с последующим ударом по воротам), не убеждаются в том, что рядом не находятся люди, вследствие чего могут происходить травмы. На протяжении тренировочного процесса примерно 50 % подопечных не выполняют указаний тренера в подготовительной части занятий.

Во время тренировок юные футболисты жалуются на быструю утомляемость и снижение физической работоспособности. Подобное состояние сопровождается наличием головных болей. Почти все дети имеют зависимость от смартфонов и гаджетов, из-за чего большую часть свободного времени проводят в одном положении. Это свидетельствует о малоподвижном образе жизни дошкольников вне стен спортивного зала. Чисто психологически занимающиеся не заинтересованы в физическом совершенствовании.

Результаты проведённых исследований могут быть представлены количественно (Табл. 1).

Таблица 1 – Психоэмоциональные и педагогические отклонения у футболистов 5–7 лет за период констатирующего эксперимента

Предпатологические проявления

Количество подростков

Абсолютное

%

Быстрая утомляемость

Зависимость от гаджетов

Отсутствие утренней зарядки

Головные боли

80

91

88

50

84

95

95

53

Всего

95

100

Примечание. У детей было типичным сочетание одновременно нескольких патологических признаков, поэтому сумма процентов в правом столбце не равна 100.

Во время бесед с родителями складывается впечатление, что они недостаточно осведомлены о проблемах поведения своих детей. Взрослые в основном игнорируют жалобы детей на усталость и головные боли, поскольку считают, что те капризничают и просто не хотят идти на тренировку, чтобы остаться дома и поиграть в компьютерные игры. Также, на вопрос о том, делают ли дети по утрам зарядку, большинство родителей ответили «нет», сославшись на недостаток времени по утрам.

На вопрос «Чем вы любите заниматься в свободное время?» подавляющее большинство дошкольников ответили, что им нравится играть в игры на смартфоне. На вопрос детям: «Как вы относитесь к тренеру и тренировкам?», все ответили, что и тренировки, и футбол как вид спорта им нравятся, но сам тренер – не очень, потому что часто повышает голос.

В беседе с тренером частной спортивной школы «Футболика» удалось узнать, что, хотя практический опыт у преподавателя по футболу достаточно большой, и работает он уже много лет, но педагогического образования при этом не имеет. Дополнительных упражнений, игр или комплексов для повышения оздоровительной эффективности тренировочного процесса, а также профилактических и восстановительных мероприятий не проводится. Тренировки по футболу в данной секции направлены лишь на обеспечение двигательной активности детей и обучение их основам футбола.

В целом, констатирующий эксперимент позволил выявить определённые недостатки тренировочного процесса юных футболистов. Выявлены многочисленные проблемы психологического и педагогического характера.

Считаем, что для их устранения целесообразно в дальнейшем повысить оздоровительным эффект занятий физическими упражнениями. Поскольку физическое воспитание в ЧОУ носит добровольный, а не обязательный характер, необходимо больше заинтересовать детей и насытить занятия положительными эмоциями.

Из практики оздоровительной работы известно, что упражнения, выполняемые игровым методом, всегда эмоционально окрашены, особенно для детей [9]. В этой связи представляется перспективным уделять на тренировке больше времени подвижным играм, чтобы развлекать детей, повышать их мотивацию, привлекать заниматься дополнительно, помогать им социализироваться и с удовольствием приходить на занятия.

Также очень важно своевременно выявлять детей, имеющих отклонения в поведении и психоэмоциональном статусе, которые ещё не носят необратимого характера, но снижают физическую работоспособность и задерживают развитие организма.

Список литературы

Бойченко Л. Л. Новое и традиционное в формировании здорового образа жизни у дошкольников / Л. Л. Бойченко, Н. Н. Дубракова, О. Н. Жаботинская // Интерактивная наука. – 2021. – № 9 (64). – С. 54–59.

Гурьев С. В. Физическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста : учебно-методическое пособие / С. В. Гурьев. – Москва : ИНФРА-М, 2020. – 218 с. – ISBN 978-5-16-014873-1.

Егорова М. С. Динамическая оценка групп здоровья детей, посещаю- щих дошкольные образовательные учреждения [Электронный ресурс] / М. С. Егорова, Э. Р. Ханбикова, Н. Н. Пичугина // Международный студенческий научный вестник. Медицинские науки. – 2018. – № 6. – Режим доступа : https://eduherald.ru/ru/article/view?id=19419 (26.12.2022).

Золотова М. Ю. Анализ состояния детей дошкольного возраста и пути укрепления его средствами физических упражнений / М. Ю. Золотова, М. В. Чайченко // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. – 2017. – № 1. – С. 36–43.

Колбасова О. В. Совершенствование условий сохранения и укрепления здоровья дошкольников / О. В. Колбасова // Физическая культура, спорт и безопасность: поиск, инновации и перспективы развития : материалы Всероссийской научно-практической конференции (Мурманск, 15 апреля 2016). – Мурманск : Мурманский арктический государственный университет, 2016. – С. 103–108.

Мухитдинова Н. М. Формы и методы здорового образа жизни в дошкольных образовательных учреждениях / Н. М. Мухитдинова // Проблемы науки. – 2021. – № 4. – С. 62–65.

Озимов С. П. Настольная книга тренера «Футболики». Футбольная тренировка для детей от 3 до 7 лет [Электронный ресурс] / С. П. Озимов, М. Ю. Нифонтов, М. С. Кожевников. – 2-е изд. – Санкт-Петербург, 2017. – 142 с. – Режим доступа : URL: https://drive.google.com/file/d/1 xkrijwyvAyDCafgn-rzIozvxwkmZSY/view (26.12.2022).

Храмцов П. И. Состояние здоровья и образ жизни современных дошкольников / П. И. Храмцов, Н. О. Березина // Воспитание и обучение детей младшего возраста : сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции. – Москва : Мозаика-Синтез, 2014. – С. 64–66.

Шихов А. В. Врачебно-педагогический контроль в оздоровительной работе : учебное пособие / А. В. Шихов. – Екатеринбург : УрФУ, 2012. – 192 с. – ISBN 978-5-321-02094-4.

Просмотров работы: 48