На современном этапе для обеспечения качественного обновления и совершенствования преподавания учебного предмета «Биология» в условиях перехода на обновленные ФГОС ООО, общеобразовательным организациям необходимо строить учебный процесс в соответствии с нормативными и распорядительными документами.
В соответствии с вышеперечисленными правовыми нормами формируется федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее ФГОС ООО), который в настоящее время претерпел изменения, в связи с устаревшей редакцией предыдущего и несоответствием современным требованиям образования. ФГОС в соответствии с нормами обновляется раз в 10 лет, что позволяет улучшить современную образовательную систему и конкретизировать ее задачи [2].
На основании данных нормативных документов формируется рабочая программа, в данном случае по предмету «Биология». Примерная рабочая программа основного общего образования «Биология. Базовый уровень» для 5-9 классов образовательных организаций (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 27.09.2021 г. № 3/21) [4].
В обновленных ФГОС ООО по биологии максимально конкретизированы требования к школьной программе по биологии, четко указано, что именно обучающийся должен изучить в рамках предмета биологии, знать и уметь по итогам изучения курса в каждом классе к окончанию учебного года. Сохраняется акцент на совершенствование метапредметных результатов обучения, что предполагает формирование у обучающихся навыков, необходимых для самостоятельного поиска информации и ее использования не только в рамках учебного курса «Биология». Также особое внимание уделяется функциональной грамотности как приоритетной задаче. В стандартах второго поколения данный компонент отсутствует, но в обновленных образовательных стандартах понятие появляется в третьем разделе, который характеризует требования к условиям реализации программы ООО. Так, чтобы реализовать основные образовательные программы, школам необходимо создать условия, которые обеспечат формирование функциональной грамотности учеников (п. 35.2 ФГОС-2021 ООО). Такой подход обеспечивает развитие личности школьника и освоение им знаний. Это позволит обучающимся функционировать в современном обществе и обучаться в течение жизни [3].
В соответствии с содержанием новой примерной рабочей программы по биологии существенные изменения коснулись предметного содержания дисциплины в 5 классе. Так, в ней предусмотрены шесть разделов, три из которых носят сугубо экологический характер, то есть содержание обучения в 5 классе сильно расширено именно за счет введения экологического содержания (см. таблицу 1).
Таблица 1
Соответствие содержания разделов примерной рабочей программы
по биологии (5 класс).
Примерная рабочая программа ФГОС ООО третьего поколения |
Примерная рабочая программа ФГОС ООО второго поколения |
Комментарий |
1.Биология - наука о живой природе |
Введение (Биология наука о живой природе, методы изучения живой природы) |
Полностью соответствует элементам содержания ПРП
|
2. Методы изучения живой природы |
||
3. Организмы тела живой природы |
Многообразие живых организмов. |
Полностью соответствует элементам содержания ПРП |
4. Организмы и среда обитания |
Жизнь организмов на земле |
Полностью соответствует элементам содержания ПРП |
5.Природные сообщества |
Отсутствие элементов содержания. |
Отсутствие элементов содержания. |
6. Живая природа и человек |
Человек на планете Земля. |
Неполное соответствие элементам содержания ПРП |
Исходя из представленного в таблице 1 сравнения содержания двух примерных рабочих программ по биологии (ПРП) разных поколений, мы можем проследить изменения в предметной части, в частности расширения экологической составляющей предмета в 5 классе. Экологический блок представлен тремя разделами, из которых только один соответствует обновленной ПРП. Это разделы: 4. Организмы и среда обитания; 5. Природные сообщества; 6. Живая природа и человек. Таким образом, можно отметить, что с вопросами среды обитания мы сталкивались и ранее, а разделы природные сообщества и живая природа и человек, не были освещены в полном объеме в прежней ПРП [4].
Рассмотрим содержание экологических разделов учебного предмета «Биология» в 5 классе, на примере УМК по биологии 5 класса В.И. Сивоглазова. В данном УМК разделу 4. «Организмы и среда обитания», отведено 5 часов, это несколько параграфов и соответственно учебник в достаточном объеме реализует этот раздел, включая лабораторную и практическую составляющую. Раздел содержит следующие экологические аспекты, это понятие о среде обитания. Водная, наземно-воздушная, почвенная, внутри организменная среды обитания. Представители сред обитания. Особенности сред обитания организмов. Приспособления организмов к среде обитания. Сезонные изменения в жизни организмов. Практическая составляющая данного раздела представлена лабораторной работой «Выявление приспособлений организмов к среде обитания (на конкретных примерах)». и экскурсией «Растительный и животный мир родного края (краеведение)» [4],[5].
Раздел предполагает следующие виды деятельности учащихся: Раскрытие сущности терминов: среда жизни, факторы среды. Выявление существенных признаков сред обитания: водной, наземно-воздушной, почвенной, организменной. Установление взаимосвязей между распространением организмов в разных средах обитания и приспособленностью к ним. Объяснение появления приспособлений к среде обитания: обтекаемая форма тела, наличие чешуи и плавников у рыб, крепкий крючковидный клюв и острые, загнутые когти у хищных птиц и др. Сравнение внешнего вида организмов на натуральных объектах. Стоит обратить внимание, на то, что при изучении данного раздела мы формируем очень важные специально-предметное практическое умение - выявление признаков приспособленности живых организмов к среде обитания, что должно вывести учащихся к идее, что все живые организмы имеют тенденцию к адаптации.
Далее рассмотрим раздел 5. «Природные сообщества» представлен 7 часами. В данном разделе вводятся ключевые понятия, о том что такое природное сообщество, каковы его особенности, какие связи устанавливаются между организмами природном сообществе и на чем они основаны. Затем дается понятие искусственных сообществ, для того чтобы учащиеся понимали, что в природе все живые организмы существуют во взаимосвязи друг с другом и окружающей средой, а также что человек научился создавать искусственные природные сообщества, которые некоторым образом отличаются от естественных. Отметим, что в этом разделе вводится понятие природных зон земли и их обитателей, но тут мы должны помнить что и в курсе окружающий мир учащиеся уже ознакомились с понятием природных зон, ландшафт, исходя из этого, данные понятия только конкретизируются с точки зрения биологии, в отношении понятий флора и фауна природных зон, будет ознакомление как введение в многообразие организмов который в последующем будет изучаться. Поэтому данный раздел в 5 классе должен быть изучен на уровне начального понимания. Практическая составляющая данного раздела представлена лабораторной работой «Изучение искусственных сообществ и их обитателей (на примере аквариума и др.)». и Экскурсией или видеоэкскурсией «Изучение природных сообществ (на примере леса, озера, пруда, луга и др.)».и « Изучение сезонных явлений в жизни природных сообществ» [4],[5].
Раздел предполагает следующие виды деятельности учащихся: Раскрытие сущности терминов: природное и искусственное сообщество, цепи и сети питания. Анализ групп организмов в природных сообществах: производители, потребители, разрушители органических веществ. Выявление существенных признаков природных сообществ организмов (лес, пруд, озеро и т. д.). Анализ искусственного и природного сообществ, выявление их отличи- тельных признаков. Исследование жизни организмов по сезонам, зависимость сезонных явлений от факторов неживой природы.
Последний раздел экологической направленности, изучаемый в 5 классе - 6. «Живая природа и человек» представлен 4 часами. Настоящий раздел появляется впервые и рассматривает достаточно глобальные темы, это воздействие человека на природу в историческом аспекте, соответственно с появления хозяйственной деятельности человека и влиянии человека на природу по сегодняшний день, вплоть до сформированных в последнее время экологических проблем, которые человечество пытается разрешить. Важным моментом, на который необходимо обратить внимание при изучении раздела, это то, что деятельность человека вызывает весьма масштабные изменения в природе, мы должны помочь открыть данную проблему, обратить внимание, что данная проблема касается всех и каждого [1]. Также мы говорим о том, какими путями решаются данные проблемы, в частности затрагиваем вопрос биоразнообразия природно-охраняемых территорий, не смотря на сложность данных понятий в 5м классе, соответственно находясь на начальном этапе изучения биологии, данные темы формируются в ознакомительном плане, без расширений дополнительными понятиями. Практическая составляющая данного раздела представлена проведением акции по уборке мусора в ближайшем лесу, парке, сквере или на пришкольной территории [4],[5].
Раздел предполагает следующие виды деятельности учащихся: Анализ и оценивание влияния хозяйственной деятельности людей на природу. Аргументирование введения рационального природопользования и применение безотходных технологий (утилизация отходов производства и бытового мусора). Определение роли человека в природе, зависимости его здоровья от состояния окружающей среды. Обоснование правил поведения человека в природе.
При изучении данных экологических разделов мы формируем следующие образовательные результаты, такие как личностные, выражающиеся в готовности оценивать поведение и поступки с позиции нравственных норм и норм экологической культуры; ориентации на применение биологических знаний при решении задач в области окружающей среды; осознании экологических проблем и путей их решения; готовности к участию в практической деятельности экологической направленности. Следом формируем метапредметные результаты, выражающиеся в прогнозировании возможного дальнейшего развития биологических процессов и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвижение предположения об их развитии в новых условиях и контекстах. Затем и предметные результаты, выражающиеся в способности применять полученные знания, аргументировать основные правила поведения человека в природе и объяснять значение природоохранной деятельности человека; анализировать глобальные экологические проблемы [4].
Таким образом, в условиях обновления ФГОС ООО предметное содержание учебной дисциплины «Биология» претерпело заметное изменение за счет появления новых и дополнения уже имеющихся экологических разделов, т.е мы наблюдаем тенденцию к расширению именно в этой предметной области «Биологии». В связи с этим, при обучении необходимо учитывать все те изменения, прописанные в ФГОС ООО по биологии, также следует адаптировать методическую и инструментальную составляющую предмета «Биология» под современный стандарт в условиях переходного периода.
Списокисточников.
Российская Федерация. Министерство просвещения. Об обеспечении учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями) обучающихся в 2022/23 учебном году: письмо [Министерства просвещения РФ] от 11.11.2021 № 03–1899/ Российская Федерация, Министерство просвещения РФ - Текст:электронный // Гарант ру: [Офиц. сайт]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/ (дата обращения: 23.12.2022).
Российская Федерация. Министерство просвещения. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования России: приказ [Министерства просвещения РФ] от 31.05.2021 N 286/ Российская Федерация, Министерство просвещения РФ - Текст: электронный // КонсультантПлюс: справочно-правовая система [Офиц. сайт]. URL: http://www.consultant.ru/ /link/?req=doc&base=LAW&n=424647&dst=1000000001&demo=1document/cons_doc_LAW_140174/ (датаобращения: 23.12.2022).
Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 4 февраля 2020 г. № 1/20 - Текст: электронный //ФГОСреестр: [Офиц. сайт]. URL: https://fgosreestr.ru/poop/primernaia-osnovnaia-obrazovatelnaia-programma-osnovnogo-obshchego-obrazovaniia-1/ (дата обращения: 23.12.2022).
Примерная основная образовательная программа основного общего образования «Биология». Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 27 сентября 2021 г. № 3/21- Текст: электронный// ФГОСреестр: [Офиц. сайт]. URL: https://fgosreestr.ru/oop/primernaia-rabochaia-programma-osnovnogo-obshchego-obrazovaniia-biologiia / (дата обращения: 23.12.2022).
Сивоглазов, Владислав Иванович.
Биология. 5 класс учебник – Текст: непосредственный // Биология. 5 класс В. И. Сивоглазов, А. А. Плешаков. - Москва : Просвещение, 2019. - 159 с.
Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации : Федер. закон N 273-ФЗ (ред. от 05.12.2022) : принят Гос. Думой 21 дек. 2012 г. : с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020. – Доступ из справ-правовой системы «КонсультантПлюс». – URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 23.12.2022) - Текст : электронный.