Управление развитием сельских территорий - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Управление развитием сельских территорий

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Сельская местность – совокупность территорий вне городской местности, со своими природными ресурсами, населением и основными производственными фондами. Это сложный механизм с социально-экономической, территориальной, природной и исторической спецификой.

Село и прилегающие к нему территории являются первичным звеном в развитии социально-экономической системы государства. Развитие сельских территорий определяется многими факторами: развитием социального сектора, инфраструктуры, обеспеченностью рабочими местами и т.д.

В случае возникновения проблем в одном или нескольких направлениях, происходит ухудшение состояния сельских территорий, ярким примером является период 90-х годов, когда произошло сокращение численности сельского населения, повысился уровень бедности, распространилось девиантное поведение. Продолжающийся постоянный отток населения в городскую местность приводит к запустению сельских территорий, следовательно, снижается тенденция освоения и происходит потеря контроля над государственными территориями в целом. Исходя из данных переписи населения 2021 года, 12,7% сельских территорий не были заселены, иными словами, около 19,5 тыс. сельских населенных пунктов фактически оказались заброшенными, что на 4% больше, чем в 2002 году. Исходя из вышеизложенной информации, можно предположить, что к 2024 году заброшенных сел может стать еще больше.

Сельские территории страны, таким образом, не могут оставаться без активной поддержки со стороны государства, в противном случае оно ставит под угрозу национальную безопасность страны. Повышение устойчивости развития сельских территорий обеспечивается путем проведения ряда мероприятий, позволяющих сократить дифференциацию уровня жизни между городской и сельской местностью. Примером необходимости активного вмешательства государства в развитии сельских территорий могут стать Скандинавские страны. Например, в Швеции первостепенным направлением в развитии аграрного и социального направления является самозанятость сельского населения, посредством малого и среднего бизнеса, расширения сбыта сельскохозяйственной продукции через сеть кооперативов, развития инфраструктуры в сельских территориях.

Сегодня, для обеспечения национальной безопасности государства вопрос эффективного управления и развития сельских территорий для России достаточно важен. На 1 января 2021 года на территории РФ сельское население составляет более 37,5 млн. чел., проживающих в 37 тыс. сельских населенных пунктах. Около 6% ВРП страны создает сельское хозяйство. Более 6 млн. человек заняты ведением сельского хозяйства.

Россия регулирует развитие сельских территорий посредством нормативно-правовых документов, касающихся развития сельских территорий и сельского хозяйства. В РФ на сегодняшний день существуют более сотни нормативно-правовых документов в этой области. Наиболее важные из них это: Постановление Правительства РФ от 31 мая 2019 г. N 696 "О федеральной целевой программе "Комплексное развитие сельских территорий ", Постановление Правительства РФ от 14 июля 2012 г. N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2025 годы", Постановление Правительства РФ от 10 июня 2016 г. N 524 "О Правительственной комиссии по вопросам агропромышленного комплекса и устойчивого развития сельских территорий" и др.

С 2014 года по настоящее время увеличивается строительство и реконструкция спортивных, культурных, образовательных, медицинских и других муниципальных учреждений, находящихся в сельской местности. В селах с каждым годом активно набирает обороты фермерское хозяйство (рисунок 1). Строятся промышленные предприятия.

Рисунок 7. Динамика увеличения продукции крестьянских (фермерских) хозяйств за 1990 -2021 гг., в фактически действовавших ценах; миллиардов рублей

На сегодняшний день в России существуют целевые программы по развитию сельских территорий и сельскохозяйственного производства, такие как «Комплексное развитие сельских территорий», на реализацию которой, в общей сложности, выделено около 250 млрд. руб.; «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2025 годы" на реализацию, которой из федерального бюджета выделено более 2 трлн. руб., и другие федеральные целевые программы.

Таким образом, мы видим, что развитию сельских территорий и сельскому хозяйству в РФ уделяется в последнее время достаточно внимания. В первую очередь это связано с политикой импортозамещения, одним из приоритетов которой является обеспечение продовольственной безопасности. Однако, для развития сельских территорий и сельского хозяйства, как индикатора, определяющего развитие сельских территорий, существует ряд барьеров, без которых невозможно развитие сельской местности. Проанализируем основные барьеры на примере регионов Приволжского федерального округа:

Высокая дифференциация развития регионов РФ, как на уровне субъектов РФ, так и на уровне муниципальных образований. Существуют регионы, в которых сельские территории развиты относительно неплохо, с другой стороны, присутствуют регионы с низким развитием. Подобные причины обуславливаются климатическими условиями, наличием ограниченного числа или отсутствие соответствующих природных ресурсов. Однако основным фактором слабого развития определенных территорий является неэффективное управление. Поскольку сельское хозяйство является базисом для развития сельских территорий, обратимся к таблице 1: как мы видим, в течение 3 лет происходил уменьшение производственных показателей в ряде областей (Пермский край, Кировская область, Самарская область, Саратовская область и Ульяновская область). Если Кировская область и Пермский край могут сослаться на спады из-за неблагоприятных природно-климатических условий, то в Самарской, Саратовской и Ульяновской областях проблемы неэффективного управления достаточно очевидны. Стоит отметить, что Чувашская республика в 2020 году сводит спады производства сельскохозяйственной продукции в личных хозяйствах населения до минимума, в 2021 году наблюдается рост в данном направлении. Подобные цифры объясняются тем, что с недавнего времени с населением Чувашской республики стали сотрудничать потребительские кооперативы, которые скупают продукцию населения и в дальнейшем реализуют ее.

Отсутствие четкого представления о стратегических приоритетах развития сельского хозяйства, а точнее, каким образом его развивать– сделать акцент развития на сельскохозяйственные предприятия, или развивать фермерские хозяйства и при этом предоставить им значительные субсидии, высокие налоговые льготы и низкие процентные ставки по кредиту.

Таблица 3. Индексы производства продукции сельского хозяйства по категориям хозяйств по Приволжскому федеральному округу за 2019-2021 гг. (в сопоставимых ценах; в процентах к предыдущему году)

 

2019

2020

2021

Хозяйства
всех
категорий

Сельско-хозяй-
ственные органи-
зации

Хозяйства
населения

Кресть-янские
(фермер-ские) хозяйства1)

Хозяйства
всех
категорий

Сельско-хозяй-
ственные органи-
зации

Хозяйства
населения

Кресть-янские
(фермер-ские) хозяйства1)

Хозяйства
всех
категорий

Сельско-хозяй-
ственные органи-
зации

Хозяйства
населения

Кресть-янские
(фермер-ские) хозяйства1)

Приволжский
федеральный округ

104,2

104,2

100,4

130,9

104,2

108,9

97,4

118,7

101,6

102,9

99,3

106,1

Республика Башкортостан

116,6

109,4

120,1

119,0

100,9

103,1

98,1

117,1

103,1

108,9

97,3

126,2

Республика Марий Эл

109,2

119,5

101,3

84,7

115,2

133,1

97,7

116,8

110,3

117,3

100,2

134,9

Республика Мордовия

100,3

104,6

95,5

88,1

107,6

117,3

92,2

119,1

105,6

111,2

93,0

114,4

Республика Татарстан

98,6

95,3

100,8

106,1

102,9

106,5

97,8

118,6

104,9

105,0

104,0

110,5

Удмуртская Республика

96,0

95,1

98,5

84,4

112,4

117,9

101,9

142,9

100,6

100,8

100,2

101,0

Чувашская Республика

89,1

92,4

88,1

81,0

101,3

109,1

92,8

133,3

107,3

111,1

103,2

120,5

Пермский край

96,6

95,1

97,1

117,6

100,9

107,6

92,6

134,2

98,6

101,7

94,0

111,2

Кировская область

93,7

93,2

94,4

96,1

109,6

114,9

98,6

127,1

99,1

101,5

92,9

117,3

Нижегородская область

100,1

97,7

102,6

103,7

104,4

107,9

99,3

111,3

102,4

103,4

99,1

117,4

Оренбургская область

108,7

101,9

103,8

176,3

100,5

103,0

97,5

107,2

100,1

96,4

100,9

105,8

Пензенская область

101,7

113,6

87,5

112,0

102,9

109,3

91,0

127,2

115,5

114,9

99,2

189,0

Самарская область

106,2

126,9

87,1

154,1

103,8

104,1

101,0

118,3

93,5

88,2

97,5

93,7

Саратовская область

113,1

122,3

91,5

151,2

107,1

107,0

98,2

119,9

90,1

85,5

96,6

87,0

Ульяновская область

106,4

105,2

103,8

132,3

100,9

101,6

97,2

116,9

95,6

92,7

98,4

96,5

Закредитованность сельскохозяйственных предприятий и фермерских хозяйств. В РФ кредитная ставка для фермерских хозяйств составляет от 8 до 14 процентов годовых, в случае получения государственных субсидий ставка сокращается примерно до 6 процентов. Данные процентные ставки для российских фермеров достаточно высокие, следовательно, в случае возникновения непредвиденных ситуаций предприятие, которое взяло на себя кредитные обязательства, ставит свое существование под угрозу.

Миграционный отток трудоспособной части населения, включая молодежь, которые видят жизнь в селе не привлекательной и бесперспективной. Так в РФ численность сельского населения в 2017 году по сравнению с 1990 годом (около 27%) сократилось на 2% и составило 25%.

Из вышеизложенного фактора вытекает следующий барьер – резкие спады инфраструктурного развития. В сельских территориях происходит массовое закрытие школ, больниц, учреждений культуры, ухудшение состояния автомобильных дорог и других средств коммуникации. Так, например, на протяжении 5 лет, с 2011 по 2015 гг., в республике Мордовия происходило сокращение больниц: с 31 больницы (в 2011 г.) до 18 больниц в 2015 г. Число дошкольных учреждений в сельской местности Мордовии за 6 лет (2010-2016 гг), наоборот, увеличилось со 164 до 307, это говорит нам о том, что федеральная политика по развитию сельских территорий частично достигает своих целей. Помимо сокращения социальных учреждений, наиболее острый вопрос с доступностью медицинских, образовательных и других услуг сельскому населению. Примерно для 40% населения РФ данные услуги труднодоступные, а для 9% недоступные полностью. Средняя заработная плата в сельской местности составляет около 15 тыс. руб., в крупных и средних предприятиях расположенных в сельской местности составляет 18,5 тысяч рублей, что составляет чуть более 50% от средней заработной платы по стране.

Рисунок 8. Производство мяса на душу населения за январь-август 2022 года в республике Мордовия, килограмм.

- Ограниченный подход к развитию сельских территорий на муниципальном уровне будет также является причиной слабого развития сельских территорий. С одной стороны, в рамках федерализма, муниципальные образования должны стремиться к самообеспечению, с другой стороны, муниципальное образование не может решить все свои вопросы самостоятельно, в соответствии с принципом субсидиарности. Поэтому в рамках муниципального управления возникают вопросы: насколько самостоятельно должно быть муниципальное образование, и какова должна быть федеральная и региональная поддержка для муниципальных образований, необходимая для их полноценного развития. Примером может послужить снова республика Мордовия. В данном регионе высокая дифференциация развития сельских территорий в основном из-за управленческого фактора, что достаточно негативно отражается на сельском хозяйстве (Рисунок 2). Поскольку животноводство является первичной отраслью в мордовском сельскохозяйственной производстве (его доля в сельском хозяйстве Мордовии составляет 60 %), оно будет определяющим в развитии сельского хозяйства и сельских территорий муниципальных образований. Как мы видим на рисунке, наблюдается высокая дифференциация в производственных показателях. Объясняется это тем, что современная политика управления сельскими территориями направлена на развитие, в первую очередь, уже достаточно развитых территорий, а тем временем отстающие муниципальные образования остаются с ограниченной поддержкой со стороны федерального и регионального уровней власти или совсем без таковой.

Вывод. Как мы видим, РФ уделяет большое внимание развитию сельских территорий, однако существует ряд проблем социально-экономической направленности, которые необходимо решать посредством различных мер:

- Разработка единой концепции развития сельских территорий федерального значения. Исходя из нее, создавать программы развития регионов и их муниципальных образований исходя из их социальных, экономических и политических особенностей.

- Приближение уровня жизни в сельских территориях к городским условиям, посредством строительства и реконструкции спортивных, культурных, образовательных, медицинских и других муниципальных учреждений, находящихся в сельской местности, развитие промышленности.

- Разработки новой концепции или создание новых институтов контроля за развитием сельских территорий, позволяющих произвести оценку степени выполнения целей и задач государственной политики, направленной на развитие сельских территорий.

- Создание новых целевых программ для поддержки фермерских хозяйств, в рамках которых могут быть предоставлены субсидии, налоговые льготы и подъемные выплаты, которые позволят минимизировать риск банкротства фермеров

- Развитие транспортной системы и основных коммуникационных сетей (электричество, газопровод, водопровод, телефонная связь и др.) с целью повышения комфортности жизни в сельских территориях и возможности связи с центром

- Строительство различных промышленных предприятий в сельских территориях для обеспечения населения работой и обеспечения населения РФ отечественной продукцией.

- Введение новых специфических методов развития сельских территорий, позволяющих решить вопрос безработицы, как например, создание территорий с органическим сельским хозяйством или агротуризмом, активизация работы потребительских кооперативов с населением для развития личных (подсобных) хозяйств.

Библиографический список

1. О федеральной целевой программе "Комплексное развитие сельских территорий" [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 31 мая 2019 г. № 696. Доступ из справ.-правовой системы гарант

2. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2025 годы [Электронный ресурс] // Интернет-портал правительства Российской федерации. URL: http://government.ru/programs/208/events/

4. Российский статистический ежегодник 2021 [Электронный ресурс]. // Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2016/year/year16.pdf

5. Статистический ежегодник республики Мордовия 2020 [Электронный ресурс]. // Территориальный орган службы государственной статистики по республике Мордовия. URL:http://mrd.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/mrd/resources/604c39804004ac2d9622be1064aaefc4/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9+%D0%B5%D0%B6%D0%B5%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%BA+%282016+%D0%B3%D0%BE%D0%B4%29.pdf

6. Фролова О. А. Государственное регулирование сельского хозяйства: зарубежный опыт. Н.: НГИЭИ, 2019. С.76–83.

7. Численность постоянного населения на 1 января 2020 года [Электронный ресурс]. // Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/opendata/dataset/7708234640-ca-08-003

Просмотров работы: 51