ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВЕБ-СЕРВИСА JOYTEKA.RU НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВЕБ-СЕРВИСА JOYTEKA.RU НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

Медведева К.А. 1
1Шуйский филиал ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В области информационных технологий в последние годы произошел значительный прогресс. Такая тенденция, закономерно, предполагает их внедрение в учебно-образовательный процесс. Специфика обучения информатике предполагает умение современного учителя работать с интерактивными платформами, онлайн-тренажёрами, графическими редакторами, современным программным обеспечением, а также интерактивными досками. Поэтому интерактивные электронные задания могут пополнить инструментарий учителя информатики и использоваться как для организации фронтальной работы, так и для индивидуализации и дифференциации учебного процесса [2].

Остановимся более подробно на русскоязычном и получившим широкое распространение веб-сервисе Joyteka.ru (https://joyteka.com/ru).

Это образовательная платформа, которая позволяет разнообразить учебный процесс и сделать его более увлекательным для обучающихся. Она объединяет в себе пять онлайн-сервисов: 1) образовательная игра "Квест", где ученикам предстоит выбраться из комнаты, решая задания, составленные учителем; 2) веб-сервис "Видео", в котором учитель добавляет задания и комментарии на нужные секунды видео; 3) сервис проверки знаний "Тест", здесь учитель заполняет вопросы и ответы, а сервис сформирует удобный формат для учеников и настраивает автопроверку ответов; 4) игра в «Термины», предполагает, что ученики будут объяснять друг другу сложные термины в формате игры «Alias»; 5) интеллектуальная игра "Викторина", является аналогом игры под названием-«Своя игра». (рис.1)

Рис 1. Онлайн-сервисы платформы Joyteka.ru

Нами был разработан урок по информатике в 8 классе на тему «Решение логических задач». Основной целью данного урока является формирование у обучающихся умений решать логические задачи различными способами.

В соответствии с целью, задачами и содержанием деятельности урок строился по следующим этапам: организационный этап; актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии; постановка цели и задач урока, мотивация учебной деятельности учащихся; изучение нового материала; физкультминутка; практическая работа и контроль; рефлексия учебной деятельности на уроке и постановка домашнего задания

Организационный момент включал в себя создание доброжелательной атмосферы, настраивал на продуктивную работу.

Актуализация опорных знаний проходила в виде фронтальной устной работы по вопросам: 1.Что такое высказывание? 2.Какие логические операции используются для составления сложных высказываний на языке алгебры логики? Как они обозначаются? 3.Какие законы применяются для упрощения логических выражений? 4.Как построить таблицу истинности сложного логического выражения?

На этапе объяснения нового материала учитель рассказывает о том, что логические или нечисловые задачи составляют обширный класс нестандартных задач. Сюда относятся, прежде всего, текстовые задачи, в которых требуется распознать объекты или расположить их в определенном порядке по имеющимся свойствам. При этом часть утверждений условия задачи может выступать с различной истинностной оценкой (быть истинной или ложной). Можно выделить следующие методы решения логических задач – метод рассуждений, алгебры логики, графический, табличный. Методом рассуждений решаются самые простые логические задачи. Его идея состоит в том, что мы проводим рассуждения, используя последовательно все условия задачи, и приходим к выводу, который и будет являться ответом задачи.- Табличный метод используется при решении текстовых логических задач и заключается в построении таблиц., делаем выводы. Таблицы не только позволяют наглядно представить условие задачи или ее ответ, но в значительной степени помогают делать правильные логические выводы в ходе решения задачи.

Совместно с учениками решаются задача 1 методом рассуждений.

Задача 1. В одном доме живут три товарища – школьника: Коля, Роман и Саша. Один из них играет в футбольной команде, другой пишет стихи, а третий лучше своих друзей играет в шахматы. Известно, что: 1) Друг Романа с огорчением сказал: «Вчера я не сумел реализовать пенальти»; 2) Товарищ поэта сказал: «Саша! Написал бы ты стих и для нашей футбольной команды». Назовите имена футболиста, поэта и шахматиста.

Решение. Из условия (1) видно, что Роман не является футболистом, а из условия (2), что Саша - поэт и, значит, не футболист. Ответ: Коля - футболист, Саша - поэт, Роман – шахматист

Задача 2. На встрече выпускников у подруг Марины, Ларисы, Жанны и Кати спросили, кем и в каком городе работают девушки. Они не дали точного ответа, но из разговора стало известно, что: 1. Девушки работают в разных населенных пунктах: в Барнауле, Москве, Рубцовске, а одна девушка осталась в своем родном селе – Угловском. 2. Лариса не работает в Барнауле. 3. Марина не работает ни в Барнауле, ни в Москве. 4. Катя работает в Угловском. Кто где работает?

Анализ этого текста позволяет выделить два класса объектов: «подруги» и «город». Нужно установить взаимно однозначное соответствие (выявить пары) между объектами этих классов. Наличие свойства у пары объектов «подруга работает в городе» будем обозначать 1, а его отсутствие — 0. Решение задачи представлено на рис. 2.

Рис. 2. Решение задачи 2.

Закрепление материала происходило с помощью образовательной игры «Квест» на платформе Joyteka.ru. Данная игра находится в свободном доступе ознакомиться с ней можно по ссылке: https://joyteka.com/100093535. При составлении представленной образовательной игры мы использовали задания из Федерального центра информационно-образовательных ресурсов [3], a также учебник Л.Л. Босовой для 8 классов [1].

Ученикам нужно было зайти на платформу Joyteka.ru, ввести код комнаты и указать свою фамилию и имя. Дополнительной регистрации для учеников не требуется, что экономит время на уроке. Далее, по ходу игры ученикам нужно было найти спрятанные в комнате задачи, выбирая мышкой различные предметы, расположенные в комнате (рис. 3).

Рис. 3 Результаты взаимодействия с различными предметами в Образовательной игре "Квест" на Joyteka.ru.

Ученикам предлагалось решить 5 задач:

Задача 1. В квартирах № 1,2,3 живут три котенка: белый, черный, рыжий. В квартирах №1 и №2 не живет чёрный котенок. Белый котенок не живет в квартире №1. В какой квартире жил черный котенок?

Задача 2. Вадим, Сергей и Михаил изучают различные языки: китайский, японский и арабский. На вопрос, какой язык изучает каждый из них, один ответил: «Вадим изучает китайский, Сергей не изучает китайский, а Михаил не изучает арабский». Впоследствии выяснилось, что в этом ответе только одно утверждение верно, а два других ложны. Определите какой язык изучает каждый из молодых людей.

Задача 3. Три друга – Алёша, Боря и Витя – учатся в одном классе. Один из них ездит домой из школы на автобусе, другой – на трамвае, третий – на троллейбусе. Однажды после уроков Алеша пошел проводить своего друга до остановки троллейбуса. Когда мимо них проходил автобус, третий друг крикнул из окна; «Боря, ты забыл в школе тетрадку!».

Задача 4. В кафе встретились три друга: скульптор Белов, скрипач Чернов и художник Рыжов. “Замечательно, что один из нас имеет белые, один черные и один рыжие волосы, но ни у одного из нас нет волос того цвета, на который указывает его фамилия”, - заметил черноволосый. “Ты прав”, - сказал Белов. Какой цвет волос у художника?

Задача 5. Три друга – спортсмена - Алеша, Вася и Сережа – учились в одном классе. Каждый из них увлекался двумя видами спорта из следующих шести: футбол, волейбол, баскетбол, теннис, плавание и велоспорт. Известно, что: - все трое – Сережа, теннисист и пловец ходят из школы домой вместе, - пловец и футболист – соседи по дому, - Алеша самый старший из троих, а теннисист старше велосипедиста, наиболее интересные спортивные передачи по телевизору все трое – Алеша, велосипедист и волейболист – смотрят вместе. Каким спортом увлекается Вася?

Всего на работу с ресурсом в течение урока отводилось 10 минут. Надо отметить, что ответы учеников по каждому заданию сохраняются в таблице на сервисе и учитель может видеть как количество верно решенных заданий, так и затраченное время (рис. 4).

Рис. 4 Результаты учеников по квесту на платформе Joyteka.ru

Данный урок был проведен в рамках педагогической практики для учеников двух классов, в количестве 32 человек. Результаты учеников следующие: оценку «5» получили – 13 человек, оценку «4» поучили – 10 человек, оценку «3» получили - 7 человек, оценку «2» получили – 2 человека.

Опрос учеников показал, что из них на платформе Joyteka.ru на уроках информатики хотели бы заниматься каждый урок - 87,5% учеников, хотели бы заниматься изредка 15,6% учеников и 3,1% учеников не хотели бы заниматься вообще.

Разработанный квест можно использовать в процессе обучения информатике учащихся 8 классов для отработки пройденного материала и учащихся более старших классов для повторения материала.

Так, мы можем сделать вывод о том, что платформа Joyteka.ru, является полезным инструментом при проведении уроков информатики в школе. Для учителей это удобный инструмент для обеспечения разнообразия в образовательном процессе, а для учеников это увлекательная платформа, помогающая с энтузиазмом применять свои знания на практике. Также благодаря тому, что платформа постоянно совершенствуется, что не только позволяет полностью построит урок на основе использования данной платформы, но и позволяет ей не терять своей актуальности в течение долгого времени.

Список литературы:

1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика и ИКТ: Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. Ч.1.

2. Маркелов В.К. Интерактивные задания в обучении программированию как инструментарий учителя информатики / В.К. Маркелов, О.А. Завьялова // Сборник статей II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Под редакцией В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой. - Москва : Изд-во Московский государственный психолого-педагогический университет - С. 387-399

3.URL:http://srtv.fcior.edu.ru/search.page?phrase=Решение+логических+задач (дата обращения: 18.11.2022 )

Просмотров работы: 124