ПРЕДМЕТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ РАЗДЕЛОВ ПО БИОЛОГИИ В 5 КЛАССЕ. - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ПРЕДМЕТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ РАЗДЕЛОВ ПО БИОЛОГИИ В 5 КЛАССЕ.

Нигматуллин В.В. 1
1ФГБОУ ВО "Шадринский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На современном этапе  для обеспечения качественного обновления и совершенствования преподавания учебного предмета «Биология» в условиях перехода на обновленные ФГОС ООО, общеобразовательным организациям необходимо строить учебный процесс в соответствии с нормативными и распорядительными документами.

В соответствии с вышеперечисленными правовыми нормами формируется федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее ФГОС ООО), который в настоящее время претерпел изменения, в связи с устаревшей редакцией предыдущего и несоответствием современным требованиям образования. ФГОС в соответствии с нормами обновляется раз в 10 лет, что позволяет улучшить современную образовательную систему и конкретизировать ее задачи [2].

На основании данных нормативных документов формируется рабочая программа, в данном случае по предмету «Биология». Примерная рабочая программа основного общего образования «Биология. Базовый уровень» для 5-9 классов образовательных организаций (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 27.09.2021 г. № 3/21) [4].

В обновленных ФГОС ООО по биологии максимально конкретизированы требования к школьной программе по биологии, четко указано, что именно обучающийся должен изучить в рамках предмета биологии, знать и уметь по итогам изучения курса в каждом классе к окончанию учебного года. Сохраняется акцент на совершенствование метапредметных результатов обучения, что предполагает формирование у обучающихся навыков, необходимых для самостоятельного поиска информации и ее использования не только в рамках учебного курса «Биология». Также особое внимание уделяется функциональной грамотности как приоритетной задаче.  В стандартах второго поколения данный компонент отсутствует, но в обновленных образовательных стандартах понятие появляется в третьем разделе, который характеризует требования к условиям реализации программы ООО. Так, чтобы реализовать основные образовательные программы, школам необходимо создать условия, которые обеспечат формирование функциональной грамотности учеников  (п. 35.2 ФГОС-2021 ООО). Такой подход обеспечивает развитие личности школьника и освоение им знаний. Это позволит обучающимся функционировать в современном обществе и обучаться в течение жизни [3].

В соответствии с содержанием новой примерной рабочей программы по биологии существенные изменения коснулись предметного содержания дисциплины в 5 классе. Так, в ней предусмотрены шесть разделов, три из которых носят сугубо экологический характер, то есть содержание обучения в 5 классе сильно расширено именно за счет введения экологического содержания (см. таблицу 1).

Таблица 1

Соответствие содержания разделов примерной рабочей программы

по биологии (5 класс).

Примерная рабочая программа ФГОС ООО третьего поколения

Примерная рабочая программа ФГОС ООО второго поколения

Комментарий

1.Биология - наука о живой природе

Введение (Биология наука о живой природе, методы изучения живой природы)

Полностью соответствует элементам содержания ПРП

 

2. Методы изучения живой природы

3. Организмы тела живой природы

Многообразие живых организмов.

Полностью соответствует элементам содержания ПРП

4. Организмы

и среда обитания 

Жизнь организмов на земле

Полностью соответствует элементам содержания ПРП

5.Природные сообщества 

Отсутствие элементов содержания.

Отсутствие элементов содержания.

6. Живая природа

и человек

Человек на планете Земля.

Неполное соответствие элементам содержания ПРП

Исходя из представленного в таблице 1 сравнения содержания двух примерных рабочих программ по биологии (ПРП) разных поколений, мы можем проследить изменения в предметной части, в частности расширения экологической составляющей предмета в 5 классе. Экологический блок представлен тремя разделами, из которых только один соответствует обновленной ПРП. Это разделы: 4. Организмы и среда обитания; 5. Природные сообщества; 6. Живая природа и человек. Таким образом, можно отметить, что с вопросами среды обитания мы сталкивались и ранее, а разделы природные сообщества и живая природа и человек, не были освещены в полном объеме в прежней ПРП [4].

Рассмотрим содержание экологических разделов учебного предмета «Биология» в 5 классе, на примере УМК по биологии 5 класса В.И. Сивоглазова. В данном УМК разделу 4. «Организмы и среда обитания», отведено 5 часов, это несколько параграфов и соответственно учебник в достаточном объеме реализует этот раздел, включая лабораторную и практическую составляющую. Раздел содержит следующие экологические аспекты, это понятие о среде обитания. Водная, наземно-воздушная, почвенная, внутри организменная среды обитания. Представители сред обитания. Особенности сред обитания организмов. Приспособления организмов к среде обитания. Сезонные изменения в жизни организмов. Практическая составляющая данного раздела представлена лабораторной работой «Выявление приспособлений организмов к среде обитания (на конкретных примерах)». и экскурсией «Растительный и животный мир родного края (краеведение)» [4],[5].

Раздел предполагает следующие виды деятельности учащихся: Раскрытие сущности терминов: среда жизни, факторы среды. Выявление существенных признаков сред обитания: водной, наземно-воздушной, почвенной, организменной. Установление взаимосвязей между распространением организмов в разных средах обитания и приспособленностью к ним. Объяснение появления приспособлений к среде обитания: обтекаемая форма тела, наличие чешуи и плавников у рыб, крепкий крючковидный клюв и острые, загнутые когти у хищных птиц и др. Сравнение внешнего вида организмов на натуральных объектах. Стоит обратить внимание, на то, что при изучении данного раздела мы формируем очень важные специально-предметное практическое умение - выявление признаков приспособленности живых организмов к среде обитания, что должно вывести учащихся к идее, что все живые организмы имеют тенденцию к адаптации.

Далее рассмотрим раздел 5. «Природные сообщества» представлен 7 часами. В данном разделе вводятся ключевые понятия, о том что такое природное сообщество, каковы его особенности, какие связи устанавливаются между организмами природном сообществе и на чем они основаны. Затем дается понятие искусственных сообществ, для того чтобы учащиеся понимали, что в природе все живые организмы существуют во взаимосвязи друг с другом и окружающей средой, а также что человек научился создавать искусственные природные сообщества, которые некоторым образом отличаются от естественных. Отметим, что в этом разделе вводится понятие природных зон земли и их обитателей, но тут мы должны помнить что и в курсе окружающий мир учащиеся уже  ознакомились с понятием природных зон, ландшафт, исходя из этого, данные понятия только конкретизируются с точки зрения биологии, в отношении понятий флора и фауна природных зон, будет ознакомление как введение в многообразие организмов который в последующем будет изучаться. Поэтому данный раздел в 5 классе должен быть изучен на уровне начального понимания. Практическая составляющая данного раздела представлена лабораторной работой «Изучение искусственных сообществ и их обитателей (на примере аквариума и др.)». и  Экскурсией или видеоэкскурсией «Изучение природных сообществ (на примере леса, озера, пруда, луга и др.)».и « Изучение сезонных явлений в жизни природных сообществ» [4],[5].

Раздел предполагает следующие виды деятельности учащихся: Раскрытие сущности терминов: природное и искусственное сообщество, цепи и сети питания. Анализ групп организмов в природных сообществах: производители, потребители, разрушители органических веществ. Выявление существенных признаков природных сообществ организмов (лес, пруд, озеро и т. д.). Анализ искусственного и природного сообществ, выявление их отличи- тельных признаков. Исследование жизни организмов по сезонам, зависимость сезонных явлений от факторов неживой природы.

Последний раздел экологической направленности, изучаемый в 5 классе - 6. «Живая природа и человек» представлен 4 часами. Настоящий раздел появляется впервые и рассматривает достаточно глобальные темы, это воздействие человека на природу в историческом аспекте, соответственно с появления хозяйственной деятельности человека и влиянии человека на природу по сегодняшний день, вплоть до сформированных в последнее время экологических проблем, которые человечество пытается разрешить. Важным моментом, на который необходимо обратить внимание при изучении раздела, это то, что деятельность человека вызывает весьма масштабные изменения в природе, мы должны помочь открыть данную проблему, обратить внимание, что данная проблема касается всех и каждого [1]. Также мы говорим о том, какими путями решаются данные проблемы, в частности затрагиваем вопрос биоразнообразия природно-охраняемых территорий, не смотря на сложность данных понятий в 5м классе, соответственно находясь на начальном этапе изучения биологии, данные темы формируются в ознакомительном плане, без расширений дополнительными понятиями. Практическая составляющая данного раздела представлена проведением акции по уборке мусора в ближайшем лесу, парке, сквере или на пришкольной территории [4],[5].

Раздел предполагает следующие виды деятельности учащихся: Анализ и оценивание влияния хозяйственной деятельности людей на природу. Аргументирование введения рационального природопользования и применение безотходных технологий (утилизация отходов производства и бытового мусора). Определение роли человека в природе, зависимости его здоровья от состояния окружающей среды. Обоснование правил поведения человека в природе.

При изучении данных экологических разделов мы формируем следующие образовательные результаты, такие как личностные, выражающиеся в готовности оценивать поведение и поступки с позиции нравственных норм и норм экологической культуры; ориентации на применение биологических знаний при решении задач в области окружающей среды; осознании экологических проблем и путей их решения; готовности к участию в практической деятельности экологической направленности. Следом формируем метапредметные результаты, выражающиеся в прогнозировании возможного дальнейшего развития биологических процессов и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвижение предположения об их развитии в новых условиях и контекстах. Затем и предметные результаты, выражающиеся в способности применять полученные знания, аргументировать основные правила поведения человека в природе и объяснять значение природоохранной деятельности человека; анализировать глобальные экологические проблемы [4].

Таким образом, в условиях обновления ФГОС ООО предметное содержание учебной дисциплины «Биология» претерпело заметное изменение за счет появления новых и дополнения уже имеющихся экологических разделов, т.е мы наблюдаем тенденцию к расширению именно в этой предметной области «Биологии». В связи с этим, при обучении необходимо учитывать все те изменения, прописанные в ФГОС ООО по биологии, также следует адаптировать методическую и инструментальную составляющую предмета «Биология» под современный стандарт в условиях переходного периода.

Списокисточников.

Российская Федерация. Министерство просвещения. Об обеспечении учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями) обучающихся в 2022/23 учебном году: письмо [Министерства просвещения РФ] от 11.11.2021 № 03–1899/ Российская Федерация, Министерство просвещения РФ - Текст:электронный // Гарант ру: [Офиц. сайт]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/ (дата обращения: 23.12.2022).

Российская Федерация. Министерство просвещения. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования России: приказ [Министерства просвещения РФ] от 31.05.2021 N 286/ Российская Федерация, Министерство просвещения РФ - Текст: электронный // КонсультантПлюс: справочно-правовая система [Офиц. сайт]. URL: http://www.consultant.ru/ /link/?req=doc&base=LAW&n=424647&dst=1000000001&demo=1document/cons_doc_LAW_140174/ (датаобращения: 23.12.2022).

Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 4 февраля 2020 г. № 1/20 - Текст: электронный //ФГОСреестр: [Офиц. сайт]. URL: https://fgosreestr.ru/poop/primernaia-osnovnaia-obrazovatelnaia-programma-osnovnogo-obshchego-obrazovaniia-1/ (дата обращения: 23.12.2022).

Примерная основная образовательная программа основного общего образования «Биология». Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 27 сентября 2021 г. № 3/21- Текст: электронный// ФГОСреестр: [Офиц. сайт]. URL: https://fgosreestr.ru/oop/primernaia-rabochaia-programma-osnovnogo-obshchego-obrazovaniia-biologiia / (дата обращения: 23.12.2022).

Сивоглазов, Владислав Иванович.
Биология. 5 класс учебник – Текст: непосредственный // Биология. 5 класс В. И. Сивоглазов, А. А. Плешаков. - Москва : Просвещение, 2019. - 159 с.

Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации : Федер. закон N 273-ФЗ (ред. от 05.12.2022) : принят Гос. Думой 21 дек. 2012 г. : с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020. – Доступ из справ-правовой системы «КонсультантПлюс». – URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 23.12.2022) - Текст : электронный.

Просмотров работы: 151