Интернет-социализация может быть определена как процесс улучшения общественного навыка личности в социально-культурном пространстве Интернета. Формирование виртуальной личности происходит в результате мотивации репликации себя в новых образах и потребности прожить несколько жизней. Появляются эффекты множественности – индивид может одновременно иметь разные лица, создавая при этом разные виртуальные личности. Категорию пользователей, которая ориентирована в интернет-пространстве на вербальную враждебность в отношении иных пользователей, определяют как троллей. Эту группу составляют активные пользователи с чрезмерно выраженной коммуникативной мотивацией в интернет-пространстве. Интернет входит для этой группы пользователей в тройку основных институтов социализации личности, а первым в иерархии механизмом социализации становится механизм самовыражения. Ключевой целью троллинга является подстрекательское, саркастическое, вызывающее или шутливое содержание сообщений пользователя чтобы склонить других пользователей к пустой конфронтации. Чаще всего целями троллинга выступают: трата времени других, изменения во взглядах всей группы, контроль работы порядка модерации.
Предпосылки возникновения интернет-троллинга
Стремительное развитие технологий и возникновение глобальной сети Интернет во второй половине 20 века позволило человечеству перейти на качественно новый уровень коммуникации. Виртуальная коммуникация подобно обыкновенной коммуникации разделилась на несколько уровней: деловая или бизнес-коммуникация, разговорная речь, репрезентацией которой служат чаты и форумы, научная коммуникация, осуществляемая в рамках особых интернет-ресурсов.
Выделены технические и универсальные факторы, оказавшие значительное влияние на появление троллинга в Интернете.
Технические:
Наличие свободного, комфортного, высокоскоростного доступа в Интернет у представителей нынешней молодежи. Развитие информационных технологий привело к тому, что среднестатистический человек обладает полноценными возможностями для выхода в глобальную сеть.
Развитие новых средств и методов передачи информации - беспроводных телекоммуникационных средств и разнообразных беспроводных технологий и способов выхода в Интернет.
Универсальные:
Репутация виртуальной коммуникации как сравнительно недорогого, удобного, быстрого способа обмена информацией между пользователями вне зависимости от расстояния.
Популярность феномена троллинга в английском сообществе. Таким образом, согласно этому факту русское сообщество троллей возникло с оглядкой на западное.
Вызов и постоянное стремление познать новые формы коммуникативного поведения, в противовес уже существующим.
Тяга к самовыражению.
Популярность, образовавшаяся в процессе эффективного использования элементов провокации в социальной среде.
Истоки троллинга в социальных сетях укоренены в самой социальной реальности, впрочем в реальной практике человеческих взаимоотношений социальный троллинг менее откровенен и в большей мере тормозится господствующей культурой и действующим законодательством. Образцов социального троллинга в реальной жизни общества можно привести достаточно много. Они касаются общения, взаимодействия, отношений между людьми. В юриспруденции есть термин, отражающий поведение тролля и толкуемый как «доведение до самоубийства». Хотя при исследовании общества понятие социального троллинга не используется, а используются такие термины, как манипулирование, шантаж, подстрекательство, провокация. Впрочем следует отметить, что в интернет-источниках троллинг порой рассматривается как «психологическая манипуляция, основанная на общественном высмеивании или унижении взглядов (в основном заблуждений, предубеждений, радикальных взглядов) оппонентов, приводящая к эмоциональной нестабильности последних, к срывам в той или иной форме и обычно является конечной целью. Троллинг в социальных сетях — это довольно новое, не до конца исследованное явление.
Мотивы деятельности интернет-троллей
Под мотивами деятельности интернет-троллей понимаются факторы, стимулирующие их на осуществление определенной деятельности.
Поиск внимания. В таком случае неопытный тролль старается направить на себя внимание, а затем устремляется получить контроль над дискуссией, что позволит ему руководить ходом обсуждения в своих целях.
Троллинг может быть использован для проведения эксперимента над самим собой, главной чертой которого является анонимность на интернет-ресурсе, позволяющая испытать терпение, проверить реакцию людей, попробовать увести обсуждение темы в сторону от оригинального проблематики, преступать правила интернет-этикета и не подвергнуться наказанию со стороны правоохранительных служб. В данном случае троллинг используется только для того, чтобы вызвать гнев у пользователя или категории пользователей в качестве встречной реакции на провокационное сообщение.
Троллям приносит удовольствие неадекватная реакция на провокацию незнакомых с ними людей.
Стремление поменять взгляд группы людей на проблему. Обычно данное действие используется с привлечением мультиакканутов для того, чтобы основательно расширить рассматриваемую проблему.
Желание мести. Данный мотив применяется из-за чувства неудовлетворенности, раздражения или других отрицательных эмоций и чувств, с целью вынудить другого пользователя испытать похожие чувства.
Проверка службы системы контроля. Данное воздействие используется для определения качества модерации на интернет-ресурсе.
Преодоление комплекса неполноценности при помощи получения контроля над виртуальной окружающей средой.
Удовлетворение, получаемое от личных нападок со стороны пользователей.
Способы эффективного взаимодействия с интернет-троллями
Под успешным взаимодействием с интернет-троллем понимаются способы, мешающие достижению его коммуникативных целей, а также меры, позволяющие защитить интересы пользователя от причинения ущерба со стороны обидчика.
В большинстве случаев игнорирование пользователем сообщений инициатора конфликта принуждает последнего искать другую жертву, что в свою очередь обращает внимание администрации сайта на ситуацию. В контексте сайта троллинг как одно из серьезных нарушений правил интернет-ресурсов чаще всего наказывается баном, то есть ограничением на проявление активности на сетевом ресурсе. Баны бывают:
Временные (равны числу дней, указанных в качестве срока, по истечении которого наказание прекращает свое действие).
Постоянные (пожизненные), то есть запрет на осуществление любого рода активности под определенным логином без срока действия наказания.
Также существует и бан по IP-адресу, главная черта которого состоит в том, что пользователь форума, чья учетная запись забанена по действующему в данный момент IP-адресу, сумеет автоматом освободиться от бана, получив доступ в глобальную сеть через иной IP-адрес. Однако, если предоставленный провайдером доступ к сети Интернет представляет нединамический адрес, а иных возможностей выходить в сеть у пользователя не существует, бан по IP-адресу равен постоянному бану. Иной нередкой мерой, применяемой к инициатору, обличенному в троллинге, является мут (запрет на оставление сообщений). Срок этого наказания состоит в количестве дней, в течение которых пользователь не способен оставлять сообщения на сетевом ресурсе, в том числе и личные.
Безрезультатными методами взаимодействия с интернет-троллем считаются те, что не препятствуют проявлению отрицательного коммуникативного поведения. К ним причисляется вынесение предупреждения. Предупреждение представляет собой сообщение от администрации сайта пользователю, заподозренному в троллинге с просьбой более не совершать вызывающие действия по отношению к другим членам сообщества. Этот способ результативен только в тех случаях, когда пользователь был ошибочно обвинен администрацией в троллинге, троллинг носил любительский характер, обнаруженный тролль играл значительную роль в жизни интернет-ресурса.
Список литературы:
1. Ксенофонтова И.В. Специфика коммуникации в условиях анонимности: меметика, имиджборды, троллинг // Интернет и фольклор. М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 2009. С. 285-294.
2. Немыка А.А., Ушаков А.А. Дискурсивное пространство текста: троллинг как элемент некооперативной речевой стратегии современной интернет-коммуникации // Вестн. Российск. ун-та дружбы народов. Сер. Вопросы образования: языки и специальность. 2012. № 4. С. 68-71.
3. Спиридонова В.А., Третьякова Е.А. К вопросу о неэтикетном речевом поведении в электронном дискурсе // Вестн. С.-Петербургск. ун-та. Сер. 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. 2012. № 3. С. 168-171.
4. Harris R. (2008), A cognitive psychology of mass communication, L. Erlbaum Associates, Mahwah, New Jersey, USA.
5. Shin J. (2008) Morality and Internet Behavior: A study of the Internet Troll and its relation with morality on the Internet. In K. McFerrin et al. (eds.) Proceedings of Society for Information Technology & Teacher Education International Conference. Las Vegas, Nevada, USA: Association for the Advancement of Computing in Education (AACE): 2834-2840.