РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Заикина Л.В. 1
1Шуйский филиал ИвГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

УДК 373.3

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Заикина Лилия Владимировна

Шуйский филиал Ивановского государственного университета, Россия, Шуя, e-mail:

zaikina.liliya1715@gmail.com

Проблема развития творческого воображения школьников является актуальной в современном мире. Детский возраст является началом становления психических процессов важных для дальнейшего развития личности. Поэтому очень важно развитие ребенка в самом начале его учебной деятельности. У учеников младших классов происходит интенсивное развитие всех познавательных психических процессов: мышления, воображения, восприятия, памяти, внимания. Поэтому требования к начальному обучению в школе все более возрастают, что дает ориентировку на дальнейшее развитие методов и приемов школьного обучения [1, 215].

Творческое воображение – это самостоятельное создание новых образов, которые воплощаются в оригинальных продуктах деятельности. Такие образы создаются без опоры на словесное описание, схему или изображение [4, 168].

Развитое творческое воображенье помогает младшим школьникам развивать высшие психические функции, к ним относятся память, внимание, мышление, что является залогом развития всесторонней личности [5, 319].

Целенаправленное становление творческого воображения будет наиболее плодотворным во внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью учебного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся. Внеурочная деятельность — это деятельность, которая организуется во внеклассное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности. Проявляемая вне факультативов активность школьников обусловлена в большинстве их интересами и нуждами, обеспечивающая становление, воспитание и адаптацию ребенка младшего школьного возраста.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям становления личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное [3, 50].

Вопрос развития творческого воображения в младшем школьном возрасте актуален, так как данный психический процесс - неотъемлемый компонент любой формы творческой деятельности ребенка. В последнее время в психолого-педагогической литературе поднимается вопрос о значении воображения, для интеллектуального развития ребенка. Большой вклад в исследование творчества и воображения внесли такие психологи, как: Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. И. Леонтьев, М. А. Холодная, Н. Б. Шумакова, В. С. Юркевич и др.

Объект исследования- творческое воображение у детей младшего школьного возраста

Предмет исследования –развитие творческого воображения у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.

Базой экспериментального исследования является муниципальное бюджетное образовательное учреждение Средняя школа №24 (МБОУ «Средняя школа №24»), находящийся по адресу: г. Иваново, 9-я Линия, д. 1/26. В эксперименте принимали участие 44 человека, учащиеся 4 «А» и 4 «Б» классов. Экспериментальную группу представляли ученики 4 «А» класса в количестве 28 человек, контрольную группу представляли ученики 4 «Б» класса в количестве 20 человек.

Показателями уровня развития творческого воображения младших школьников являются беглость, гибкость, оригинальность. Для определения уровня развития творческого воображения у младших школьников была использована методика «Психодиагностика творческого воображения» Е. Туник [6, 250]. Для определения оригинальности творческого воображения подобрана методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко [2, 150].

Анализ результатов диагностики творческого воображения младших школьников в экспериментальном классе показал, что большинство учеников (68%) имеют средний уровень развития творческого воображения, 32% детей характеризуется низким уровнем творческого воображения, высокий уровень выявлен не был.

В контрольном классе результаты немного отличаются. Большинство обучающихся имеют средний уровень развития воображения (50%), низкий уровнем творческого воображения наблюдается у 35%, а также у 15% был выявлен высокий уровень.

Таким образом, результаты диагностики подтверждают, что творческое воображение большинства учащихся характеризуется низким и средним уровнем развития, редко встречаются дети имеющий высокий уровень, что дает широкие возможности для работы в этом направлении. Это свидетельствует о необходимости разработки комплекса занятий по развитию творческого воображения младших школьников во внеурочной деятельности.

Список литературы:

Дудецкий А.Я. Теоретические основы воображения и творчества. Смоленск: Смоленск, 2004. 368 с.

Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. М. : Международный образовательный и психологический колледж, 1996. 197 с.

Козубовский В.М. Общая психология: Познавательные процессы. Учебное пособие. Минск: Педагогика, 2017 г. 287 с

Кулагина И.Ю. Возрастная психология. М.: Просвещение, 2014. 335 с

Стернберг Р. Дж. Интеллект успеха. М. : Попурри, 2015. 400 с

Туник Е.Е. Лучшие тесты на креативность. Диагностика творческого мышления. СПб.: Питер, 2014. 320 с.

Просмотров работы: 105