УЧАСТИЕ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР В ПРОФИЛАКТИКЕ НАРУШЕНИЙ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

УЧАСТИЕ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР В ПРОФИЛАКТИКЕ НАРУШЕНИЙ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Цели устойчивого развития (ЦУР) были поставлены ООН на период до 2030 г. [30] для решения проблем мирового и национального развития. Всего таких целей в настоящее время сформировано 17.

В рамках данного исследования мы анализируем участие медицинских сестер в достижении Цели 3 «Обеспечение здорового образа жизни и содействие благополучию для всех в любом возрасте», которая направлена на способствование формированию здорового образа жизни и на содействие «благополучию для всех в любом возрасте» [30].

ВОЗ рассматривает «психическое здоровье» как «состояние психического благополучия, которое позволяет людям справляться со стрессовыми ситуациями в жизни, реализовывать свой потенциал, успешно учиться и работать, а также вносить вклад в жизнь общества. Это неотъемлемый компонент здоровья и благополучия. Психическое здоровье имеет решающее значение для личного, общественного и социально-экономического развития» [25].

Противоположностью психического здоровья являются психические расстройства, которые проявляются нарушениями когнитивных функций, эмоциональной регуляции или поведения человека.

В мире наблюдается вызванный разными факторами беспрецедентный кризис в области охраны здоровья. Одним из показателей кризисной ситуации является рост психических расстройств [26].

По данным ВОЗ [29] по состоянию на 8 июня 2022 г. наблюдается рост психических заболеваний, что выражается в том, что более 12 % человечества (примерно 970 миллионов человек), имеют расстройства психического здоровья, которое сопровождается патологическими изменениями мышления и социального поведения.

В этой связи требуется системный подход к профилактике расстройств психики. И особую роль в этой лечебно-профилактической деятельности играют медицинские сестры разных специальностей, оказывающие первичную, многопрофильную и специализированную помощь населению.

В настоящее время в мире не существует единой общепризнанной классификации психических болезней. Согласно «Руководству по психиатрии» под редакцией А.С. Тиганова [17] имеются национальные классификации (выработанные в отдельной национальной системы здравоохранения в рамках собственных научных школ психиатрии) и разработанная ВОЗ Международная классификация болезней.

Основные типы нарушения психического здоровья представлены на рис. 1.

Рис. 1. - Основные типы нарушения психического здоровья [15].

В период пандемии новой короновирусной инфекции COVID-19 наблюдался всплеск числа страдающих тревожными и депрессивными расстройствами. По данным ВОЗ [32; 37] наблюдаемый рост тревожных расстройств на 26%, а рост депрессивных расстройств – на 28%.

В табл. 1 отражены основные виды психических расстройств и количество заболевших данными видами заболеваний.

Какую работу проводят медицинские сестры сейчас, и каким образом можно расширить их профессиональную активность в рассматриваемой области профилактики?

ВОЗ также выработала меры в области поддержания психического здоровья, которые учтены в соответствующем документе [5] (рис. 3).

Перечисленные цели и меры ВОЗ рекомендует преломлять к национальным системам здравоохранения и подключать к их реализации не только врачей, но и медицинских сестер, что значительно расширит возможности реагировать на рост рассматриваемого вида заболеваний.

Таблица 1 - Основные виды психических расстройств

Расстройства

Кол-во заболевших в мире

1

Тревожные расстройства

301 млн больных, из них 58 млн детей и подростков

2

Депрессия

280 млн человек, из них 23 млн детей и подростков

3

Биполярное расстройство

40 млн человек

4

Посттравматические стрессовые расстройства

Нет данных

5

Шизофрения

24 млн человек, или каждый из 300 человек в мире

6

Расстройства пищевого поведения

14 млн человек, в том числе 3 млн детей и подростков

7

Асоциальное поведение и диссоциальные расстройства

40 млн человек, в т.ч. дети и подростки

8

Нарушения развития нервной системы

Нет данных

На рис. 2 показаны основные направления деятельности, согласно которым можно активнее привлекать медицинских сестер в поддержку психического здоровья и реализации цели 3 ЦУР.

Рис. 2. - Основные задачи медицинских сестер в области поддержания психического здоровья.

Рис. 3. - Четыре главные цели, предусмотренные в Комплексном плане действий в области психического здоровья на 2013–2030 гг.

В РФ уже много сделано в плане решения вопросов по охране психического здоровья и профилактике заболеваний в рассматриваемой сфере. Так, были приняты и реализуются ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21.11.2011 № 323-ФЗ [2] и ФЗ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" от 02.07.1992 N 3185-1 [1]; а также Стратегия развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 года [4]. В настоящее время разработан проект Стратегии охраны психического здоровья до 2025 года [31]. В этом документе была предпринята попытка определить основные принципы развития и совершенствования системы оказания психиатрической помощи с учетом рекомендаций ВОЗ.

Интерес представляют и направления совершенствования систем стандартизации и оценки качества оказания психиатрической помощи. Так были приняты соответствующие приказы Минздрава России [5 и 6]. В этих документах выделены три вида медпомощи в рамках рассматриваемой группы заболеваний: первичная медико-санитарная, специализированная и скорая.

В Комплексном плане действий в области психического здоровья до 2030 года отмечается, что «численность специализированного медперсонала и медперсонала общего профиля, занимающегося вопросами психического здоровья, в странах с низким и средним уровнем дохода крайне недостаточна» [3].

В этой связи рассмотрим возможность распространения работы медицинских сестер непсихиатрического профиля с пациентами с психическими расстройствами на основании их деятельности по осуществлению ухода за пациентом по своей основной специальности.

Деятельность медицинских сестер по охране психического здоровья и профилактике психических расстройств предусматривает все функции управления - планирование мер профилактики, их организацию и контроль результатов. Медицинские сестры совместно с другими специалистами способны определять и решать задачи по определению видов ухода за пациентами с признаками психических заболеваний, и проводить оценку результатов этой деятельности.

Расширение продуманных мер деятельности медицинских сестер по охране психического здоровья пациентов с психиатрическими расстройствами или заболеваниями позволит, с одной стороны, частично снять проблему нехватки медицинских кадров, специализирующихся на психиатрии, с другой стороны, снизить нагрузку самих врачей, а также сократить расходы и повысить экономический эффект управления здравоохранением.

Мера по привлечению к работе с пациентами с психическими расстройствами медицинских сестер непсихиатрической специализации, позволит снизить стоимость лечения психических заболеваний, поскольку профилактика и инвестиции в лечение депрессии и тревожных расстройств окупаются в четырехкратном размере. По данным ВОЗ, на один израсходованный доллар США на профилактику депрессии и тревожных расстройств, приходится четыре доллара прибыли [28]. Вывод делается на основе нового исследования, проведенное под руководством ВОЗ и нацеленное на оценку положительных аспектов профилактики наиболее распространенных форм психических болезней в глобальных масштабах не только для здоровья, но и для экономики. Результаты опубликованы в журнале "The Lancet Psychiatry", убедительно свидетельствуют в пользу расширения мер по профилактике психических заболеваний.

Деятельность медицинских сестер непсихиатрической специализации по работе с пациентами с признаками психических расстройств или заболеваний осуществляется в несколько этапов.

В ходе первого этапа деятельности медицинская сестра должна уметь определять роль заболевания в жизни больного, уметь проводить направленную и ненаправленную беседы и давать пациенту информацию о лечении, отвечать на вопросы о времени пребывания в стационаре, методах и сроках лечения, режиме учреждения и т.п.

На втором этапе медицинская сестра на основе интерпретации и анализа полученных данных ставится «сестринский диагноз», который исходит из диагноза медицинского. «Сестринский диагноз» впервые применен в США в 1957 г. По данным Североамериканской диагностической ассоциации медицинских сестер (NANDA) в конце 80-х гг. были одобрены для клинического использования более 100 сестринских диагнозов.

При этом важно понимать, что медицинский диагноз не может дать медсестре данные о том, как болезнь влияет на деятельность пациента и жизнь его ближайшего окружения. Поэтому именно медицинская сестра может и должна на этом этапе выявить потребности и проблемы пациента, установить условия, ставшие причиной появления психического заболевания, а также определить личностные характеристики больного, которые могут стать опорными в решении выявленных проблем.

Заключительный этап планирования- разработка плана ухода, который должен корреспондировать с другой медицинской документацией и смог бы быть скорректирован в случае необходимости.

Деятельность медицинской сестры по оказанию помощи пациентам с проблемами в области психиатрии имеет несколько методов вмешательства, отраженных на рис. 5.

Сестринский план помощи пациентам с проблемами в области психиатрии (исходя из передового зарубежного опыта), может быть полностью сформирован и реализован медицинской сестрой. Задача врача заключается в определении того, нужна ли медсестре дополнительная помощь.

Рис. 5. - Методы сестринского вмешательства при осуществлении сестринской деятельности с пациентами, имеющими проблемы в области психиатрии.

Сестринский план помощи пациентам с проблемами в области психиатрии (исходя из передового зарубежного опыта), может быть полностью сформирован и реализован медицинской сестрой. Задача врача заключается в определении того, нужна ли медсестре дополнительная помощь.

Завершается сестринская деятельность оценкой, осуществляемой совместно пациентом. В ходе оценки подводится итог сестринской деятельности, определяется необходимость дальнейшего вмешательства, выявляется наличие побочных действий.

В настоящее время в связи с социальными запросами общества идет развитие высшего сестринского образования, и медицинские сестры с высшим образованием по получаемым знаниям, умениям и навыкам способны на более высоком уровне осуществлять роль организаторов сестринской деятельности, и применять новые формы медицинской помощи пациентам с проблемами в области в психиатрии.

Но при этом наблюдаются существенные сложности в реализации предлагаемых мер.

Во-первых, недостаточно внимания уделяется обучению постановке сестринского диагноза, изучению особенностей сестринской деятельности, умению разрабатывать планы лечения, и осуществлять контроль за его ходом.

Во-вторых, для реализации целей устойчивого развития, направленного на способствование обеспечения психического здоровья, в национальной системе российского здравоохранения недостаточно проработан вопрос применения медицинских сестер в области профилактики и лечения психических заболеваний. Получив требуемые знания и навыки в области помощи пациентам с различными типами психических расстройств, медицинские сестры даже с высшим медицинским образованием, не смогут их применить в полной мере, не смогут снизить нагрузку врачей-психиатров, обеспечивая бесперебойную работу по профилактике серьезных психических проблем своих пациентов, и снижая экономические затраты государства.

В-третьих, следует расширить нормативно-правовую базу по деятельности медицинских сестер в рассматриваемой области и стратегические документы в области борьбы с психическим нездоровьем.

Таким образом, вопрос о деятельности медицинской сестры с высшим образованием должен быть включен в национальную систему профилактики и лечения пациентов с проблемами в области психического здоровья. Подобные решения будут во многом способствовать без существенных финансовых затрат достичь в кратчайший срок цель три устойчивого развития, направленную на достижения в области здоровья, в том числе психического.

Список литературы:

Нормативно-правовые документы

Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" от 02.07.1992 N 3185-1».

Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21.11.2011 N 323-ФЗ.

Комплексный план действий в области психического здоровья на 2013–2030 гг.

Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 N 2580-р «Об утверждении Стратегии развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 года».

Приказ Минздрава России от 17 мая 2012 г. N 566н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи при психических расстройствах и расстройствах поведения».

Приказ Минздрава России от 30 декабря 2015 г. n 1034н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи по профилю "психиатрия-наркология" и порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ».

Книги, монографии, учебники

Аммон Г. Динамическая психиатрия. — СПб., 1995.

Бехтерев В.М. Избранные труды по психологии личности. // Издательство «Алетейя».

Гроф С. За пределами мозга. Рождение, смерть и трансценденция в психотерапии // Серия Трансперсональная психология и психотерапия. Изд. Ганга, 2018

Гроф С. Неистовый поиск себя. — М., 1997. — С. 322—323.

Климонтова, О. А. Понятие психического здоровья личности / О. А. Климонтова // Вестник науки и творчества. — 2018. — № 7. — С. 17—19.

Лебедева, О. В. Проблема соотношения понятий «психическое здоровье» и «психологическое здоровье» в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе / О. В. Лебедева // Вестник Нижегородского университета им. Н. И Лобачевского. — 2013. — № 3 (1). — С. 33—37.

Лызь, Н.А. О структуре психического здоровья человека (обзор исследований) / Н.А Лызь // Известия Южного федерального университета. Технические науки. — 2004. — № 5. — С. 241—251.

Никифоров, Г. С. Психология здоровья / Г. С. Никифоров. — СПб.: Универс, 2002. — 192 с.

Руководство по психиатрии. В 2 томах. Т.1. / А.С. Тиганов, А.В. Снежневский, Д.Д.Орловская и др.; Под ред. А.С.Тиганова. — М.: Медицина, 1999. — 712 с.

Статьи из журналов

Николаев, Е. Л. Дискурс и психическое здоровье личности: современные взгляды / Е. Л. Николаев, Е. С. Суслова // Вестник психиатрии и психологии Чувашии. — 2010. — № 2. — С. 55-56.

Сергиенко, Е.А. Психологическое здоровье: субъективные факторы / Е.А. Сергиенко // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». — 2017. — №5. — С. 98—118.

Спринц, А. М. Психиатрия: учебник / А.М. Спринц, О.Ф. Ерышев, Н.В. Семенова. – СПб: СпецЛит, 2008.

Точилов В.А, Кушнир О.Н. Сестринский процесс в психиатрии. // Медицинская сестра. - 2007. - №1.

Уланова, Н. Н. Подходы к пониманию здоровья / Н. Н. Уланова // Наука молодых — Eruditio Juvenium. — 2013. — № 10. — С. 13—17.

Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

Фромм Э. Здоровое общество // Психоанализ и культура. Избранные труды Карен Хорни и Эриха Фромма. М., 1995. С. 273–596.

Интернет-документы

Европейскаярамочнаяосновадлядействийпоохранепсихическогоздоровьяна 2021–2025 гг. //https://www.euro.who.int/ru/health-topics/ health-policy/european-programme of-work/flagship-initiatives/the-paneuropean-mental-health-coalition/who-european-framework-for-actionon-mental-health-20212025.

Психическое здоровье и COVID-19: ранние доказательства воздействия пандемии: Научный обзор, 2 марта 2022 г.(Mental Health and COVID-19: Early evidence of the pandemic’s impact. Geneva: World Health Organization; 2022),

Сайт ВОЗ, режим доступа: Усиление мер в области охраны психического здоровья (who.int)

Официальный сайт ВОЗ, Доклад о состоянии здравоохранения в Европе 2018. Больше, чем просто цифры: фактические данные для всех. Основные положения., режим доступа: European health report 2018: Highlights (who.int)

Официальный сайт ВОЗ, Усиление мер в области охраны психического здоровья, режим доступа: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/mental-health-strengthening-our-response

Официальный сайт Всемирной организации здравоохранения, режим доступа: http://www.who.int/mediacentre/news/releases/2016/depression-anxiety-treatment/ru.

Сайт ВОЗ, режим доступа: Психические расстройства (who.int)

Официальный сайт ООН, Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года , режим доступа: UnitedNationsOfficialDocument

Официальный сайт «РГ», режим доступа: Разработана стратегия охраны психического здоровья - Российская газета (rg.ru;)

Психическое здоровье и COVID-19: ранние доказательства воздействия пандемии: Научный обзор, 2 марта 2022 г. (Mental Health and COVID-19).

Сайт ФГБНУ «Научный центр психического здоровья», режим доступа: ФГБНУ НЦПЗ. ‹‹Избранные труды›› (ncpz.ru)

Описание англо-язычных журналов, сборников

Ammon G. Handbuch der dynamischen Psychiatric. Munchen, 1982. Bd. 2.

Laursen TM, Nordentoft M, Mortensen PB. Excess early mortality in schizophrenia. Annual Review of Clinical Psychology, 2014;10,425-438.

Mental Health and COVID-19: Early evidence of the pandemic’s impact Scientific brief 2 March 2022, режимдоступа: WHO-2019-nCoV-Sci-Brief-Mental-health-2022.1-eng.pdf.

Early evidence of the pandemic’s impact. Geneva: World Health Organization; 2022).

Просмотров работы: 175