Изучение ценностно-смысловой сферы личности представляет большое значение в психологической науке. Причиной для этого являются жизненные ценности, способствующие пониманию окружающей действительности и позволяющие определять свое отношение к ней.
Ценностно-смысловая личности включает в себя два основных компонента - систему ценностных ориентаций, отвечающих за направленность личности, и систему личностных смыслов, отражающих значение для человека предметов и явлений окружающего мира. Являясь центральным ядром структуры личности, она наиболее осознанно формируется в юношеском возрасте. Определяет важнейшие цели человека, отражая его долговременную жизненную перспективу, выступает основой регуляции социального поведения личности.
Юношеский возраст – период, когда происходит активный процесс личностного развития, осмысления себя и своей принадлежности к обществу, степенью овладения ценностными представлениями мира, социального и межличностного компонента, взаимодействия с окружающей действительностью.
Лица данного возрастного периода являются активными пользователями компьютерных технологий. Они с легкостью осваивают новое, воспринимая как естественную часть культурного и информационного поля. Доступность новых технологий, разнообразие предоставляемых услуг, облегчение жизни, все это является привлекательным для молодых людей. Однако, несмотря на положительные стороны современных технологий, может сформироваться избыточная увлеченность компьютерными и Интернет технологиями, переходя в дальнейшем в компьютерную зависимость.
Понятие «компьютерная зависимость» определятся как «одна из форм нехимической зависимости, сопровождающейся склонностью к уходу от реальности посредством постоянной фиксации внимания на интерактивном взаимодействии с современными компьютерными технологиями или другими пользователями при помощи данных технологий» [5]. Компьютерная зависимость является одной из разновидностей аддиктивного поведения, и оказывает негативное влияние на психику и человека в целом. Стремление уйти от повседневности при помощи изменения своего эмоционального состояния, прибегая к проведению большого количества времени за компьютером, приводит к затормаживанию работы психики, а со временем и к нарушению индивидуально-личностного развития. При возникновении компьютерной зависимости происходит нарушение восприятия, мироощущения, системы ценностей, предпочтений, мышления, расстройства эмоциональной сферы, изменения психического состояния.
Данное исследование проводилось при помощи методик:
Методика М.Рокича «Ценностные ориентации»;
Тест интернет-зависимости Кимберли Янг (перевод и модификация В.А. Буровой);
Опросник на выявление тпа компьютерной зависимости;
Скрининговая диагностика компьютерной зависимости по методике Л.Н. Юрьевой и Т.Ю. Больбот.
Тест "Смысложизненные ориентации" (методика СЖО) Д. А. Леонтьева.
Эмпирическую выборку исследования составили рандомно подобранные пользователи компьютерных технологий и сети Интернет. Пациенты клиники пограничных состояний ФГБОУ ВО «Ставропольского государственного медицинского университета» Минздрава России (ФГБОУ ВО СтГМУ МЗ РФ). Исследование проводилось в онлайн формате посредством использования Гугл-форм. Всего выборка составила 81 человек в возрасте от 18 до 23 лет.
Анализ результатов полученных при проведении тестирования по методике «тест интернет-зависимости К. Янг», позволил сформировать 3 группы, в соответствии с выявленной у испытуемых степенью компьютерной зависимости: обычные пользователи компьютера и интернета без проявления признаков зависимости, пользователи с имеющие склонность к зависимости и интернет-зависимые пользователи (Рисунок 1).
Рисунок 1. Распределение испытуемых по диагностическим группам
По результатам диагностики, проведенной с использованием методики «Скрининговая диагностика компьютерной зависимости» Л.Н. Юрьевой и Т.Ю. Больбот, у 18,5% испытуемых не выявлено наличие склонности к компьютерной зависимости, у 55,5% испытуемых выявлена стадия увлеченности, у 26% испытуемых – выявлена стадия риска развития компьютерной зависимости (Рисунок 2). В соответствии с полученными результатами были выделены 3 группы: 1) без зависимости; 2) стадия увлеченности; 3) склонность к компьютерной зависимости.
Рисунок 2. Процентное распределение групп по методике «Скрининговая диагностика компьютерной зависимости» Л.Н. Юрьевой и Т.Ю. Больбот
Проведя сравнительный анализ результатов, полученных по методикам «Скрининговая диагностика компьютерной зависимости» Л.Н. Юрьевой и Т.Ю. Больбот и «Тест интернет-зависимости К. Янг» (Рисунок 3), видно, что распределение групп по уровню компьютерной зависимости имеют незначительные различия.
Рисунок 3. Сравнительный анализ по методикам «Скрининговая диагностика компьютерной зависимости» Л.Н. Юрьевой и Т.Ю. Больбот и «Тест интернет-зависимости К.Янг»
Поэтому для дальнейшего исследования полученные выборки по двум методикам для удобства были объединены в 2 группы:
1 – без компьютерной зависимости;
2 – со склонностью к компьютерной зависимости (где были объединены группа со стадией увлеченности и группа с компьютерной зависимостью).
Иерархию ценностей можно поделить на блоки:
Среди терминальных ценностей выделяются:
Конкретные(активная деятельная жизнь, здоровье, интересная работа, материально обеспеченная жизнь, наличие хороших и верных друзей, общественное признание, продуктивная жизнь, счастливая семейная жизнь, удовольствия) иабстрактные(жизненная мудрость, красота природы и искусства, любовь, познание, развитие, свобода, счастье других, творчество, уверенность в себе);
Профессиональная самореализация (активная деятельная жизнь, интересная работа, общественное признание, продуктивная жизнь, развитие) и личная жизнь (любовь, наличие хороших и верных друзей, свобода, счастливая семейная жизнь, удовольствия);
Среди инструментальных ценностей выделяются:
Этические ценности (ответственность, высокие запросы, независимость, самоконтроль, широта взглядов), ценности общения (воспитанность, жизнерадостность, непримиримость к недостаткам, терпимость, чуткость, честность) и ценности дела (аккуратность, исполнительность, образованность, рационализм, смелость в отстаивании своего мнения, твердая воля, эффективность в делах);
Индивидуалистические(независимость, непримиримость к недостаткам, рационализм, смелость в отстаивании своего мнения, твердая воля), конформистские (воспитанность, самоконтроль, широта взглядов) и альтруистические ценности (терпимость, чуткость);
Ценности самоутверждения (высокие запросы, независимость, нетерпимость к недостаткам, образованность, смелость в отстаивании своего мнения, твердая воля, эффективность в делах), ценности принятия других (самоконтроль, терпимость, чуткость, широта взглядов, честность).
По методике «Ценностные ориентации» М. Рокича были получены следующие результаты, исследуемые у каждой определенной группы с разной степенью компьютерной зависимости.
Проанализировав результаты, мы пришли к выводу, что в группе с отсутствием признаков компьютерной зависимости преобладают абстрактные ценности (67%), ценности личной жизни (54%), этические ценности (61%), индивидуалистические ценности (54%), ценности принятия других людей (74%) (Рисунок 4).
Рисунок 4. Наиболее значимые ценностные ориентации в группе испытуемых без склонности к компьютерной зависимости
Данные, полученные у испытуемых в группе с выраженной компьютерной зависимостью, указывают на большую значимость для представителей этой группы конкретных ценностей (86%), ценностей профессиональной самореализации (57%), ценностей общения (71%), индивидуалистических ценностей (93%) и ценностей самоутверждения (71%) (Рисунок 5).
Рисунок 5. Наиболее значимые ценностные ориентации в группе испытуемых со склонностью к компьютерной зависимости
Анализируя выявленные различия в группах испытуемых, можно отметить, что у лиц юношеского возраста со склонностью к компьютерной зависимости ценностно-смысловая сфера отличается от этой же сферы лиц, не испытывающих выраженной склонности компьютерной зависимости. Мы видим, что ведущие ценности группы без склонности к компьютерной зависимости являются социально значимыми, на первое место в иерархии занимают абстрактные ценности: саморазвития, свобода и любовь. Для группы со склонностью к компьютерной зависимости особую значимость имеют такие конкретные ценности как материальная обеспеченность, общественное признание, продуктивность, активная жизнь, удовольствия; индивидуалистические ценности – независимость, нетерпимость к недостаткам, рационализм, твердая воля; ценности самоутверждения – высокие запросы, образованность, эффективность, смелость в отстаивании своего мнения.
По результатам опросника на выявление типа компьютерной зависимости были получены результаты, которые позволили распределить лиц, склонных к компьютерной зависимости на 2 группы: интернет-зависимость (61 %) и игровая компьютерная зависимость (39 %) (Рисунок 6).
Рисунок 6. Распределение по типам компьютерной зависимости
По методике «Смысложизненные ориентации» Д.А. Леонтьева проведенные на группе испытуемых с выявленной интернет-зависимостью и игровой компьютерной зависимостью полученные результаты позволили нам выявить уровень сформированности различных компонентов смысложизненных ориентаций у данных групп: (Рисунок 7)
Рисунок 7. Анализ результатов по методике «Смысложизненные ориентации» Н.А. Леонтьева.
Стоит отметить, что по шкале «Цель» смысложизненных ориентаций у испытуемых с интернет-зависимостью (71%) выше, чем у испытуемых с компьютерной игровой зависимостью (39%). Низкие баллы по этой шкале присущи человеку, живущему сегодняшним или вчерашним днем. В то же время высокий балл в этом диапазоне может характеризовать не только целеустремленного человека, но и прожектера, чьи планы в настоящее время не имеют реальной опоры и не подкреплены личной ответственностью за их реализацию.
Шкала «Прогресс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни». Этот показатель указывает на то, воспринимает ли субъект сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. Высокий балл в этом диапазоне и низкий в других будет характеризовать гедониста, живущего настоящим. Низкий балл в этом диапазоне является признаком неудовлетворенности своей жизнью в настоящем; однако, в то же время, воспоминания о прошлом или сосредоточенность на будущем могут придать ей смысл. Результаты по ней так же показали, что у лиц с интернет-зависимостью (82%) показатель выше, чем у лиц с компьютерной игровой зависимостью (51%).
«Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией». У испытуемых с компьютерной игровой зависимостью (36%) низкие показатели по данной шкале. Баллы по этой шкале отражают оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивной и значимой была эта часть жизни. Низкий балл свидетельствует о неудовлетворенности прожитой частью жизни.
Шкала «Локус контроля – Я» (Я – хозяин жизни). У испытуемых обеих групп средние значения показателей (69% - интернет зависимые и 52% с компьютерной игровой зависимостью).
Шкала «Локус контроля – жизнь или управляемость жизни». Средний показатель значений у испытуемых с интернет-зависимостью (61%) и низкие баллы (44%) у испытуемых с компьютерной игровой зависимостью. Низкие баллы говорят о фатализме, убеждение в том, что жизнь человека находится вне сознательного контроля, что свобода иллюзорна и бесполезно строить какие-либо планы на будущее.
Таким образом, мы видим, что у испытуемых обеих групп, но в основном у лиц с компьютерной игровой зависимостью превалируют низкие показатели шкал. Это говорит о том, что сегодня эти люди не проявляют желания осознать смысл жизни, более того, этот смысл для них нельзя назвать окончательным. Возможно, эти люди не удовлетворены той частью своей жизни, которую они прожили, и в данный момент им трудно понять, что с ними сейчас происходит. Они, вероятно, не верят в собственные силы, в способность влиять на происходящее. Таким людям трудно брать на себя ответственность за свои поступки. Кроме того, у них нет четких и значимых целей на будущее.
Список литературы:
Арестова, О.Н. Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия [текст] / О.Н. Арестова, Л.Н. Бабанин, А.Е, Войскунский // В.М.У. Сер. 14, Психология. – 1996 - №4.
Бабаева Ю. Д, Войскунский А.Е. Психологические последствия информатизации //Психологический журн. 1998.Т. 19 №1.
Богачева, И.Г. Теоретические подходы к изучению ценностно-смысловой сферы личности / И.Г. Богачева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2009. – Выпуск № 98.
Войскунский А.Е. Актуальные проблемы психологии зависимости от Интернета. Психологический журнал. 2004; Т. 25, № 1
Фадеева С.В. Педагогическая профилактика компьютерной зависимости у подростков в общеобразовательном учреждении; автореф. дисс. … канд. пед. наук – Смоленск, 2013 – 26 с.