Демографические тренды в территориальном планировании городов российского Севера - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Демографические тренды в территориальном планировании городов российского Севера

Щербакова Н.Е. 1
1Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Пространственное развитие территории тесно связано с демографическими процессами, поскольку они в значительной степени определяют стабилизацию или сжатие сложившейся сети населенных мест и вместе с ней освоенного пространства [1]

Зона Севера характеризуется суровыми природно-климатическими условиями и недостаточно развитой социальной инфраструктурой, что предопределяет специфику расселения населения на северных территориях России. Они характеризуются большой площадью территории и малой плотностью населения. Российские и зарубежные исследователи сходятся во мнении, что северные территории характеризуются суровыми природно-климатическими условиями и недостаточно развитой социальной инфраструктурой [2, 3].

Арктическая зона России охватывает 9 регионов: четыре относятся к ней полностью, пять – частично. Площадь арктических территорий – 4,8 млн км² (28% территории страны). Здесь проживает 2,6 млн человек, больше половины населения мировой Арктики.

При этом российский Север богат полезными ископаемыми и обладает большим геополитическим значением для страны [4, 5, 6]. Наличие постоянного населения на северных территориях является необходимым условием их экономического развития. Поэтому выявление демографических особенностей северных территорий имеет высокую актуальность.

Следует учитывать, что население российского Севера имеет определенные «северные» льготы и компенсации. Одна из них – более ранний выход на пенсию [7]. Согласно пенсионной реформе, с 2019 г. повышен возраст выхода на пенсию российских граждан, включая жителей Крайнего Севера. Для трудящихся в районах Крайнего Севера пенсионный возраст повышен. Он составляет в настоящее время 60 лет для мужчин и 58 лет для женщин против 55 лет и 50 лет соответственно до 2019 г.

Мировые тенденции расселения населения в зоне Севера таковы, что на постоянное место жительства туда приезжают наиболее активные, молодые и здоровые люди. Они готовы терпеть лишения, связанные с неблагоприятным климатом, удаленностью территорий от административного центра, недостаточной развитостью социальной инфраструктуры ради возможности заработать и реализовать свои амбициозные планы. Это показали исследования [8].

Применялся традиционный прямой метод демографических исследований. Этот метод заключается в изучении и анализе определенных демографических характеристик населения на определенной территории в определенное время. Метод успешно применялся в других исследованиях населения Севера [9]. На основе полученной информации рассчитываются основные демографические показатели, которые используются для выявления особенностей населения Северных территорий России:

– соотношение полов (kгендер) – рассчитывается как количество женщин, постоянно проживающих на территории региона, приходящихся на 1000 мужчин, постоянно проживающих на территории того же субъекта Российской Федерации;

– средний возраст (Вср) – рассчитывается как отношение суммы произведений возраста на численность населения, его достигшего, к общей численности населения, проживающего в регионе; измеряется в годах;

– ожидаемая продолжительность жизни (ПРож) – обозначает среднее количество лет предстоящей жизни человека, постоянно проживающего на территории региона; измеряется в годах;

– коэффициент рождаемости – показывает, сколько родившихся младенцев приходится на 1000 человек постоянного населения региона;

– коэффициент смертности – показывает, сколько умерших приходится на 1000 человек постоянного населения субъекта Российской Федерации;

– коэффициент естественного прироста – показывает разницу между коэффициентами рождаемости и смертности постоянного населения субъекта Российской Федерации.

Таблица 2.1 – Некоторые демографические показатели российских регионов, полностью или частично отнесенных к зоне Севера

Субъект Российской Федерации

kгендер*

Вср**

ПРож**

Коэффициент рождаемости, на 1000 чел. населения***

Коэффициент смертности, на 1000 чел. населения***

Коэффициент естественного прироста, на 1000 чел. населения ***

I территориальная категория – регионы, полностью отнесенные к зоне Севера

Мурманская область

1086

38,5

70,46

9,7

11,0

–1,3

Республика Карелия

1193

40,5

69,2

9,7

14,7

–5,0

Архангельская область

1134

40,2

70,16

9,8

13,1

–3,3

Ненецкий автономный округ

1051

31,5

65,76

13,9

9,0

4,9

Республика Саха (Якутия)

1061

34,1

69,13

13,5

7,8

5,7

Чукотский автономный округ

963

34,9

62,11

12,6

11,1

1,5

Камчатский край

1009

37,9

67,98

11,0

11,2

–0,2

Сахалинская область

1082

38,6

67,70

12,3

12,6

–0,3

Магаданская область

1064

38,3

67,12

9,6

11,3

–1,7

Окончание таблицы 2.1

Субъект Российской Федерации

kгендер*

Вср**

ПРож**

Коэффициент рождаемости, на 1000 чел. населения***

Коэффициент смертности, на 1000 чел. населения***

Коэффициент естественного прироста, на 1000 чел. населения ***

Ямало-Ненецкий автономный округ

1018

33,3

71,23

13,4

4,7

8,7

Ханты-Мансийский автономный округ

1053

34,7

72,23

13,5

6,2

7,3

Республика Тыва

1089

29,5

61,79

20,4

8,8

11,6

Республика Коми

1118

38,2

69,27

10,2

11,8

–1,6

II территориальная категория – регионы, частично отнесенные к зоне Севера

Томская область

1132

38,0

70,33

10,9

11,1

–0,2

Хабаровский край

1096

38,3

67,92

11,4

12,7

–1,3

Тюменская область

1070

37,1

71,35

13,8

11,0

2,8

Красноярский край

1141

38,2

72,29

11,6

12,3

–0,7

Субъект Российской Федерации

kгендер*

Вср**

ПРож**

Коэффициент рождаемости, на 1000 чел. населения***

Коэффициент смертности, на 1000 чел. населения***

Коэффициент естественного прироста, на 1000 чел. населения ***

Иркутская область

1163

37,4

66,72

12,9

12,9

0,0

Приморский край

1088

39,5

68,19

10,5

13,5

–3,0

Республика Алтай

1107

34,0

67,34

15,2

9,9

5,3

Республика Бурятия

1099

35,5

67,67

14,1

10,5

3,6

Забайкальский край

1087

35,9

67,11

12,7

12,2

0,5

Амурская область

1114

37,9

66,38

11,1

13,3

–2,2

Пермский край

1177

38,8

67,82

11,2

13,2

–2,0

Примечание: * по состоянию на 2016 г., ** по состоянию на 2017 г., *** по состоянию на 2021 г.

В основу легли демографические характеристики российских регионов, полностью (всего 13 субъектов Российской Федерации) или частично (всего 11 субъектов Российской Федерации) отнесенных к зоне Севера, т.е. расположенных за Полярным кругом или приравненных к ним местностям.

В таблице 2.1 представлены некоторые демографические показатели российских регионов, полностью (отнесены к I территориальной категории) или частично (отнесены их ко II территориальной категории) отнесенных к зоне Севера.

Исследование показало, что по состоянию на 2021 г. в среднем в России приходилось 1157 женщин на 1000 мужчин. В последние годы этот показатель довольно стабилен. Например, по состоянию на 2018 год на 1156 женщин приходится 1000 мужчин (kгендер = 1156) [54]. В российских регионах I территориальной категории гендерная ситуация иная. В среднем на северных территориях kгендер = 1071. За исключением Карелии (kгендер = 1193), гендерный показатель ниже, чем в среднем по России. В некоторых регионах, например на Чукотке, женщин вообще меньше, чем мужчин (kгендер = 963). В 2013 г., помимо Чукотки, было еще два региона, в которых отмечалось численное превосходство мужчин. Это Камчатский край и Ямало-Ненецкий автономный округ. В российских регионах II территориальной категории гендерная ситуация следующая: kгендер = 1116. Это также ниже, чем в среднем по России. Ни в одном регионе показатель не доходит до среднего по России значения.

Проведенное сопоставление позволило выяснить, что гендерная ситуация в большинстве северных регионов I и II территориальных категорий отличается от среднероссийской. В отдельных регионах женщин меньше, чем мужчин. В подавляющем большинстве других регионов женщины преобладают, но на 1000 мужчин их приходится меньше, чем в среднем по России.

Далее проведем сравнительный анализ среднего возраста людей, постоянно проживающих на территориях северных регионов I и II категорий, с возрастом среднестатистического россиянина. По официальным статистическим данным, средний возраст гражданина России по состоянию на 2017 г. составлял 39,0 лет (Вср = 39,0) [10]. В регионах I территориальной категории люди в среднем моложе на 2,8 года. Причем только два региона – Республика Карелия (Вср = 40,5) и Архангельская область (Вср = 40,2) – имеют показатель выше, чем среднероссийский. Показатели Мурманской области (Вср = 38,5) и Сахалинской области (Вср = 38,6) приближаются к среднероссийскому значению. Наиболее «молодое» население имеют Тыва (Вср = 29,5), Ненецкий автономный округ (Вср = 31,5), Ямало-Ненецкий автономный округ (Вср = 33,3) и Якутия (Вср = 34,1). Это те же регионы, которые увеличили численность населения за последние годы и имеют положительное сальдо миграции. Отметим, что Республика Тыва является второй по «молодости» населения в России, после Республики Чечня, среди 85 субъектов Российской Федерации.

В регионах II территориальной категории люди также моложе, чем в среднем по России, в среднем на 1,7 года (Вср = 37,3). Здесь только Приморский край имеет показатель выше, чем среднероссийский (Вср = 39,5). Показатели Пермского края (Вср = 38,8) приближаются к среднероссийскому значению. Здесь наиболее «молодое» население имеют Республика Алтай (Вср = 34,0) и Республика Бурятия (Вср = 35,5). Таким образом, среднестатистический житель северных регионов I и II территориальных категорий в среднем более «молодой», чем среднестатистический россиянин.

Далее проведем сравнительный анализ рождаемости на северных территориях I и II категорий с рождаемостью по стране в целом. В 2018 г. в России в пересчете на 1000 человек постоянного населения родилось 10,9 младенца [10]. Этот демографический показатель сильно варьируется в северных регионах I территориальной категории: от 9,6 в Магаданской области до 20,4 в Республике Тыва. В северных регионах II территориальной категории ситуация схожая: разброс от 10,5 в Приморском крае до 15,2 в Республике Алтай.

Особо отметим тот факт, что коэффициент рождаемости северных регионов существенно снизился. Например, в Республике Алтай он изменился от 25,3 в 2015 г. до 15,2 в 2018 г.; в Республике Тыва от 23,8 в 2015 г. до 20,4 в 2018 г.; в Республике Саха (Якутия) от 17,1 в 2015 г. до 13,5 в 2018 г.; в Тюменской области от 16,6 в 2015 г. до 13,8 в 2018 г.; в Архангельской области от 12,4 в 2015 г. до 9,8 в 2018 г.

В 2018 г. в России в пересчете на 1000 человек постоянного населения умерло 12,4 человека [54]. Как и в случае с коэффициентом рождаемости, этот демографический показатель сильно варьируется в северных регионах I территориальной категории: от 4,7 в Ямало-Ненецком автономном округе до 14,7 в Карелии. В северных регионах II территориальной категории ситуация схожая: разброс от 9,9 в Алтае до 13,5 в Пермском крае.

В половине северных регионов I и II территориальных категорий в 2018 г. отмечен положительный естественный прирост. То есть число рождений превышает число смертей. В России коэффициент естественного прироста составил – 1,5, то есть в среднем на 1000 человек постоянного населения число умерших на 1,5 человека выше, чем число родившихся. На большинстве территорий, полностью или частично отнесенных к зоне Севера, этот показатель существенно выше. Не подтверждается этот вывод только в Карелии (коэффициент естественного прироста – 5,0), Архангельской области (–3,3), Республике Коми (–1,6), где значения естественного прироста ниже среднероссийского. Среди регионов, частично отнесенных к зоне Севера, довольно существенные отрицательные значения естественного прироста в Приморском крае (–3,0), Амурской области (–2,2), Пермском крае (–2,0). Естественный прирост особо заметен в Ханты-Мансийском АО (соответствующий коэффициент 7,3), Ямало-Ненецком АО (коэффициент 8,7) и Республике Тыва (коэффициент 11,6). Это также отличает северные территории России от прочих.

Проведенное исследование демографических особенностей северных регионов России актуализируется в условиях внедрения пенсионной реформы. Население российского Севера имеет устойчивые социальные гарантии – законодательно закрепленные «северные» льготы и компенсации. Одна из них – более ранний выход на пенсию. До реформы мужчины, проживающие в северных и приравненных к ним регионах, выходили на пенсию в 55 лет, а женщины – в 50 лет. Теперь возраст выхода на пенсию вырос на пять лет. Данные, представленные в таблице, показывают, что ожидаемая продолжительность жизни (ПРож) в некоторых регионах Севера ненамного превосходит возраст выхода на пенсию. Таким образом, возраст дожития северных жителей невысок.

Можно выделить пять сценариев изменения численности городского населения российского Севера. Первый – максимальное снижение численности постоянного населения. Второй – снижение численности населения низкими темпами. Третий – стабилизация численности населения на текущем уровне. Четвертый – небольшое увеличение численности населения, а затем ее стабилизация. Пятый – значительное увеличение численности населения российского Севера по сравнению с текущим уровнем, а затем ее стабилизация. Каждый из них несет определенные риски и имеет преимущества для социально-экономического и политического развития страны.

Хотя три первых сценария позволяют экономить значительные ресурсы на инфраструктуре и медицине, негативных последствий гораздо больше. При их реализации государство не только теряет возможность комплексно развивать российский Север, но и фактически исключает данную территорию из экономического пространства страны, поскольку в таком случае территории не развиваются, судоходство по Северному морскому пути становится крайне затрудненным, а экономика – еще более зависимой от мигрантов, которые не всегда подготовлены к работе в Арктике, а существующие социально-экономические проблемы не решаются. Ущерб с политической точки зрения будет нанесен колоссальный, так как будет дан сигнал о том, что лидер освоения Арктики сам отказывается от своего лидерства, своих завоеваний и претензий на территории. Следовательно, необходимо увеличивать численность населения российского Севера. Несмотря на проблемы проживания в российского Севера, связанные с медицинскими аспектами [11], только два последних сценария соответствуют текущим потребностям.

До какого уровня необходимо увеличивать население? Этот вопрос является дискуссионным. Обычно в работах лишь констатируется необходимость увеличения населения российского Севера, но в некоторых работах есть и количественные оценки. Так, В.Н. Половинкин приводит данные о том, что в Арктике только для реализации уже намеченных высокотехнологичных программ необходимо не менее 7–8 млн человек [12]. Если исходить из такой логики, то население российского Севера в ее современных границах должно быть не менее 5–6 млн, и горожан должно быть большинство, поскольку меньшее число людей будет недостаточным для обеспечения интересов России в этом регионе и достижения стабильности. С точки зрения определения темпов изменения численности населения российского Севера мы имеем три альтернативы.

Во-первых, органы государственной власти могут начать понижать темпы демографического развития регионов российского Севера, имеющих более высокие темпы естественного прироста населения, и сближать их с уровнем демографического развития страны в целом. Вероятность этого невелика, так как одним из основных вопросов, стоящих перед государством в настоящее время, является увеличение численности населения, поэтому проведение подобной политики не отвечает потребностям страны.

Во-вторых, органы государственной власти могут начать реализовывать меры, направленные на повышение показателей рождаемости в регионах российского Севера и снижение показателей смертности, т.е. увеличивать различия между российским Севером и остальными регионами. Вероятность этого тоже не очень велика, потому что даже при существующем уровне рождаемости население российского Севера уменьшается из-за миграционного оттока, связанного с недостаточно высоким уровнем и качеством жизни на данных территориях. Кроме того, это нежелательно с точки зрения государственного управления: по мнению одного из ведущих теоретиков демографической политики в СССР А.Я. Кваши, целью демографической политики является «создание принципиально единого для страны типа воспроизводства населения». Скорее всего, государство оставит текущие показатели без изменений и не будет разрабатывать дополнительные программы демографического развития АЗ РФ, потому что это самое простое решение, но противоречит целям государства в этом регионе. Увеличение численности населения российского Севера при сохранении текущих темпов естественного прироста означает активное привлечение мигрантов, из которых только небольшая часть приехавших останется здесь жить постоянно. Это означает, что привлекаться будут временные мигранты и вахтовики. Между тем здоровьем работников, вынужденных постоянно перемещаться из одной климатической зоны в другую, ухудшается, так как организм не успевает адаптироваться к изменениям. В этих условиях роль городских поселений, являющихся узловыми точками опорного каркаса расселения, будет расти, так как они важны и при использовании вахтового режима занятости с опорой на местные трудовые ресурсы (внутрирегиональную миграцию), что должно привести к увеличению абсолютной численности городского населения и его доли, особенно в западном макрорегионе. Второй вывод связан с тем, что хотя население российского Севера в ряде регионов преимущественно городское, в Чукотском и Ненецком автономных округах и Республике Саха (Якутия) его доля гораздо ниже среднего не только по Северу, но и по России.

В-третьих, несмотря на существование прироста населения в ряде городских поселений российского Севера, органы статистики фиксируют продолжающееся снижение численности городского населения. Это можно связать в основном с миграционным оттоком. В отличие от большинства городских поселений, расположенных вне регионов российского Севера, в которых увеличение численности населения в основном обеспечивалось за счет механического прироста в результате естественной убыли населения, в большинстве городских поселений, расположенных в российском Севере, существовал естественный прирост населения.

В-четвертых, более высокие темпы демографического развития российского Севера в целом и ее городах в частности можно связать с более благоприятной половозрастной структурой населения, которая обеспечивает высокую рождаемость при низкой смертности, обусловленной особенностями развития Арктики.

В-пятых, наилучшие показатели естественного прироста демонстрировали городские поселения Ямало-Ненецкого автономного округа и Красноярского края. Далее шли Ненецкий и Чукотский автономные округа и республики Коми и Якутия (Саха). Наихудшие показатели наблюдались в Мурманской и Архангельской областях. Во всех регионах российского Севера расположены значительные запасы минеральных и биологических ресурсов, поэтому было бы неверным утверждать, что различия в показателях обусловлены сырьевой специализацией регионов. Например, в Архангельской и Мурманской областях расположены крупные месторождения полезных ископаемых, транспортная сеть в них развита, однако уровень демографического развития ниже. В значительной степени низкий уровень демографического развития в них обусловлен недостатками управления данными территориями на всех уровнях власти.

Какие меры государственной политики могут быть использованы для предотвращения убыли населения в городах российского Севера? Рекомендации связаны с развитием инфраструктуры и повышением уровня жизни. Эти направления актуальны для любого региона России, однако в условиях Севера их значимость особенно велика, так как в крайне неблагоприятных природных условиях неразвитость инфраструктуры в отличие от южных регионов далеко не всегда может быть компенсирована усилиями самих граждан. Вследствие этого уровень жизни населения оказывается ниже потенциально возможного, что ведет к миграционному оттоку. При развитии инфраструктуры наибольшее внимание следует уделить созданию транспортного каркаса и социальной инфраструктуре, поскольку возможность получения важных услуг на местах способствует мобильности пространства и является залогом поддержания жизнеспособности местных сообществ, а также развитию качественной связи и повышению занятости.

Для поддержания требуемой численности населения российского Севера крайне важна и миграционная политика, направленная на оптимизацию долей различных форм занятости (кратко, среднесрочной и постоянной). Если для краткосрочной занятости наличие развитой инфраструктуры не столь важно, то для двух других видов ее роль является определяющей. Добиться привлечения дополнительных работников из других регионов РФ и закрепления уже имеющихся можно не только путем развития инфраструктуры, но и путем разработки системы стимулов для всех типов занятых. Для населения российского Севера необходимо разработать особую систему гарантий и компенсаций: например, введение «арктического» трудового коэффициента и различных преференций для лиц моложе 30 лет, а также системы минимальных социальных стандартов, закрепленных специальным законом. В любом случае необходимо решение социальных и экономических проблем, в первую очередь городских поселений, которые являются наиболее эффективной формой проживания в условиях Севера. Разорванность коммуникаций препятствует комплексному освоению Арктики и повышению уровня и качества жизни населения российского Севера, поэтому развитие транспортной инфраструктуры (в том числе и альтернативного транспорта) будет способствовать решению ряда задач.

Во-первых, это будет способствовать повышению рентабельности освоения ряда месторождений (например, Томторского месторождения редкоземельных металлов, ввод которого сыграет значительную роль в обеспечение безопасности страны), созданию промышленных кластеров и в итоге повышению занятости жителей городов. Развитие транспортной инфраструктуры позволит также создать дополнительные рабочие места в сфере услуг, что будет способствовать диверсификации экономики российского Севера (особенно в моногородах и других депрессивных территориях), снизить зависимость этих городов только от одного вида деятельности и миграционный отток.

Во-вторых, развитие транспортной сети необходимо для обеспечения населения широкой номенклатурой продовольственных и промышленных товаров по более низкой по сравнению с нынешней стоимости и стимулирования торговли путем повышения скорости оборачиваемости средств, а также повышения доступности социальных услуг. Это повысит уровень жизни населения и также снизит миграционный отток.

Наконец, для повышения управляемости социально-экономическими процессами на Севере необходима разработка комплексной программы расселения населения, которая предполагает увязку всех документов, посвященных развитию российского Севера (том числе городских поселений), в единое целое. Такая программа актуальная еще в силу того, что задаст вектор развития всей российского Севера и ее отдельных территорий. В итоге целью развития российского Севера являются не только экономические аспекты (например, обеспечение экономического развития человеческими ресурсами), но и создание таких условий, чтобы российский Севера воспринимался как Родина и жизнь в ней была выбором человека, а не вынужденным решением заложника обстоятельств.

Библиографический список

1. Щукина А.С. Оценка демографических разделов документов территориального планирования – Тест: электронный //Староосвоенные районы: генезис, исторические судьбы, современные тренды развития. – 2019. – С. 216-224. – URL: http://www.ecoross.ru/files/books2019/Staroosv._2019.pdf#page=217

2. Торопушина Е.Е. Социальная инфраструктура как фактор саморазвития территории российской Арктики» – Текст: электронный // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2018. № 5. С. 14–23. – URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_36924646_68272530.pdf

3 Andrew R. Socio-Economic Drivers of Change in the Arctic. – Текст: электронный // Arctic Monitoring and Assessment Programme Technical Report No. 9 (2014) – URL: https://oaarchive.arctic-council.org/bitstream/handle/11374/730/tr9_aaca_scenarios_2014.pdf.
pdf?sequence=1&isAllowed=y –
Текст: электронный.

4 Скуфьина Т.П. Природные ресурсы как факторы повышения уровня социально-экономического развития территории: современное состояние проблемы и арктический вектор исследований / Скуфьина Т.П., Баранов С.В. – Текст: электронный// Фундаментальные исследования. 2018. № 6. С. 211–216. – URL: https://s.fundamental-research.ru/pdf/2018/6/42194.pdf

5 Berman M. Remoteness, Transportation Infrastructure, and Urban-Rural Population Movements in the Arctic Proc. Int. Conf. Urbanisation of the Arctic, Nuuk, Greenland, August 2012. / Berman M., Howe L./Stockholm: Nordregio. P. 108–122. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/remoteness-and-mobility-transportation-routes-technologies-and-sustainability-in-arctic-communities

6 Larsen J.N. Arctic Human Development Report: Regional Processes and Global Linkages. Ed. by J.N. Larsen, G. Fondahl. Copenhagen: Nordisk Ministerrad, 2015. 128 р. – URL: https://www.google.com/books?hl=ru&lr=&id=BmO2BgAAQBAJ&oi=fnd&pg=PA1&dq=8+Larsen+J.N.+Arctic+Human+Development+Report:+Regional+Processes+and+Global+Linkages.+&ots=w0fxRB3xFF&sig=9uKuxkLBU8GKjDAhsUkOWyLzxG8 – Текст: электронный

7 Скуфьина Т.П. Российская Арктика: фундаментальные проблемы социально-экономического развития и позиции исследований – Текст: электронный // Фундаментальные исследования. 2012. № 11–3. С. 790–793. – URL: https://s.fundamental-research.ru/pdf/2012/11-3/30617.pdf.

46 Самарина В. П. Особенности территориальной организации населения регионов Севера / Самарина В. П., Баранов С. В., Скуфьина Т. П. – Текст: электронный //Вестник Тюменского государственного университета. Экология и природопользование. – 2007. – №. 3. – С. 204-212. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=9515636.

9 Samarina V. Migration and socioconomic effectiveness of Russias Northern regions. /Samarina V., Skufina T., Samarin A. – Текст: электронный //The EUrASEANs: Journal on Global Socio-Economic Dynamics. 2018. vol. 5. no. 12. P. 39–57. – URL: https://euraseans.com/index.php/journal/article/download/112/106

10 Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: www.gks.ru/ (дата обращения: 03.03.2020). – Текст: электронный – Режим доступа: сеть Интернет.

11 Белишева Н.К. Проблема здоровья населения в свете реализации Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации / Белишева Н.К., Петров В.Н. /– Текст: электронный // Труды Кольского научного центра РАН. 2013. № 6 (19). С. 152-173 – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-zdorovya-naseleniya-v-svete-realizatsii-strategii-razvitiya-arkticheskoy-zony-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 09.04.2021).

12 Половинкин В. Н. Человеческие ресурсы-главная проблема развития Севера. – Текст: электронный //Арктика: экология и экономика. – 2013. – №. 4. – С. 12. .– URL: http://www.ibrae.ac.ru/docs/4(12)/026_031_ARKTIKA_4(12)_12_2013.pdf

Просмотров работы: 23