Энергосбережение - одно из ключевых факторов, с помощью которого можно осуществить повышения рентабельности железнодорожного транспорта, так как железнодорожные перевозки являются наименее энергоемкими в сравнении с автомобильными и авиационным транспортом, как в грузовом, так и в пассажирском сообщении.
Основным показателем результативности энергосбережения, в соответствии с федеральным законом №28-ФЗ «Об энергосбережении», является снижение удельных расходов топливно-энергетических ресурсов (далее ТЭР) на единицу продукции (работ) [4]. В свою очередь топливно-энергетические ресурсы (ТЭР) – совокупность всех природных и преобразованных видов топлива и энергии, используемых в стране [1].
Для ОАО «Российские железные дороги» продукцией является перевозочный процесс грузов или пассажиров, а если рассматривать в удельном исчислении – работа, совершенная им для перевозки одной тонны груза или одного пассажира на расстояние один километр. ТЭР являются одной из основных статей затрат ОАО «Российские железные дороги», причём рост перевозочной работы в перспективе 2035 г. может привести к увеличению доли энергоресурсов в структуре затрат компании. В связи с этим снижение энергоёмкости и расходов на ТЭР является не менее важным приоритетом компании [5] а, энергетическая эффективность в современных условиях является важнейшим фактором повышения конкурентоспособности российских железных дорог на внутреннем и международном рынке транспортных услуг [2].
Целью настоящего исследования являлось определение основных мероприятий по снижению расходов ТЭР в дирекции по энергообеспечению.
На протяжении уже не одного десятилетия в ОАО «Российские железные дороги» разрабатываются, проводятся мероприятия по снижению расходов ТЭР, главным документом, определяющим цели, задачи и основные направления по повышению энергетической эффективности стала
«Энергетическая стратегия ОАО «РЖД» на период до 2030 года и на перспективу до 2035 года». В указанный срок планируется провести ряд процедур по развитию энергетического комплекса [5]:
- обновление, модернизация и электрификация действующей инфраструктуры, стоить отметить важность проведения электрификации, так как в последние годы вопрос климата играет важную роль, как в мировом, так и в российской сообществе (относительно низки уровень углеродного выброса в окружающую среду от железнодорожного транспорта в сравнении с другими видами транспорта подтверждается научными исследованиями);
- внедрение передовых и инновационных технологий, в том числе развитие альтернативных видов тяги и возобновляемой энергетики;
- цифровизация, внедрение систем интеллектуального управления в сфере энергопотребления.
Для постоянного мониторинга за расходом ТЭР была разработана и внедрена автоматизированная информационная система «Энергоэффективность». В данной программе содержится вся нормативно-правовая база, в нее заносятся все запланированные и реализованные мероприятия по снижению расходов ТЭР, сопутствующие к ним расчёты документы как по филиалу и инфраструктуре в целом, так и по структурным подразделениям.
Все мероприятия Трансэнерго по снижению расходов ТЭР в автоматизированной информационной системе «Энергоэффективность» разделены на два направления [3]:
«Повышение энергетической эффективности перевозочного процесса» в него входят мероприятия по улучшению показателей системы тягового электроснабжения, влияющих на энергетическую эффективность перевозочного процесса; совершенствование технологии управления движением поездов.
«Повышение эффективности использования энергоресурсов в стационарной энергетике и на другие нетяговые нужды» в данный раздел включены мероприятия по повышению энергетической эффективности объектов теплогенерации и других объектов системы теплоснабжения; повышение энергетической эффективности зданий и сооружений; мероприятия по повышению энергетической эффективности специального подвижного состава, специальной и автотракторной техники; мероприятия по повышению энергетической эффективности систем освещения; мероприятия по повышению энергоэффективности технологических процессов и объектов инфраструктуры, а так же группа других мероприятий, направленных на повышение эффективности использования энергоресурсов в стационарной энергетике и на другие нетяговые нужды.
Следует отметить, что эффект от реализации мероприятий первого направления конечно является с точки зрения абсолютной величины определяющим. Практически 90% всего расхода на топливно-энергетические нужды расходуется на обеспечение тяги поездов. Конечно, это направление является приоритетным. Для дирекции энергообеспечения реализация мероприятий этого направления позволит обеспечить существенный эффект в смежных филиалах, прежде всего в дирекции тяги – основном потребителе ТЭР. Анализ реализации этого направления показал, что замена изношенного контактного провода на новый в 2021 г. сформировало в дирекции 68% затрат приходящихся на данное направление, а замена несущего троса на медный , усиление контактной сети, в том числе со сменой контактного провода на провод большего сечения и монтажом усиливающего провода, а также увеличением сечения ошиновки распределительных устройств тяговых подстанций по 14 % соответственно. Оставшиеся расходы были связаны с установкой дополнительных электрических соединителей на контактной сети (4%).
Второе направление реализуемых мероприятий является менее затратным, однако оно также является важным с точки зрения остальных филиалов, где топливно-энергетические ресурсы расходуются на нетяговые нужды. В состав этого направления входят мероприятия по повышению энергетической эффективности систем освещения (около 95 % суммы расходов); мероприятия по повышение энергетической эффективности зданий и сооружений (3% затрат); мероприятия по повышению энергетической эффективности объектов теплогенерации и других объектов системы теплоснабжения и мероприятия по повышению энергетической эффективности специального подвижного состава, специальной и автотракторной техники (по 1% затрат соответственно). Уровень значимости затрат и их эффективность представлены в таблице №1.
Таблица №1 - Эффективность и значимость расходов на реализацию мероприятий по энергоэффективности (нетяговые нужды).
Наименование подраздела раздела 2 мероприятий по снижению расходов ТЭР |
% доли затрат |
% экономии ТЭР |
Повышение энергетической эффективности объектов теплогенерации и других объектов системы теплоснабжения |
1 |
3 |
Повышение энергетической эффективности зданий и сооружений |
3 |
4 |
Повышение энергетической эффективности специального подвижного состава, специальной и автотракторной техники |
1 |
16 |
Повышение энергетической эффективности систем освещения |
95 |
4 |
Повышение энергоэффективности технологических процессов и объектов инфраструктуры |
0 |
72 |
Группа других мероприятий, направленных на повышение эффективности использования энергоресурсов в стационарной энергетике и на другие нетяговые нужды |
0 |
менее 1 % |
Мониторинг реализации мероприятий показывает, что экономия ТЭР в Трансэнерго достигнута за счет реализации мероприятий по повышению энергоэффективности технологических процессов и объектов инфраструктуры. Наибольшее снижение ТЭР было достигнуто за счет реализации мероприятия по оптимизации работы систем вентиляций, кондиционирования, режимов работы технологического оборудования, за счет увеличения сечения проводов воздушных линий, а так же обновление оборудования тяговых подстанций (кроме эффектов на тягу поездов) и внедрение элегазовых выключателей. Оценить экономический эффект от мероприятий энергоэффективности первого направления в рамках рассматриваемой дирекции не представляется возможным, но по оценке экспертов это существенная величина, которая отражается в затратах смежных филиалов.
Дальнейшая реализация программы энергоэффективности позволит сократить уровень энергоёмкости транспортной услуги, снизить издержки железнодорожного транспорта и возможно транспортного слагаемого в конечной цене перевозимых грузов.
Список использованных источников
Байтасов Р.Р. Основы энергосбережения. Конспект лекций. [Электронный ресурс]. URL:https:// https://libking.ru/books/sci-/science/680419-5-r-bajtasov-osnovy-energosberezheniya-konspekt-lekcij.html#book (дата обращения 22.11.2022).
Гапанович В.А., Авилов В.Д., Аржанников Б.А. Энергосбережение на железнодорожном транспорте: учебник. Изд. Дом МИСиС, 2012. С.7
Отчет о реализации плана организационно-технических мероприятий по достижению целевых показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности для «Трансэнерго» - филиала ОАО «РЖД» за 12 месяцев 2021 г. [Электронный ресурс]. URL: http://10.23.250.151:8080 (дата обращения 24.11.2022)
Федеральный закон РФ от 03.04.1996 г. №28-ФЗ «Об энергосбережении», С. 1-3.
«Энергетическая стратегия «ОАО «РЖД» на период до 2030 года и на перспективу до 2035 года», Москва, 2022, С. 5