Школьное технологическое образование претерпело за последние несколько лет значимые содержательные и организационные изменения. Основное содержание – это освоение учащимися цифровых технологий. Основной формат учебной деятельности – это проектная деятельность. Цель данной статьи – показать, как современные информационные технологии позволяют реализовывать ученические проекты, результаты которых могут быть востребованы как внутри школы, так и за ее пределами.
Китовская средняя школа Шуйского района Ивановской области, создавая условия для образовательной деятельности, большое внимание в настоящее время уделяет развитию социального партнерства с образовательными организациями высшего образования и высокотехнологичными производственными предприятиями. Значимым социальным партнером Китовской школы уже не первый год является ООО «ПК Аквариус» - одно из крупнейших предприятий в г. Шуя, лидер отечественной IT-индустрии, в частности по выпуску серверного оборудования, материнских плат, персональных компьютеров, моноблоков, планшетных компьютеров и ноутбуков. Китовская школа и производственный комплекс «Аквариус» заключили соглашение о сотрудничестве, в котором определены основные направления и формы взаимодействия. Это экскурсии на производство, мастер-классы, тематические беседы.
От учебного центра завода «Аквариус» поступил запрос на создание 3D-модели системного блока компьютера. Этот проект был реализован учениками 10 класса в рамках занятий дополнительного образования. Проект был коллективным.
На первом этапе учащиеся распределили между собой задачи по 3D-моделированию и 3D-печати отдельных компонентов устройства, а также его сборки.
Работа по моделированию проходила в программе Blender. Моделировались следующие части ПК:
- Материнская плата
- 2 вентилятора для корпуса
- Блок питания
- SSD-накопители
- «корзина» для SSD-накопителей
- Эмблемы «Точки роста» и «Аквариуса».
- Корпус ПК
Итог работы на первом этапе представлен на рис. 1.
Рис. 1. 3D-модель корпуса ПК
На втором этапе после того, как модели были готовы, работа продолжилась в программе Ultimaker Cura, где части макета «нарезались» на слои, чтобы создать для 3D-принтера программу печати.
Третий этап – этап печати деталей. Детали распечатывались на 3D-принтерах PlastoPrint.
Четвертый этап – этап сборки макета. После печати всех частей приступаем к процессу сборки макета. Детали очищались от поддержек, при необходимости красились и после склеивались между собой в единый макет. Результат работы на 4 этапе представлен на рис.2.
Рис. 2. Напечатанный макет в сборе
Несмотря на внешнюю простоту данного макета, работа была достаточно сложная: множество мелких деталей с внутренними отверстиями и полостями, наличие вращающихся элементов, необходимость комплексного масштабирования деталей и т.д. Даже на первый взгляд простейшая крышка макета не совсем проста: был предусмотрен специальный паз для ее фиксации, а также неодимовые магниты.
Цвета для элементов системного блока были выбраны разные, чтобы они лучше отличались друг от друга. Это позволяет удобнее использовать данный макет для демонстрации.
Пятый этап – защита проекта. Проект был представлен на конкурсе в Кванториуме города Иваново и в центре выявления и поддержки одаренных детей «Солярис» и получил высокую оценку жюри.
Данный макет был разработан для учебного центра. Однако, подобный макет может быть разработан для уроков информатики и использоваться при изучении темы «Устройство компьютера» в 7 классе. Так же, подобные проекты помогают ученикам 10 класса получить более глубокие знания по данной теме, одновременно осваивая новейшие информационные технологии, такие как 3D-моделирование и 3D-печать.
Список литературы:
Учебник информатики Полякова для 10-11 класса (углубленный уровень)
Учебник-самоучитель по графическому редактору Blender 3D. Серова М.