КОМПЛЕКТ ЗАДАЧ ДЛЯ ВВЕДЕНИЯ В ТЕМУ "ОБРАБОТКА ЧИСЛОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ЭЛЕКТРОННЫХ ТАБЛИЦАХ" В 9 КЛАССЕ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

КОМПЛЕКТ ЗАДАЧ ДЛЯ ВВЕДЕНИЯ В ТЕМУ "ОБРАБОТКА ЧИСЛОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ЭЛЕКТРОННЫХ ТАБЛИЦАХ" В 9 КЛАССЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Одним из сайтов электронной поддержки для изучения темы «Обработка числовой информации в электронных таблицах в 9 классе» является сайт Босовой Л.Л. Этот сайт содержит в себе материалы для проведения уроков по информатике, а также задания для закрепления изученного материала. При знакомстве с электронными таблицами у обучающихся формируются следующие навыки: представлять информацию в табличной форме, анализировать и сравнивать данные в таблицах, выполнять организацию расчетов с помощью электронных таблиц.

Использование электронных таблиц позволяет упростить работу с данными и получить результаты без вычисления вручную или специального программирования. Одной из характерных черт для электронных таблиц является большой объем перерабатываемой информации.

Рассмотрим возможные задачи для решения на первых уроках по данной теме.

Тема первого урока «Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы. Основные режимы работы.».

Знакомство учащихся с электронными таблицами начинается с изучения интерфейса программы Microsoft Excel, т.е. рассматривается из каких областей состоит сама программа, отличие активной ячейки от неактивной, изучаются форматы ячеек. В качестве заданий для этого урока можно взять задания на вычисление значений с помощью простых формул, не используя функции Excel.

Задание 1. Даны значения длин оснований трапеции и высоты, нужно в выделенной ячейки написать формулу с помощью которой высчитывается площадь трапеции. Затем попробуйте поменять значение высоты, и вы увидите, как изменится площадь трапеции.

Рис.1 Оформление задания 1 в Excel урока 1

Задание 2. Дано значение длины стороны квадрата, нужно вычислить площадь квадрата.

Рис.2 Оформление задания 2 в Excel урока 1

Таким образом, на первом уроке учащиеся научатся различать форматы ячеек и вычислять по простейшим математическим формулам.

Тема второго урока «Организация вычислений. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки».

На втором уроке изучается относительная, абсолютная и смешанная ссылка так же рассматривается встроенные, логические и условные функции.

При изучении этой темы можно дать задания на вычисление кредита.

Задание 1. 1 марта 2022 года Иван Иванов взял кредит в банке на 200 000 рублей под 5 процентов. 1 числа каждого месяца банк начисляет 5 процентов на оставшуюся сумму долга, затем Иван перечисляет в банк платеж. Требуется узнать на какое количество месяцев Иван может взять кредит, чтобы ежемесячные выплаты составили не более 34 000 рублей в месяц?

Решение.

Рис. 3 Вычисление остатка после начисления процентов и платежа

Рис. 4 Формулы для вычисления остатка после начисления процентов

Формула, по которой вычисляется долг на следующий месяц: «Остаток долга после начисления процентов и платежа умножить на процент по кредиту и минус ежемесячный платеж». Так как наш долг был: 100% и увеличился на 5%. Получается стало 105% и (раз), наш долг увеличивается каждый месяц в 1,05 раза.

Задание 2. Дана таблица с баллами по предметам студентов, нужно вычислить:

Сумму баллов у каждого студента;

Узнать по каким предметам у студентов оценка «зачтено», а по каким «не зачтено» учитывая, что оценка «зачтено» ставится, если балл больше либо равно 61, оценка «не зачтено» ставится, если балл меньше 61.

Узнать средний балл по всем зачетам, для каждого студента.

Рис. 5 Оформление задания 2 урока 2

Решение.

Сумма баллов для 1 студента высчитывается с помощь формулы (= СУММ(B3:D3)) и протягивается вниз для того, чтобы узнать сумму баллов у каждого студента.

Оценка по предмету вычисляется с помощью формулы (=ЕСЛИ(В3<61; «не зачтено»; «зачтено»))

Средний балл можно вычислить с помощью формулы (=E3/3), т.е. мы берем значение суммы баллов у студента и делим на количество предметов, а затем протягиваем вниз, чтобы узнать средний балл у всех студентов.

В итоге должна получится следующая таблица.

Рис. 6 Заполненная таблица задания 2 урока 2

Таким образом, на втором уроке учащиеся научатся выполнять вычисления с помощью функций Excel и работать с абсолютными, относительными и смешанными ссылками.

Тема третьего урока «Встроенные функции. Логические функции».

Третий урок начинается с изучения средств анализа таких как сортировка по возрастанию, по убыванию, поиск данных с помощью фильтров. Затем переходим к визуализации данных с помощью графиков и диаграмм, очень важно показать их различие и научится строить диаграммы и графики. Для построения диаграммы можно использовать ту же таблицу, что ученики заполняли на прошлом занятии.

Задание 1. Построить гистограмму на основе следующих данных.

Рис. 7 Оформление задания 1 урока 3

Главное, что бы при построении гистограммы были видны предметы, по которым студенты получили баллы и видны фамилии.

Решение.

1 шаг. Выделяем диапазон ячеек (А3:D9)

2 шаг. Переходим во вкладку «Вставка» и выбираем в разделе диаграммы «Вставить гистограмму или линейчатую диаграмму.» И меняем название диаграммы на «Баллы».

3 шаг. Нажимаем правой кнопкой мыши на легенду и выбираем «Выбрать данные» в элементах легенды меняем названия рядов на названия предметов.

В итоге получается следующая диаграмма.

Рис. 8 Баллы по трем предметам каждого студента

Задание 2. На основе следующих данных построить график.

Рис. 9 Стоимость АИ-92 бензина за последние 5 лет

Решение. Выделяем диапазон ячеек всей таблицы и во вкладке «Вставка» выбираем в разделе диаграммы «Вставить график или диаграмму с областями».

В итоге должно получиться следующее:

Рис. 10 Изменение стоимости АИ-92 бензина за последние 5 лет

Таким образом, на третьем уроке учащиеся освоят средства анализа данных и их визуальное представление с помощью графиков и диаграмм.

Данные задачи могут быть решены как в программе MS Excel, так и в Google-таблицах. В этом случае учителю имеет смысл сделать несколько листов-шаблонов с заготовленными данными, на которых будут работать учащиеся. Преимущество облачных таблиц в том, что задания для выполнения в них можно давать на дом, а также реализовывать совместные проекты учащихся по сбору данных с помощью, например, Google-форм и созданию таблиц на их основе.

Список литературы:

Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 9 класса (УМК Босова Л.Л. и др. 5-9 кл.) https://bosova.ru/metodist/authors/informatika/3/eor9.php

Босова Л.Л. Информатика: учебник для 9 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 184 с. : ил.

Просмотров работы: 70