Введение
Погода на дороге оказывает большое влияние на безопасность движения: даже если водитель в целом не нарушает ПДД, это не убережет его от внезапного льда под колесами или аквапланирования в ливень, а внезапный туман и вовсе может вынудить остановиться. И если для простого человека это все неприятно, но не смертельно, то для организаций или экстренных служб резкое изменение погоды может стать катастрофой [1].
Для оценки метеоусловий используются различные системы, которые могут не только информировать об основных погодных показателях, но и прогнозировать развитие событий. В данной работе изучены автоматические дорожные метеорологические станции (АДМС) на примере “Vaisala ROSA” [2], проведен анализ показателей дорожных метеостанций на юго-востоке Санкт-Петербурга и рассчитана их надёжность.
АДМС являются незаменимым инструментом по обеспечению безопасности дорожного движения на автодорогах, а также планированию и исполнению работ по их содержанию в нормативном эксплуатационном состоянии.
АДМС. Состав и строение
Д орожная метеорологическая станция на базе АДМС «Vaisala ROSA» (рис. 1) собирает в реальном времени значения метеорологических параметров, указанных в табл. 1.
Рис. 1 АДМС «Vaisala ROSA»
Таблица 1
Атмосферные параметры измеряемой и передаваемой АДМС информации
№ |
Измеряемый параметр |
Диапазон измерений |
Точность измерений |
1 |
Температура окружающей среды |
–40…+60℃ |
+0,2℃(–10…+10℃), +0,5℃ в остальном диапазоне |
2 |
Относительная влажность |
0,8…100% |
+2% |
3 |
Интенсивность дождя |
0…200 мм/ч (чем больше диапазон, тем меньше точность) |
0,1 мм/ч |
Интенсивность снега |
0,05 мм/ч или меньше в течение 10 мин |
||
4 |
Вид осадков |
Дождь, смешанный дождь/снег, снег, интенсивность и количество |
|
5 |
Атмосферное давление |
500…1200 гПа |
+0,3 гПа |
6 |
Направление ветра |
0…359,9o |
+3o |
7 |
Скорость ветра |
0…60 м/с |
+0,3 м/с или +3% (0…35 м/с) ±5% (в диапазоне 35…60 м/с) |
8 |
Состояние дорожного покрова |
сухая, влажная, влажная с хим. веществами, мокрая, мокрая с хим. веществами, лед, иней, снег |
|
9 |
Температура на поверхности дорожного покрытия и на глубине 5 и 30 см |
–40…+60℃ |
+0,2℃ (–10…+10℃), +0,5℃ в остальном диапазоне |
10 |
Толщина водной пленки на поверхности дорожного покрытия |
0…8 мм |
+0,1 мм +20% от измеряемой величины |
11 |
Температура замерзания для различных противогололедных реагентов |
–20…0℃ |
+1℃ дляt > –10℃ |
12 |
Рекомендация по концентрации противогололедных реагентов |
Суммарный расход (г/м2), Концентрация (г/л) |
|
13 |
Черный лед |
да/нет |
|
14 |
Предупреждения: – тревога по льду – предупреждение по льду – предупреждение по инею – предупреждение по дождю |
да/нет |
2. Исходные данные для исследования надежности
Для анализа были взяты станции 12А, 13А, 14А, их расположение представлено на рис. 2. Период данных составлял месяц сентябрь, интервал сбора данных 5 минут, объем данных содержал 2017 значений на каждой станции для каждого измеряемого метеопараметра.
Рис. 2 Схема КАД с выделенными станциями
Так как показатели на автоматических метеостанциях взаимосвязаны друг с другом, то поломка самой метеостанции приводит к отказу всех метеорологических датчиков.
Отказами метеостанций считали пропуски данных. Бывают моменты, когда зарегистрированное время сбора данных равняется 1 часу 10 минутам, а следующее время регистрации составляет 15 часов 45 минут. Также в массиве данных наблюдались изменения периода опроса датчиков. В номинальном режиме метеостанция регистрирует метеоусловия каждые 5 минут. На рис. 3 представлен фрагмент с данными станции 14A-E0300819-N594818 метеорологических параметров. Пропуски данных выделены прямоугольником, сбой периода – овалом.
Рис. 3 Фрагмент данных АДМС 14A-E0300819-N594818 с пропуском и сбоем периода опроса датчиков
Каждая метеостанция осуществляет измерения в 288 сроков с шагом 5 минут. Пропуски наблюдались в первую неделю сентября на всех трех станциях, далее станции работали без отказов. Количество и время пропусков на каждой станции в первые семь дней представлено в табл.2-4 соответственно.
Таблица 2
Пропуски данных на станции 14A-E0300819-N594818
Дни регистрации |
Количество пропусков и отказов |
Время отказов |
1 сентября |
2 пропуска, 2 отказа |
16:00, 19:25 |
2 сентября |
27 пропусков, 16 отказов |
1:30, 15:10 – 15:15, 15:25, 16:20, 16:40 17:35 – 17:40, 18:10, 18:25, 18:40, 18:55, 19:25, 20:50, 21:05, 21:50, 22:20, 23:15 – 23:55 |
3 сентября |
158 пропусков, 23 отказа |
0:00 – 2:10, 3:00, 3:20, 3:30, 4:00 – 4:10, 4:25 – 4:30, 5:20, 6:10 – 6:15, 7:35, 7:50, 9:05, 9:45, 9:55, 10:25, 10:45, 11:15, 11:35, 12:35, 13:35, 14:30, 14:40, 15:00-15:47, 15:50-23:55 |
4 сентября |
132 пропуска, 2 отказа |
0:00-10:55, 18:40. |
5 сентября |
нет отказов. |
|
6 сентября |
нет отказов. |
|
7 сентября |
1 пропуск, 1 отказ |
18:35. |
Таблица 3
Пропуски данных на станции 12A-E0301046-N594829:
Дни регистрации |
Количество пропусков и отказов |
Время отказов |
1 сентября |
нет отказов |
|
2 сентября |
184 пропуска, 6 отказов |
15:35 – 15:50, 16:20 – 16:25, 16:45, 16:55, 17:10, 17:50 – 23:55 |
3 сентября |
287 пропусков, 2 отказа |
0:00 – 14:55, 15:05 – 23:55 |
4 сентября |
132 пропуска, 2 отказа |
0:00 – 10:50, 23:30 |
5 сентября |
нет отказов |
|
6 сентября |
нет отказов |
|
7 сентября |
1 пропуск, 1 отказ |
22:20 |
Таблица 4
Пропуски данных на станции 13А-E0300952-N594800:
Дни регистрации |
Количество пропусков и отказов |
Время отказов |
1 сентября |
10 пропусков, 1 отказ |
12:25 – 13:10 |
2 сентября |
85 пропусков, 7 отказов |
15:10, 15:35 – 15:40, 15:50, 16:20 – 16:25, 16:45, 16:55, 17:50 – 23:55 |
3 сентября |
287 пропусков, 2 отказа |
0:00 – 15:00, 15:10 – 23:55 |
4 сентября |
131 пропуск, 1 отказ |
0:00 – 10:50 |
5 сентября |
1 пропуск, 1 отказ |
14:05 |
6 сентября |
1 пропуск, 1 отказ |
23:20 |
7 сентября |
2 пропуск, 2 отказа |
1:35, 3:00 |
3. Методика исследования
Для определения надёжности АДМС были рассчитаны следующие показатели надёжности, определение которые были взяты с ГОСТа 27.002-89 [3].
Средняя наработка до отказа – это математическое ожидание наработки до первого отказа.
Уравнение средней наработки на отказ может существовать в виде статистической оценки:
)
где – время безотказной работы i-го прибора, или время от окончания -го восстановления его работоспособного состояния после отказа до возникновения следующего отказа; – количество задействованных для анализа устройств.
Интенсивность отказа системы λ(t) – условная плотность вероятности возникновения отказа объекта, определяемая при условии, что до рассматриваемого момента времени отказ не возник.
Интенсивность отказа можно определить с помощью формулы:
(2)
Вероятность безотказной работы P(t) – вероятность того, что в пределах заданной наработки отказ станции не возникнет.
В случае если нам известна интенсивность отказа системы λ(t) и задан момент времени с запуска системы dt, то вероятность безотказной работы можно вычислить экспоненциальным путём по следующей формуле:
(3)
Среднее время восстановления T(в) – это математическое ожидание времени восстановления работоспособного состояния объекта после отказа. Среднее время восстановления можно определить с помощью формулы:
(4)
где – время восстановление прибора после i-ого отказа; n – число отказов.
Коэффициент готовности K(г) – вероятность того, что станция окажется в работоспособном состоянии в произвольный момент времени, кроме планируемых периодов, в течении которых применение станции по назначению не предусматривается.
Коэффициент готовности можно посчитать по формуле:
(5)
4. Результаты исследований
Для каждой станции за период 7 суток были вычислены наработка на отказ, интенсивность отказа, время восстановления и коэффициент готовности. Результаты представлены в табл. 5
Таблица 5
Показатели надежности АДМС
Измеряемые параметры |
А12 |
А13 |
А14 |
Tср, ч |
11.32 |
6.71 |
2.95 |
, 1/ч |
0.09 |
0.15 |
0.34 |
P (168 ч) |
3.74E-07 |
1.45E-11 |
2.20E-25 |
T в, ч |
7.19 |
6.15 |
3.81 |
г |
0.61 |
0.52 |
0.44 |
Заключение
Подводя выводы из рассчитанных результатов, можно сделать вывод, что самой надёжной является станция 12А. В первую неделю сентября период между ее отказами составил в среднем 11 часов. За ней следует по надёжности метеостанция 13А. Самые низкие показатели наблюдается у последней станции 14А, ее наработка почти в 4 раза меньше, чем у 12А. Время восстановления распределено между станциями в обратном порядке: быстрее всего после отказа включается в работу станция 14А, среднее время восстановления составило около 4х часов. Такая разность надёжности можно обусловить изношенными датчиками и нечастыми поверками оборудований.
Список литературы
Сайт официального представителя Vaisala в России. Электронный ресурс: https://trasscom.ru/blog/pogoda-na-doroge/?ysclid=lbva5pyl8w971106831
К.Л. Восканян, А.Д. Кузнецов, О.С. Сероухова. Автоматические метеорологические станции. Часть 1 Тактико-технические характеристики. Учебное пособие, 2016. – 170 с.
ГОСТ 27.002–89. Надёжность в технике. Основные понятия. Термины и определения. С. 10, 13 – 14.