ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кунникова О.Н. 1, Ермолина М.В. 1
1Северный (Арктический) Федеральный университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Дети с ограниченными возможностями здоровья могут реализовать свой потенциал социального развития лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания – образования, обеспечивающего удовлетворение как общих с нормально развивающимися детьми, так и особых образовательных потребностей.

В настоящее время активно формируется опыт инклюзивного образования. Ключевые особенности:

дети ходят в местную (находящуюся рядом с домом) школу;

поддержка в обучении детей с различными способностями (таким образом, улучшается качество обучения не только детей с особыми потребностями, но и показатели всех детей);

все дети участвуют во всех мероприятиях, где класс и школьная среда являются инклюзивными;

индивидуальное детское обучение поддерживается совместной работой учителей, родителей и всеми теми, кто может оказать такую поддержку;

инклюзивное образование помогает предотвратить дискриминацию в отношении детей и поддерживает детей с особыми потребностями в их праве быть равноправными членами своих сообществ и общества в целом [1].

Однако такой вариант обучения детей с ОВЗ ставит школу и педагогов перед рядом проблем: как организовать урок в инклюзивном классе, какие использовать формы, как распределить режим учебной нагрузки для ребенка, в какое время и когда проводить индивидуальные коррекционно-развивающие занятия и множество других вопросов.

Реализация инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях базируется на следующих содержательных и организационных подходах, способах, формах:

• индивидуальный учебный план и индивидуальная образовательная программа учащегося – ребенка с ОВЗ - по развитию академических знаний и жизненных компетенций;

• социальная реабилитация ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении и вне его;

• психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения и социализации;

• психолого-педагогический консилиум образовательного учреждения;

• индивидуальная психолого-педагогическая карта развития ребенка с ОВЗ;

• рабочие программы освоения предметов образовательной программы в условиях инклюзивного образования детей с ОВЗ в соответствии с образовательными стандартами;

• тьюторское сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения;

• адаптивная образовательная среда;

• сплочение ученического коллектива, развитие навыков сотрудничества, взаимодействия и взаимопомощи;

• ориентация воспитательной системы организации на формирование и развитие толерантного восприятия и отношений участников образовательного процесса.

Для хорошего преподавания в инклюзивной образовательной среде организация деятельности педагогов и учеников имеет самое важное значение. Чётко построенная структура ежедневной работы позволяет педагогическому процессу проходить ясно, определённо и эффективно [2].

Комплектование инклюзивных классов осуществляется на основании заключения ПМПК при обязательном согласии родителей (законных представителей) и наличии в организации необходимых условий, включающих кадровое обеспечение специалистами, имеющими право на ведение профессиональной деятельности в сфере коррекционного обучения, службу сопровождения, учебно-методическое обеспечение и развитую материально- техническую базу.

В образовательной организации всем ходом инклюзивного образования руководит школьный психолого-медико-педагогический консилиум. Он же осуществляет необходимые изменения образовательных маршрутов школьников, если в этом возникает необходимость (прохождение дополнительной диагностики (при ее необходимости или для уточнения индивидуального образовательного маршрута), посещение дополнительных занятий, контролируют результативность обучения и психолого- педагогического сопровождения).

Кроме того, необходимо взаимодействие специалистов сопровождения: учителя-логопеда, дефектолога, педагога-психолога, социального педагога, учите, которые осуществляют образовательно-воспитательную, диагностическую, коррекционно-развивающую, учебно-методическую, социально-педагогическую деятельность.

Классы инклюзивного обучения объединяют самых разных детей, заметно отличающихся друг от друга: дети с тяжелыми нарушениями речи, дети с задержкой психического развития, дети с расстройством аутистического спектра и другие.

Учителю важно понимать и принимать каждого ребенка, учитывая его индивидуальные особенности, структуру дефекта, правильно относиться к имеющимся между детьми различиям.

Инклюзивное обучение основывается на специальных дидактических принципах, которые необходимо соблюдать при планировании и организации уроков.

1. Принцип педагогического оптимизма.

2. Принцип ранней педагогической помощи.

3. Принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования.

4. Принцип социально-адаптирующей направленности образования.

5. Принцип развития мышления, языка и коммуникации как средств специального образования.

6. Принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании.

7. Принцип дифференцированного и индивидуального подхода.

8. Принцип необходимости специального педагогического руководства.

Для учителя главная трудность на уроке состоит в том, чтобы соотнести индивидуальные возможности детей с ограниченными возможностями здоровья с необходимостью выполнения образовательного стандарта [3]. Планирование урока в инклюзивном классе должно включать в себя как образовательные задачи, так и воспитательные и коррекционно-развивающие задачи. Образовательная задача должна определять задачи усвоения учебного программного материала, овладения детьми определенными учебными знаниями, умениями и навыками. Коррекционно- развивающая задача должна четко ориентировать педагога на развитие психических процессов, эмоционально-волевой сферы ребенка, на исправление и компенсацию имеющихся недостатков специальными педагогическими и психологическими приемами. Воспитательная задача должна определять задачи формирования высших ценностей, совершенствования моделей поведения, овладения детьми коммуникативными умениями, развития социальной активности и т.д.

Ход урока зависит от того, насколько соприкасаются изучаемые темы у учеников с разными образовательными потребностями, как они усвоили предыдущую тему, какой этап обучения взят за основу (изложение нового материала, повторение пройденного, контроль знаний, умений и навыков). Если у всех учащихся класса тема общая, то изучение материала ведется фронтально, и дети получают знания того уровня, который определяется их программой. Закрепление и отработка полученных знаний, умений и навыков строятся на разном дидактическом материале, индивидуально подобранном для каждого ученика (карточки, упражнения из учебника, тексты на доске и т.д.).

Если изучается разный программный материал и совместная работа невозможна, то в таком случае урок выстраивается по следующей структуре: учитель сначала объясняет новый материал по типовым государственным программам, а учащиеся с ограниченными возможностями здоровья в это время выполняют самостоятельную работу, направленную на закрепление ранее изученного.

Далее для закрепления вновь изученного материала учитель дает классу самостоятельную работу, а с группой учащихся, имеющих особенности в развитии, организует работу, предусматривающую анализ выполненного задания, оказание индивидуальной помощи, дополнительное объяснение и уточнение, объяснение нового материала. Такое чередование деятельности педагога продолжается в течение всего урока.

На уроке учитель использует разнообразные методы и приемы. Например: карточки-инструкции, в которых отражен алгоритм действий школьника, приведены различные задания и упражнения. Такой педагогический прием используется как с детьми с сохранными психофизическими возможностями, так и с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. В зависимости от количества тех и других детей в классе. Если учитель не в состоянии уделять много времени на уроке учащемуся с умственной недостаточностью, он может использовать для него карточку с алгоритмом заданий. Или, наоборот, если учитель вынужден отвлечься для объяснения сложной темы для детей с ограниченными возможностями, значит, сильные дети выполняют какие-то задания по карточкам.

Урок в инклюзивном классе, где есть дети с ограниченными возможностями здоровья, должен предполагать большое количество использования наглядности для упрощения восприятия материала. Причина в том, что дети с интеллектуальным недоразвитием при восприятии материала опираются на сохранное у них наглядно-образное мышление. Не могут в полном объеме использовать словесно-логическое мышление, поскольку оно у них нарушено или имеет замедленный характер.

Для обучающихся с ОВЗ необходимо адаптировать учебный материал согласно возрастным и индивидуальным особенностям. Для этого можно использовать следующие приемы:

упрощение инструкции к заданию, включающее: разбивку многоступенчатой инструкции на короткие шаги в виде алгоритма;

замену сложных для понимания слов или фраз пиктограммами, на которых схематически показано, что нужно делать; дублирование устных инструкций письменными;

индивидуализация стимульных материалов. Упрощение задания с акцентом на его специфические интересы. Например: читать предложение не про маму, которая «мыла раму», а про одного из героев его любимого мультфильма;

обязательное использование наглядных средств, т.е. использование дополнительной визуализации. Например, использовать не только краткую запись, но и рисунок.

использование знаковых символов для ориентации ребенком в выполнении заданий, планировании действий. Например, твердые и мягкие предметы при изучении твердых и мягких звуков;

минимизация двойных требований. Например: заменять письменные задания альтернативными;

сокращение объема заданий при сохранении уровня их сложности. Например: решить 5 примеров, а не 10, списать 3 предложения, а не 6;

упрощение содержания задания. Вопросы и задания по тексту должны быть конкретными, четкими, на понимание фактической информации.

Таким образом, для внедрения инклюзивной среды необходимо создать условия организации инклюзивной практики, использовать основные принципы коррекционной работы с детьми с ОВЗ, подобрать педагогические кадры, обладающие необходимыми характеристиками, учитывать особенности построения современного урока для обучающихся с ОВЗ. Работа педагогического коллектива в общеобразовательной организации должна быть направлена на достижение главной цели, указанной в ФГОС: социализация детей и адаптация их в самостоятельной жизни.

Список литературы

Акимова, О.И. Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / О.И. Акимова // Инклюзивное образование: проблемы, опыт, перспективы: Материалы Всероссийской виртуальной научно-практической конференции. - Мурманск: Изд-во МГГУ, 2012. - 5 с.

Егоров П.Р. Теоретические подходы к инклюзивному образованию людей с особыми образовательными потребностями [Текст] / П.Р. Егоров // Теория и практика общественного развития. - 2016. - №3. - С. 35-39.

Назарова, Н.М. Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и проблемы внедрения [Текст] / Н.М. Назарова // Научно-методический журнал «Коррекционная педагогика». - 2014. - №4. - С. 15-26.

Просмотров работы: 98