ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЗРИТЕЛЬНО-ВЕРБАЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЗРИТЕЛЬНО-ВЕРБАЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Екимова Л.Н. 1, Казакова Е.В. 1
1Северный (Арктический) Федеральный университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время вопросу подготовки детей к школе уделяется большое внимание со стороны педагогов и психологов, в связи с тем, что современная школа предъявляет высокие требования к будущим первоклассникам. Согласно данным статистики 40% будущих первоклассников не готовы к школе. Это может происходить по разным причинам и в итоге влечёт за собой неуспеваемость и школьную дезадаптацию.

Стоит отметить, что учебные программы основываются на сформированности зрительного восприятия у детей, которое к школьному возрасту считается достаточно зрелым. В связи с этим детям предъявляют высокие требования к развитию полноты и точности стоящих за словом представлений. Формирование зрительно-вербальных функций у детей это одна из основных задач дошкольного развития.

В научных исследованиях уделяется внимание вопросу развития школьно-значимых функций у дошкольников [1, 3, 4, 6]. М. М. Безруких (2012) отмечает, что у значительной части детей, поступающих в первый класс, развитие не соответствует возрасту в связи с несформированностью школьно-значимых функций. У 60% детей выявлена несформированность речи и прежде всего – регулирующей функции речи; до 30% детей демонстрируют несформированность моторики, связанную с незрелостью нервно-мышечной регуляции; до 35% детей имеют несформированность зрительного и зрительно-пространственного восприятия и зрительной памяти, что связано с незрелостью мозговых систем контроля и регуляции деятельности; до 30% детей имеют недостаточно развитые слухо-моторные и зрительно-моторные координации, что связано с незрелостью интегративной деятельности мозга» [3].

Т. В. Ахутина (2003) в своем исследовании по развитию ЗВФ будущих первоклассников выявила трудности у 15-20% детей. Татьяна Васильевна обращает внимание, что: «Большинство детей не знают, чем дуб отличается от берёзы, осины или липы. Образы растений у детей аморфны, недифференцированны. Их словарь беден или выхолощен, т.е. за словом не стоит конкретный образ. Всё это характеризует ЗВФ детей» [1].

Проблема развития ЗВФ детей дошкольного возраста чрезвычайно актуальна и занимает особое место в сфере психолого-педагогического исследования. Развитие ЗВФ имеет огромное значение для разных сторон психического развития ребенка: влияет на становление и дифференциацию зрительных образов также и развитие речи, её номинативной функции [2]. Исследователи отмечают, что при оценке готовности детей к школе уделяется недостаточно внимания диагностике сформированности и определению факторов риска ЗВФ у дошкольников [2]. В связи с этим необходимо своевременное выявление недостаточно развитых ЗВФ у дошкольников и проведение работы по их развитию. На данный момент в образовательной среде существует потребность в адаптированных и апробированных программах развития ЗВФ у дошкольников.

Чтобы дать определение понятию ЗВФ, необходимо обратиться к определению функции А. Р. Лурии, который описывал функцию как сложную систему. Так же, согласно определению ЗВФ Е. Г. Лядущенковой, она определяет ЗВФ как систему мыслительных операций, таким образом, ЗВФ – это сложная система мыслительных операций. Т. В. Ахутина (2008) обращает внимание, что на становление ЗВФ влияет развитие зрительно-гностических процессов, включая различные стратегии зрительного опознания; развитие связи «зрительный образ – слово», дифференциации зрительных образов и значений слов; развитие зрительного внимания [2]. Итак, ЗВФ – это система мыслительных операций, способствующих развитию зрительно-гностических процессов, включая различные стратегии зрительного опознания; развитию связи «зрительный образ – слово», дифференциации зрительных образов и значений слов; развитию зрительного внимания.

Стоит обратить внимание на анализ понятия ЗВ С. А. Бережной (2017), которая отмечает, что «ЗВ является сложным системным актом, который включает в себя аттенционные (внимание), мнемостические (память), мыслительные, эмоциональные и другие компоненты» [5]. Речь выполняет вербальную функцию.

Таким образом, ЗВФ – это сложная система мыслительных операций, способствующих развитию зрительно-гностических процессов, включая различные стратегии зрительного опознания; развитию связи «зрительный образ – слово», дифференциации зрительных образов и значений слов; развитию зрительного внимания, работа которой осуществляется при участии внимания, памяти, мышления, речи [2, 5].

Существуют исследования состояния ЗВ детей, проживающих на Севере. Они показали, что существует проблема снижения уровня развития показателей зрительно-вербальных функций детей дошкольного возраста. Отмечается выраженные трудности зрительного опознания, дисгармоничность развития ЗВ, детям – северянам характерна задержка физического развития, которая ведет за собой снижение темпов созревания ряда психофизиологических функций, в том числе и зрительного восприятия, моторики, значительной части детей, поступающих в первый класс характерны несформированность регулирующей функции речи, зрительного и зрительно-пространственного восприятия и зрительной памяти, недостаточно развитые слухо-моторные и зрительно-моторные координации. Это подчеркивает важность и значимость реализации мероприятий, направленных на диагностику и развитие ЗВФ детей дошкольного возраста [6].

Для того, чтобы прогнозировать возможные школьные трудности ребёнка необходимо проведение диагностики, которая способствует выявлению недостаточно развитых ЗВФ, далее проводится работа по их развитию.

Список литературы

Ахутина, Т. В. Диагностика развития зрительно-вербальных функций (альбом и методическое пособие) [Текст] / Т. В. Ахутина, Н. М. Пылаева. – М. : Академия, 2003. – 64 с.

Ахутина, Т. В. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход [Текст] / Т. В. Ахутина, Н. М. Пылаева. – СПб. : Питер, 2008. – 332 с.

Безруких, М. М. Диагностика развития детей старшего дошкольного возраста как cпособ раннего выявления рисков дезадаптации [Текст] / М. М. Безруких, Т. А. Филиппова, В. А. Байдина // Новые исследования. – 2012. – № 1(30). – С. 145-157.

Безруких, М. М. Зрительное восприятие как интегральная характеристика психофизиологического развития детей 6-7 лет [Текст] / М. М. Безруких, Л. В. Морозова, Н. Н. Теребова // Физиология человека. – 2009. – Т. 35. – № 2. – С. 132-135.

Бережная, С. А. Особенности развития зрительного восприятия у младших школьников с нарушением интеллектуального развития [Текст] / С. А. Бережная // Профессиональная подготовка педагогов к работе в условиях инклюзивного образования : Материалы научно-практической конференции. Сборник статей, Симферополь, 16 мая 2017 года / Под общей редакцией И. В. Андрусёвой. – Симферополь : Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал», 2017. – С. 32-34.

Казакова, Е. В. Особенности формирования зрительного восприятия у детей – северян 7 – 8 лет и факторы риска раннего дизонтогенеза [Текст] / Е. В. Казакова, Л. В. Морозова // Экспериментальная психология. – 2009. – №4. – С. 91–100.

Просмотров работы: 74