АРТ-ТЕРАПИЯ КАК ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

АРТ-ТЕРАПИЯ КАК ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Дети — объект защиты и охраны государства, программы которого нацелены на обеспечение их гармоничного физического и нравственного развития. Дети с ОВЗ не являются исключением: им требуется особая помощь и поддержка на всех этапах становления и взросления.

Важное место в процессе обучения и воспитания особенных детей отводится социально-психологической реабилитации, которая помогает ребенку-инвалиду адаптироваться в социуме и приспособиться к различным условиям жизни. В социально-психологической реабилитации наиболее важной технологией помощи является арт-терапия.

В силу своих ограниченных физиологических ресурсов, ребенок-инвалид сталкивается с различными социальными и психологическими барьерами, справиться с которыми невозможно без помощи специалистов.

Арт-терапия стабилизирует психологическое состояние и способствует решению внутренних проблем, преодолению комплексов, проработки травм. Арт-терапевтические мероприятия заняли особую нишу в процессе помощи, оказываемую особенным детям, так как данная технология отличается простотой и понятностью, а также, многие ее виды не требуют затраты больших ресурсов при осуществлении, вследствие чего, данный метод может быть применён в домашних условиях.

Право ребенка с ОВЗ на получение различных видов социальной помощи гарантируется и регулируется Федеральным законом N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и «Конвенцией о правах инвалидов».

По данным Федерального реестра инвалидов, на 1 марта 2022 год, в России насчитывается более 730 тысяч детей ограниченными возможностями здоровья, что составляет 6,1% от общего числа людей с инвалидностью. Самое большое количество особенных детей приходится на группу от 8 до 14 лет - 373 тысячи 038 человек.

По данным Министерства просвещения, количество детей с инвалидностью неуклонно растет каждый год: прирост на 2021 год составил 9,4%. Самой главной причиной увеличения числа детей с ОВЗ является улучшение медицинской диагностики.

По данным Федеральной службы государственной статистики, 30 % детей страдают от психических заболеваний и умственной отсталости, напротив, на нарушение двигательных функции приходится всего 8 %. Детям с органическими повреждениями мозга и психики намного тяжелее адаптироваться в социуме, чем тем детям, которые испытывают трудности в передвижениях.

Вследствие многочисленности группы детей-инвалидов, испытывающих сильные трудности в установлении социальных контактов, арт-терапевтическая работа является важным элементом в их комплексной реабилитации.

Арт-терапии — лечение творчеством, которое помогает особенному ребенку справиться с эмоциональным напряжением, тревогой и раздражением

А. И. Копытин определяет «арт-терапию» как направление в психотерапии, реабилитации и психокоррекции, основанное на упражнениях пациентов (клиентов) изобразительным творчеством.

Данный способ лечения впервые был использован Андрианом Хиллом, британским врачом и художником, в 40-ые годы 20 века. В ходе наблюдения, Андриан Хилл, работавший в туберкулезном диспансере,выявил взаимосвязь между искусством и состоянием больных. Те пациенты, которые увлекались тем или иным видом творчества, быстрее выздоравливали и забывали о своих переживаниях и проблемах. С того времени арт-терапия широко используется в психологической работе с различными категориями граждан.

По мнению Осиповой А.А., главная цель арт-терапии - гармонизация развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания

Как утверждает Медведева Е.А. , главная задача арт-терапии заключается в поиске жизненного смысла через творчество и развитие полноценной личности человека.

Копытин А.И. выделяет следующие организационные формы арт-терапии.: индивидуальная, групповая, семейная арт-терапия.

Методы арт-терапии разнообразны и отличатся всеобщностью. Вследствие чего, могут быть использованы в работе с различными категориями граждан и адаптированы к широкому спектру задач, начиная от психокоррекции и заканчивая развитие личностных характеристик индивида.

Виды арт-терапевтических техник

Название

Характеристика

Сказ

Сказкотерапия

Терапия с использованием метафорического языка сказок. Сказкотерапия помогает побороть чувства страха, уныния, апатии, потерянности, неудовлетворенности собой. Разобраться со своими чувствами, переживаниями, психосоматическими заболеваниями. Посредством сказкотерапии ребенок налаживает контакт с миром, учиться принимать себя со всеми достоинствами и недостатками.

Танцевальная терапия

Терапия движением, позволяющая преодолеть внутреннюю скованность и зажатость, сформировать правильный образ своего тела, преодолеть стеснения и барьеры, развить навык работы в группе.

Музыкальная терапия

Терапия музыкой, направленная на снижение эмоциональной напряженности, преодоление страхов, апатии, путем прослушивания музыкальных произведений и музицирования.

Терапия театральным искусством

Проигрывание ролей, сюжета, которое позволяет посмотреть на проблемную ситуации с позиции наблюдателя, лучше понять свое внутреннее состояние и скорректировать его. Помогает специалисту увидеть скрытые ресурсы клиента, которые могут быть задействованы в решении его трудностей.

Глинотерапия

Работа с глиной. Глина способствует развитию творческих способностей клиента, усидчивость и концентрации внимания, мелкой моторики рук.

Игротерапия

Применение ролевой игры, которая стимулирует познавательные процессы в ситуациях решения задач. Через игру клиент учится общаться и взаимодействовать с другими людьми, тем самым формируются коммуникативные навыки и рушатся психологические барьеры.

Библиотерапия

Использование литературы как одну из форм лечения словом. Чтение специально подобранных произведений, воздействующих на психику.

Гримтерапия

Отражение чувств с помощью гримма на лице: формирование образа собственного «Я», снятие масок.

Песочная терапия

 Уникальная возможность познать свой внутренний мир при помощи пространства юнгианской песочницы, в котором с помощью различных по размеру и назначению предметов и того чувства свободы и защищенности, которое возникает в отношениях со специалистом появляется проекция своего внутреннего, бессознательного мира.

Цветотерапия

Воздействие цвета для создания душевного равновесия, состояния покоя и умиротворения.

Фототерапия

Создание авторский фотографий для их дальнейшего анализа

Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в реабилитационных центрах, цель деятельности которых заключается в содействии становлению и развитию личности ребенка, привитии необходимых жизненных навыков, интегрировании в социум.

Как говорилось ранее, важное место в процессе обучения и воспитания особенных детей отводится социально-психологической реабилитации, которая помогает ребенку-инвалиду адаптироваться в социуме и приспособиться к различным условиям жизни.

В рамках социально-психологической реабилитации проводится арт-терапевтическая работа, воздействующая на внутренний мир особенных детей, испытывающих различные затруднения в процессе своего взаимодействия с окружающей средой.

Арт-терапия помогает побороть чувства страха, уныния, апатии, потерянности, неудовлетворенности собой. Разобраться со своими чувствами, переживаниями, психосоматическими заболеваниями. Посредством данного метода, ребенок налаживает контакт с миром, учиться принимать себя со всеми достоинствами и недостатками. Смягчается протекание процесса социализации и адаптации.

Данная технология имеет коррекционный, воспитывающий и обучающий характер. Она стимулирует мыслительные операции, прививает любовь к чтению, способствует личностному росту, вдохновляет на творчество.

Арт-терапия помогает детям понять свой внутренний мир и найти безопасную форму для выхода негативных чувств и мыслей. Процесс выполнения художественных заданий благоприятствует развитию творческого воображения, наблюдательности, вниманию к деталям и сенсорных способностей, повышает уровень концентрации внимания и сил для преодоления внутренних барьеров.

Арт-терапия — трудный и емкий процесс, подчиненный своим правилам и догматам. От ее эффективности зависит личностное развитие особенного ребенка, становление его психики, формирование внутреннего мира, который наиболее хрупок у детей с ограниченными возможностями здоровья. В силу этого, арт-терапевтическая работа строится на основе гуманных принципов, утверждающих ценность каждого члена общества.

Проблема социализации детей с ограниченными возможностями наиболее остро возникла в современной социальной ситуации, так как нарушения взаимодействия ребенка с внешним миром препятствуют формированию позитивной «Я-концепции», принятию социально-значимых установок, привитию норм и ценностей.

Ребенок с ОВЗ ощущает себя брошенным, потерянным, слабым и уязвимым. Он чувствует себя одиноким и изолированным от внешнего мира.

Одним из методов, способствующих формированию социальных навыков, является арт-терапия.

К целям арт-терапевтической работы с детьми с ОВЗ можно отнести развитие оптимальной социализации и реабилитации, то есть преодоление трудностей в процессе адаптации и обособления.

У ребенка с ОВЗ, в силу особого понимания мира и окружающих людей, эти два процесса протекают в специфической форме. В процессе оказания арт-терапевтической помощи перед специалистом стоит следующие основные задачи: помочь ребенку преодолеть барьеры, стоящие между ним и социумом; содействовать в понимании и принятии себя, своих особенностей; сформировать чувство собственного достоинства и самоценности, то есть воспитать гармоничную личность

Арт-терапия направлена на развитие коммуникативных навыков, принятие себя, усвоению социальных норм и ролей.

При выборе формы работы, необходимо учитывать потребности и особенности детей с ОВЗ.

Н.В. Бибикова в арт-терапии с детьми с ОВЗ выделяет такие особенности:

1. Длительную работу с больными из-за устойчивого характера заболевания, а также снижение вероятности достижения заметных улучшений;

2. Дети с ОВЗ могут нерегулярно посещать занятии по-арт-терапии, в результате своего заболевания, кроме того они могут не иметь заинтересованность в занятиях, что подразумевает жесткую директивность;

3. В связи с нарушением коммуникативной функции, дети с ОВЗ затрудняются в установлении контакта с арт-терапевтом и в участии групповых формах арт-терапии.

Исследователи выделяют следующие сферы, на которые влияет арт-терапии, в работе с детьми с ОВЗ:

1. Физиологическое развитие детей с ОВЗ: развитие мелкой моторики, коррекция звуко- произношения, расслабление мышечных спазмов;

2.Интеллектуальное развитие: на занятиях ребенок с ОВЗ, описывая рисунки, краски,

предметы, картины, расширяет свой словарный запас и кругозор;

3. Эмоциональное благополучие: ребенок чувствует себя более позитивно, уверенно и легко;

4. Психическое здоровье: избавление чувства вины, снижение тревожности и агрессивности;

5. Творческий потенциал: развитие творческого мышления и воображения, обретение хобби;

6. Социальные отношения: в ходе групповых занятий происходит сближение со сверстниками, устраняются барьеры, выстраиваются социальные связи.

Также, выделяются специальные арт-терапевтические упражнения, которые выступают в качестве инструмента социализации и социальной адаптации.

Арт-терапевтические упражнения

Упражнение

Характеристики

«Работа с материалами»

Включает в себя техники и упражнения, применение которых имеет целью преодолеть затруднения (нередко отмечаемые у клиента или группы в начале арт-терапевтического процесса) в изобразительной работе, стимулировать спонтанность, развить воображение и творческие способности; техники, основанные на использовании других изобразительных материалов и средств работы (песка, глины, теста, текстуры, цветной бумаги и т. д.).

«Практические навыки»

Включает в себя упражнения, способствующие тренировке и совершенствованию когнитивных навыков (внимания, памяти, мышления), тесно связанных с практической деятельностью и адаптивными возможностями личности.

«Чувства и эмоции»

Составлена из упражнений и тем, позволяющих выражать широкий спектр различных переживаний, способствующих преодолению эмоциональных проблем.

«Восприятие себя»

Позволяют человеку отразить свой жизненный опыт и систему межличностных отношений с людьми (включая и отношение к самому себе)

«Я работаю в группе»

Упражнения предполагают совместную изобразительную работу в парах, позволяющую развивать коммуникативные навыки, исследовать и корректировать социальные роли и привычные формы поведения

Семьи, имеющего особенного ребенка, не остаются без поддержки государства, которое предоставляет льготы и субсидии, выплачивает пенсии и пособия, организует ряд мероприятий, с целью оказания помощи такой семье.

В Ульяновске функционирует государственный «Реабилитационный центр «Подсолнух», специализирующийся на работе с детьми, имеющими ограничения жизнедеятельности. Учреждение осуществляет свою деятельность с 2001 года.

Основная деятельность центра ориентирована на реабилитацию детей и подростков-инвалидов от 0 до 18 лет (с нарушением ЦНС, в т.ч. дети с ДЦП, с генетическими хромосомными нарушениями, с интеллектуальной недостаточностью, с соматической патологией), а также семей, в которых дети воспитываются. Также, учреждение осуществляет социокультурную реабилитацию инвалидов трудоспособного возраста от 18 до 35 лет [48].

В процессе исследования было проведено наблюдение за проведением арт-терапевтической практик квалифицированными психологами.

Проанализировав 20 занятий с разновозрастными группами детей (от 10 до 17 лет), были выявлены наиболее использующиеся техники арт-терапевтической работы. Градация по степени частоты использования представлена ниже.

Рис. 1 – «Виды арт-терапии, использующиеся на занятиях психолога в реабилитационном центре «Полсолнух»

Исходя из представленной выше шкалы и обсуждение итогов наблюдения со специалистом реабилитационного центра, можно констатировать, что сказкотерапия, изотерапия и музыкальная терапия используются в процессе оказания психологической помощи больше всего. Это может говорить о высокой эффективности данных техник и простых, доступных средств для их проведения.

Реже всего в реабилитационном центре «Подсолнух» проводится техника фототерапии, так как не всегда хватает ресурсов для всех участвующих в занятии и концентрация внимания подопечных центра быстро снижается.

В качестве диагностического инструментария также было использовано анкетирование по теме: «Арт-терапия как метод социально-психологической работы»(Приложение А).

Всего в анкетировании поучаствовало 17 родителей, чьи дети проходили психолого-педагогическую реабилитацию с января по май 2022 года.

Данная анкета содержит в себе 15 вопросов и направлена на определение уровня знаний в области Арт-терапии у родителей особенных детей. Ответы на наиболее важные вопросы приведены ниже в виде статистических круговых диаграмм и пояснений к ним.

Ниже приведен анализ данных, полученных по результатам исследования.

Рис. 2 – Ответ на вопрос: «Знакомы ли Вы с методом Арт-терапии? Если нет, то хотели бы Вы получить информацию о нем?»

Рисунок 2 показывает процентное соотношение родителей, которые владеют и не владеют информацией про метод Арт-терапии. 46% родителей знают про метод, 32% - не знают, но им хотелось бы получить информацию в данной области, 18% родителей неизвестен данный метод и им бы не хотелось узнать о нем.

Исходя из полученных ответов, можно сказать, что большая часть родителей заинтересованы в получении или расширении информации в данном направлении, что говорит о востребованности и значимости метода.

Рис. 3 – Известно ли Вам, какие виды Арт-терапии использовались в работе с Вашим ребенком?

Рисунок 3 иллюстрирует степень владения информацией про виды Арт-терапии, которые использовались в работе с детьми, проходящими реабилитацию в «Подсолнухе». 58% родителей знают, какие направления Арт-терапии освещались на занятиях у психолога, 37% - не владеют такой информацией.

Анализируя полученные данные, можно сделать вывод: большая часть опрошенных родителей владеют информацией о видах метода, следовательно, они могут выяснить, что большего всего подходит их ребенку и использовать это в самостоятельной работе с ним.

Рис. 4 – Доводилось ли Вам участвовать в Арт-терапевтических тренингах, совместно с Вашим ребенком?

Рисунок 4 демонстрирует количество родителей, которые проходили Арт-терапевтиеские тренинги совместно с детьми. 59% родителей участвовали в занятиях, 23% - не участвовали,но им бы хотелось пройти Арт-терапию совместно с ребенком, 10% - не участвовали и не хотят этого делать.

Анализ данных показал, что почти каждый родитель готов быть на Арт-терапевтических занятиях совместно с детьми, следовательно, познакомиться с методикой наглядно, на практике.

Рис. 5 – Хотелось ли Вам расширить свои знания в области Арт-терапии?

На рис. 5 раскрывается степень желания родителей расширить свои знания в области Арт-терапии. 80% - хотят увеличить объем известной информации, 17% - не желают углубляться в эту тему.

Исходя из полученных ответов, можно сделать вывод: достаточное количество родителей заинтересованы в изучении информации о методах реабилитации их детей. Арт-терапия как направление психологической помощи вызывает большой интерес у родительской аудитории.

Рис. 6 – Хотелось ли Вам поучаствовать в Арт-терапевтических тренингах?

Рисунок 6 демонстрирует количество родителей, желающих поучаствовать в арт-терапевтических тренингах. 92% родителей хотели бы посетить арт-терапевтическую практику, 7% - не хотели.

Анализ данных показал большую заинтересованность родителей в методе арт-терапии с практической точки зрения, это может говорить о доверии к данной технологии и понимании ее значимости. Родителям хотелось бы ощутить на себе те чувства и эмоции, которые испытывают их дети во время арт-терапевтической практики, и оценить ее эффективность.

В качестве дополнительного диагностического инструментария, была использована арт-терапевтическая методика «Паровозик», автора Велиевой С.В, направленная на определение особенностей эмоционального состояния ребенка(Приложение Б).

Эмоциональное состояние - совокупностная характеристика таких показателей как:

Нормальное или пониженное настроение;

Удовлетворительная или низкая адаптация в новой или привычной среде;

Состояние тревоги, страха, напряжения;

Фобии.

Задача исследования заключалась в определение степени позитивного или негативного психического состояния (ПС).

Выборку составили 18 детей в возрасте от 6 до 8 лет с легкой степенью нарушений.

Данная методика была проведена совместно с педагогом-психологом.

Результаты исследования были количественно и качественно проанализированы.

Методика «Паровозик»

Количество баллов

Характеристика ПС

Количество детей, %

Менее 3-х баллов

Позитивное психическое состояние

20%

4-6 баллов

Негативное психическое состояние низкой степени

37%

7-9 баллов

Негативное психическое состояние средней степени

27%

Больше 9 баллов

Негативное психическое состояние высокой степени

16%

Психическое состояние поддается корректировке: после проведения методики педагог-психолог составляет как общие, так и индивидуальные рекомендации, с учетом особенностей здоровья каждого ребенка.

Таким образом, по результатам проведенной диагностики можно сделать следующие выводы: 20% детей имеют позитивное психическое состояние, что говорит о внутренней гармонии, положительное восприятие себя и окружающего мира, отсутствие тревоги и страха.

У 37% детей негативное психическое состояние низкой степени, характеризующееся наличие не ярко выраженных комплексов, ухудшение социальной адаптации и суженным кругом интересов.

27% детей имеют негативное психическое состояние средней степени, проявляющееся в ухудшении концентрации внимания, почти полном отсутствии взаимодействия с внешним миром, закрытости в себе, сокращении диапазона эмоциональных реакций.

У 16% детей негативное психическое состояние высокой степени, характеризующееся моторной заторможенностью, агрессией, плаксивостью, быстрой сменой настроения, нежеланием идти на контакт, раздражительностью, высоким уровнем тревожности.

Во трех последних случаях педагог-психолог рекомендует дальнейшую диагностику внутренних противоречий для детализации поля проблем и построения плана лечения. Коррекция разных видов негативного состояния простроено, преимущественно, на методах арт-терапии, которая способствует стабилизации внутреннего состояния и проработки проблем, страхов и фобий.

Рис. 7 – Степень позитивного или негативного психического состояния

Как говорилось ранее, арт-терапия занимает особое место в социально-психологической реабилитации детей с ОВЗ.

Цель арт-терапевтической технологии заключается как в коррекции психических отклонений ребенка, интеграции его в социум, преодоление барьеров, мешающих оптимальному взаимодействию со средой, так и в выявлении психологических особенностей на первых этапах развития и организации ранней помощи, коррекции.

Проанализировав различные источники информации, обобщив и переняв описанный практический опыт, я составила арт-терапевтическое мероприятие, посвященнее приходу весны (Приложение В). Данное мероприятие проводилось 1 марта в реабилитационном центре «Подсолнух», являющемся моей базой практики.

Мероприятие способствовало:

Гармоничному развитию особенных детей;

Закреплению и расширению знаний в области экологии, культуры, этики;

Укреплению межличностных связей в детском коллективе.

Целевую аудиторию составили дети с 10 до 12 лет с легкой и средней степенью ЗПР, в количестве 28 человек, совместно с родителями, которым было предложено до мероприятия ознакомиться с основами арт-терапии, прослушав небольшую лекцию (Приложение В). Лекционный материал был составлен на основе итогов анкетирования, показавшего желание родителей расширить свои знания о данном методе работы.

Большая роль в процессе реабилитации особенного ребенка отводится родителям. От эмоционального климата, отношения к ребенку, от характера совместной деятельности зависит психическое состояние детей, способность идти на контакт и уровень доверия к окружающим.

В реабилитационных центрах действуют программы сотрудничества с семьей подопечных (для детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями развития), которая отражает направленность на обеспечение конструктивного взаимодействия специалистов организации и родителей (законных представителей), в интересах особого ребенка и его семьи.

Мероприятия проводилось совместно с педагогами-психологами, с учетом возрастных особенностей и специфики заболевания.

На празднике дети рисовали, играли, слушали и читали стихи, отвечали на вопросы, узнавали новое о весне, животных и природе. Было совмещено несколько видов арт-терапии: игротерапия, изотерапия, драматерапия, сказкотерапия, музыкальная терапия.

Перед началом события и после него детям было предложено оценить свое эмоциональное состояние. Каждому присутствующему ребенку давались вырезанные из бумаги фигуры сердечек и цветной карандаш. Следовало закрасить пространство внутри шаблона настолько, насколько каждый чувствует свое настроение. Результаты первичной диагностики изложены ниже.

Рис. 8 – Эмоциональное состояние

59% детей закрасили 25% пространства (одну четвертую часть), что говорило о низком уровне эмоционального состояния, наличие неприятных ощущений и дискомфорта.

У 23% детей была закрашена половина,что говорило о стабильном эмоциональном состоянии, без ярко выраженных эмоций радости.

10% детей не закрасили поле, что говорило о высоком уровне негативного состояния, тревоги, апатии, внутреннем блоке.

У 8% детей поле шаблона было полностью закрашено, что говорило о положительном эмоциональном состоянии, чувстве радости, спокойствия и умиротворении.

После праздника, на котором дети взаимодействовали вместе, учились работать в команде, веселились и проявляли свое творческое начало и инициативу, результаты итоговой диагностике изменились в лучшую сторону.

В ходе мероприятия были задействованы все присутствующие, никто не остался в стороне. Если ребенок испытывал чувство стеснения, то в выполнении задания ему помогал психолог или родитель. В ситуации, когда дети не хотели выходить на сцену, предлагалось выполнять задания с места, озвучивая решение или демонстрируя результат.

Рис. 9 – Эмоциональное состояние

Никто из ребят не оставил пустых сердечек, что может свидетельствовать о получении заряда положительных эмоций, кратковременном снижении уровня тревожности, смягчении адаптационных механизмов.

30% ребят закрасили 25% пространства, 48% - половину шаблона, 22% - все сердечко. Таким образом, мероприятие способствовало налаживанию внутригруппового взаимодействия, созданию дружеской атмосферы, снижению негативных проявлений, уменьшению уровня стресса. Данный результат еще раз подтверждает эффективность применения арт-терапии в работе с детьми с ОВЗ.

В реабилитационном центре «Подсолнух» арт-терапевтические тренинги проводятся высококвалифицированными психологами, по соответствующим нормам и правилам, изложенным в теоретической главе. Это было выявлено в ходе наблюдения.

В ходе анкетирования, результаты которого даны и проанализированы выше, был выявлен достаточно высокий уровень оценки арт-терапии родителями особенных детей, подчёркнута видимость результатов в поведении ребенка после прохождения арт-терапевтической сессии. Однако, большинство родителей не были знакомы с коренными положениями данной технологии, их знания отличались поверхностью, не было понимания постулатов и принципов работы, основных методик.

Достаточно высокий процент родителей отметили желание получить более обширную информацию о данном методе, обогатить свои знания и приобрести практический опыт в проведении арт-терапии в домашних условиях со своими детьми.

На основе проведенного исследования и его оценки, были сформулированы следующие рекомендации по проведению просветительской деятельности в области арт-терапии в «Реабилитационном центре «Подсолнух»:

Организовывать лекции, направленные на изучение теоретических основ арт-терапии, основных этапов и принципов работы;

Проводить тренинговые арт-терапевтические занятия, направленные на обучение родителей методикам, которые возможно применять самостоятельно в домашних условиях;

Предоставить родителям необходимый теоретический инструментарий для работы с детьми в домашних условиях;

Проводить арт-терапевтические мероприятия для родителей, помогающие стабилизировать эмоциональный фон, обучение техникам семейной арт-терапии;

Обучить основным правилам организации арт-терапевтического пространства в домашних условиях.

К последним можно отнести следующее:

На начальном этапе терапии предпочтение отдается изотерапии, как самому понятному и легкому в осуществлении методу;

Необходимо иметь широкий выбор цветовой палитры, как карандашей так и красок;

На начальном этапе лучше всего использовать краски, так как необходимость нажима на карандаш может препятствовать раскрепощению;

Все терапевтические рисунки выполняются от руки, без использования циркулей, линеек и транспортиров;

Упражнения подбираются в зависимости от особенностей ребенка, его потребностей и качеств. В этом необходима помощь психолога, который, основываясь на результатах диагностики, подберет необходимый дидактический инструментарий.

Педагог-психолог реабилитационного центра «Подсолнух» рекомендует следующие упражнения, которые можно использовать родитев домашних условиях:

Упражнение «Мой сосуд»;

Упражнение «Мой портрет в лучах солнца»;

Упражнение «Барашек в бутылке»;

Упражнение «Рисуем эмоции»;

Упражнение ««Набрызгивание».

Как говорилось ранее, эффективность реабилитации зависит не только от уровня знаний специалиста и правильности подобранных техник, но и от поддержки со стороны родителей.

Часто родители находятся в сложном эмоциональном состоянии, в депрессии, испытывая чувство вины в связи с имеющимися проблемами развития ребенка. Недостаток информации или ее искажение по правовым, психолого-педагогическим, медицинским вопросам помощи ребенку нередко приводит к ошибочным действиям со стороны родителей в отношении ребенка.

Кроме того, трудности в семье (психологические, межличностные, материальные), негативное отношение социального окружения приводят к изолированности семьи, нередко и к ее распаду. Поэтому специалистам важно осознавать необходимость психологической помощи родителям. Именно она обычно является первым шагом на пути к устойчивому сотрудничеству семьи и специалистов.

Помощником в проработке негативных эмоций и чувств родителей может стать семейная арт-терапия.

По мнению Копытина А.И., семейная арт-терапия сочетает арт-терапию и семейную психотерапию. Она использует изобразительные средства в работе с семьей и при этом опирается на теоретико-методологические разработки семейной психотерапии.

Как и семейная психотерапия, семейная арт-терапия занимается диагностикой и психотерапией семейных проблем, но при этом в качестве ведущего инструмента взаимодействия с членами семьи применяет визуально пластические средства. Именно изобразительная деятельность членов семьи в процессе семейной арт-терапии дает основной материал для исследования и решения семейных проблем.

Прародительницей семейной арт-терапии считают Х. Квятковску, которая впервые начала применять изобразительные средства в работе с семьями.

Семейная диагностическая процедура Х. Квятковска связана с использованием листа бумаги, набора масляной пастели и карандашей.

В ходе совместной работы члены семьи должны создать два рисунка на свободную тему и четыре рисунка согласно заданной инструкции. Все шесть рисунков должны быть созданы в ходе одного занятия.

После создания каждого рисунка членам семьи предлагается поделиться своими впечатлениями, связанными с восприятием рисунков друг друга. Процедура включает следующие шесть заданий.

Свободный рисунок: каждый член семьи рисует то, что придет ему в голову.

Рисунок с изображением семьи: каждый член семьи должен нарисовать свою семью, включая всех ее членов, в том числе, себя. Фигуры членов семьи должны изображаться по возможности целиком.

Абстрактный портрет семьи: данное задание является наиболее сложным для объяснения. Вначале специалист просит членов семьи изобразить абстрактный портрет всей семьи, затем дожидается возможных вопросов тех членов, кто не понимает инструкцию.

Рисунок на основе каракулей: членам семьи предлагается каждому нарисовать каракули, и на их основе затем создать образ. Члены семьи могут вращать лист вокруг оси, добавлять к каракулям новые изобразительные элементы или оставить исходный рисунок без изменений.

Совместное создание каракулей: данное задание предполагает такое же начало, что и в предыдущем задании. Однако, создав индивидуальные каракули, члены семьи должны затем выбрать какой-либо один рисунок и на его основе совместно создать изображение.

6. Свободный рисунок: второй свободный рисунок рассматривается как наиболее важный из всех заданий, поскольку он выявляет способность выдерживать стресс членами семьи, определяет их возможности сохранять внутреннюю стабильность и переживать изменения при переходе от первого задания к последнему.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: родителям особенных детей важно быть вовлечённым в арт-терапевтический процесс, расширять круг своих теоретических и практических знаний в данной области. Проведение арт-терапевтических занятий в домашних условиях не только способствует более эффективному протеканию реабилитационного процесса, но и сближению семьи. Семейная арт-терапия поможет снять стресс, проработать негативные эмоции и снизить уровень тревожности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении подведем итоги проделанного исследования. Цель предложенной курсовой работы была достигнута путем решения задач.

Была раскрыта сущность понятия «арт-терапия», рассмотрены цели, задачи, виды, функции, принципы, правила организации данного вида технологии. Более детально представлены семейная арт-терапия, характерные свойства арт-терапевтического метода.

Раскрыты трудности и проблемы, с которыми сталкиваются особенные дети. Ввиду этого, была отмечена важность работы психолога с ребенком, имеющего ограничения жизнедеятельности.

Проанализированы специфические особенности организации арт-терапевтической работы с особенными детьми, подчеркнуто влияние арт-терапии на их социализацию.

Выделены проблемные сферы, на которые может воздействовать арт-терапия, предложены арт-терапевтические упражнения.

Были проведены: анкетирование по вопросам оценки качества арт-терапии в реабилитационном центре «Полсонух»; методика «Паровозик»; мероприятие, посвященное приходу весны», первичная и вторичная диагностика. Представленные результаты качественно и количественного проанализированы.

В результате изучения был получен материал, анализ которого позволил заключить, что эта тема, несмотря на глубокую степень изученности, требует постоянного дополнения и усовершенствования, так как наблюдается динамика роста детей с ограниченными возможностями здоровья.

Для того, чтобы усовершенствовать арт-терапевтическую помощь, были предложены рекомендации, основу которых составила организация работы с родителями особенных детей. В рамках такого взаимодействия следует проводить ряд мероприятий просветительского характера.

К таким можно отнести: организация лекций, направленных на изучение теоретических основ арт-терапии, основных этапов и принципов работы; проводение тренинговых арт-терапевтических занятий, направленных на обучение родителей методикам, которые возможно применять самостоятельно в домашних условиях; предоставление родителям необходимый теоретический инструментарий для работы с детьми в домашних условиях; проводение арт-терапевтических мероприятий для родителей, помогающих стабилизировать эмоциональный фон, обучение техникам семейной арт-терапии; обучение основным правилам организации арт-терапевтического пространства в домашних условиях.

Таким образом, задачи были решены в полном объёме, и гипотеза была подтверждена.

Подводя итоги, следует отметить, что в арт-терапевической работе должны участвовать не только высококвалифицированные специалисты, но и семьи, в которых воспитываются особенные дети, так как от семейного климата напрямую зависит положительная динамика психического состояния ребенка, уровень его интегрированности в общество и взаимодействие с окружающей средой.

Список использованных источников

Нормативно-правовые акты

Декларация о правах инвалидов: Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН № 3447 от 9 декабря 1975 г. // Генеральная Ассамблея ООН: 2433-е пленарное заседание. – 1975.

Конвенции о правах инвалидов: Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 61/106: подписана Российской Федерацией 27 сентября 2008 г. // Собрание договоров ООН. – Нью-Йорк, 2006.

Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2015 г. N 1297 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2020 годы" [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://base.garant.ru/77673671. – (Дата обращения: 09.11.2020).

Федеральный закон от 28.12.2013 №442-ФЗ (последняя редакция) «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156558. – (Дата обращения: 25.10.2020).

Федеральный закон от 24.11.1995 №181-ФЗ (ред. от 02.12.2019) «О социальной защите инвалидов в РФ» [Электронный ресурс] – http: // www. consultant.ru/ document/ cons_doc_LAW_8559. – (Дата обращения: 25.10.2020).

Литература

Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений/ Л.И.Акатов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. – 368 с.

Александров, А.А. Аналитико-катартическая терапия эмоциональных нарушений / А.А. Александров. – СПб.: Спецлит, 2017. – 237 c.

Анищенко О.В. Коррекция эмоциональных нарушений у детей и подростков с ОВЗ // Работник социальной службы. – 2019. – №6. – С.88-91.

Бочкова Н.М. Декоративно-прикладное искусство в работе с детьми с ОВЗ // Социальная работа. – 2014. – №2. – С. 51-54.

Богданович, В. Новейшая арт-терапия. О чем молчат искусствоведы / В. Богданович. – Пенза: Золотое сечение, 2008. – 224 c.

Вальдес, Одриосола М.С. Интуиция, творчество и арттерапия / М.С. Вальдес Одриосола.. – М.: ИОИ, 2012. – 96 c.

Гаврилова О.Н. «Комната Монтессори» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Работник социальной службы. – 2019. – №6. – С. 75-77.

Голиков Н.А. Дети-инвалиды: инвалидизация, интеграция, инклюзия // Теория и практика общественного развития. – 2018. – № 3. – С. 16-20. 

Дембская М.А., Цвелодуб Л.В. Сказкотерапия как технология в социальной работе с пожилыми людьми и инвалидами // Социальное обслуживание. 2019. №12. С. 58-63.

Добреньков, В.И. Фундаментальная социология в 15 томах.Т.8: Социализация и образование / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. – М.: ИНФРА, 2005. – 1040 с.

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб.: Речь, 2020. – 320с.

Исханова, С.В. Игротерапия в логопедии: артикуляционные превращения: Логопедическое пособие для родителей и педагогов / С.В. Исханова. - Рн/Д: Феникс, 2013. – 45 c.

Карзунина, О.С. Развитие мелкой моторики руки и речи у обучающихся с глубокой умственной отсталостью средствами изобразительной деятельности // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2020. – № 2. – С. 104-107.

Киселева М.Б. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми/ М.Б.Киселева. – СПб.: Речь, 2018. – 160 с.

Копытин, А.И. Современная клиническая арт-терапия: Учебное пособие / А.И. Копытин. – М.: Когито-Центр, 2015. – 526 c.

Копытин, А.И. Арт-терапия детей и подростков / А.И. Копытин, Е.Е. Свистовская. – М.: Когито-Центр, 2014. – 197 c.

Никитин, В.Н. Арт-терапия: Учебное пособие / В.Н. Никитин. – М.: Когито-Центр, 2014. – 328 c.

Медведева Е.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном и инклюзивном образовании: учебник для СПО / Е. А. Медведева. 2-е изд., испр. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2018. 274 с.

Мудрик А.В. Социализация человека: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.В. Мудрик. 3-е изд., испр. и доп. М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та, 2011. – 304 с.

Плохова И.А., Бибикова Н.В. Глоссарий по социальной работе: учебно-методическое пособие / И.А. Плохова, Н.В. Бибикова. – Ульяновск: ФГБОУ ВО «УлГПУ имени И.Н. Ульянова», 2020. – 36 с.

Терехова, Н. Б. «Сказкотерапия» как форма психолого-педагогической работы с детьми ОВЗ // Молодой ученый. 2019.№13. С. 290292.

Филиппова, А.В. Дэнс-терапия как нетрадиционное средство коррекции нарушений речи у детей дошкольного возраста // Логопед в детском саду. – 2020. – № 1. – С. 130-132.

Хаджиева В.З. Мандалатерапия как средство коррекции негативных форм поведения у несовершеннолетних // Работник социальной службы. – 2019. – №12. – С. 116-120.

Холостова, Е. И.  Социальная работа: учебник для вузов / Е. И. Холостова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. –755 с.

ХолостоваЕИСоциальная работа с инвалидами: учебное пособие / ЕИХолостова. – 3-е изд. перераб. и доп. – Москва: Дашков и К°, 2013. – 240 с.

Холостова Е.И., Климанова Г.И. Энциклопедия социальных практик поддержки инвалидов в РФ/ Е.И.Холостова, Г.И.Климанова. Москва: Дашков и Компания, 2016. 824 с

Просмотров работы: 475