Тема выбора ОГЭ по биологии является актуальной для обучающихся в основной школе. Этот предмет чаще всего выбирается в том случае, когда учащийся планирует связать свое дальнейшее обучение с биологией, например, поступить в медицинский колледж, профильный класс и т.д. Основной государственный экзамен (ОГЭ) представляет собой форму государственной итоговой аттестации, проводимой в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ основного общего образования требованиям федерального государственного образовательного стандарта и проводится в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утверждённым приказом Минпросвещения России и Рособрнадзора от 07.11.2018 № 189/1513 [2]. В работе используются задания базового, повышенного и высокого уровней сложности. Задания базового уровня составляют 40% от общего количества заданий экзаменационного теста; повышенного – 42%; высокого – 18%.
Для подготвки к ОГЭ по биологии в 9 классе используются контрольные измерительные материалы (КИМ), представляющие собой комплексы заданий стандартизированной формы. ОГЭ по биологии предусматривает проверку результатов усвоения знаний и овладения умениями выпускников на разных уровнях: воспроизводить знания; применять знания и умения в знакомой, изменённой и новой ситуациях.
Анализ структуры основного государственного экзамена по биологии в 2022 году показал, что в каждом экзаменационном варианте работы содержится 29 заданий. Задания делятся на две части. В первой части экзаменационных вариантов содержится 24 задания с кратким ответом. Из них 16 заданий базового уровня сложности с выбором одного правильного ответа; 8 заданий повышенного уровня сложности, из которых 1 задание в котором необходимо ответить на поставленный вопрос одним словом или словосочетанием, 3 задания с множественным выбором, 3 задания на установление соответствия элементов двух информационных рядов, на включение пропущенных терминов и понятий в тексте, на соотнесение по заданному алгоритму, 1 задание на определение последовательности. Вторая часть экзамена включает в себя 5 заданий с развёрнутым ответом. 1 задание повышенного уровня сложности, обучающимся необходимо поработать с текстом и, используя информацию из него, дать ответы на поставленные вопросы [2].
Во вторую часть также входят 4 задания высокого уровня сложности: 1 задание направлено на анализ статистических данных, которые представлены в таблице, 1 задание направлено на анализ научных методов исследования, 2 задания связаны с применением биологических знаний и умений для решения практических задач [5].
КИМы ОГЭ по биологии включают в себя пять содержательных блоков. Первый блок «Биология как наука». В нем представлены задания, которые направлены на контроль знаний: о роли биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей; методах изучения живых объектов (наблюдение, описание, измерение, эксперимент). Второй блок «Признаки живых организмов» включает в себя задания, проверяющие знания: о строении, функциях и многообразии клеток, тканей, органов и систем органов; признаках живых организмов, наследственности и изменчивости; способах размножения, приёмах выращивания растений и разведения животных. Третий блок «Система, многообразие и эволюция живой природы» включает в себя задания, контролирующие знания: о важнейших отличительных признаках основных царств живой природы (Животные, Растения, Грибы, Бактерии); классификации растений и животных (отдел (тип), класс); об усложнении растений и животных в процессе эволюции; о биоразнообразии как основе устойчивости биосферы и результате эволюции. Четвёртый блок «Человек и его здоровье» содержит задания, проверяющие знания: о происхождении человека и его биосоциальной природе, высшей нервной деятельности и об особенностях поведения человека; строении и жизнедеятельности органов и систем органов (нервной, эндокринной, кровеносной, лимфатической, дыхания, выделения, пищеварения, половой, опоры и движения); внутренней среде, об иммунитете, органах чувств, о нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности; санитарно-гигиенических нормах и правилах здорового образа жизни. Пятый блок «Взаимосвязи организмов и окружающей среды» содержит задания, контролирующие знания: о системной организации живой природы, об экологических факторах, о взаимодействии разных видов в природе; об естественных и искусственных экосистемах и о входящих в них компонентах, пищевых связях; об экологических проблемах, их влиянии на собственную жизнь и жизнь других людей; о правилах поведения в окружающей среде и способах сохранения равновесия в ней [1].
Приведем некоторые примеры заданий из КИМов по биологии:
Например, воспроизведение знаний предполагает, что выпускники должны уметь узнавать типичные биологические объекты, процессы, явления; давать определения основных биологических понятий; пользоваться биологическими терминами и понятиями.
Задание № 1. Студент наблюдал за поведением амёбы в микроскоп. Он заметил, что иногда на теле амёбы образуются выросты, обхватывающие чужеродные частицы. Какое свойство живых организмов иллюстрирует эта фотография? [5].
Применение знаний в знакомой ситуации требует овладения более сложными умениями, такими как объяснять, определять, сравнивать, классифицировать, распознавать и описывать типичные биологические объекты, процессы и явления.
Задание № 13.
Рассмотрите фотографии собаки породы такса. Выберите характеристики, соответствующие её внешнему строению, по следующему плану: окрас собаки, форма головы, форма ушей, положение шеи, форма хвоста. При выполнении работы Вам помогут линейка и карандаш [5].
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
|
|
|
|
|
Также в КИМах есть задания на применение знаний в изменённой ситуации. Они предусматривает оперирование экзаменуемыми такими учебными умениями, как научное обоснование биологических процессов и явлений, установление причинно-следственных связей, анализ, обобщение, формулирование выводов. Применение знаний в новой ситуации предполагает оперирование умениями использовать приобретённые знания в практической деятельности, систематизировать и интегрировать знания, оценивать и прогнозировать биологические процессы, решать практические и творческие задачи.
Задание № 26.
Алексей ехал на дачу на велосипеде со скоростью 13 км/ч 2 часа. Используя данные таблиц 1 и 2, ответьте на вопросы.
1) Каковы энергозатраты Алексея на поездку?
2) В местном кафе он заказал бутерброд с ветчиной и жареный картофель. Какое напиток может заказать Алексей, чтобы количество калорий в его пище не превысило затраты на поездку.
3) Приведите пример функции углеводов [5].
Энергетическая и пищевая ценность продуктов
Блюда и напитки |
Энергетическая ценность (ккал) |
Белки (г) |
Жиры (г) |
Углеводы (г) |
Бутерброд с мясом |
425 |
39 |
33 |
41 |
Бутерброд с курицей |
355 |
13 |
15 |
42 |
Бутерброд с ветчиной |
380 |
19 |
18 |
35 |
Жареный картофель |
225 |
3 |
12 |
29 |
Омлет с ветчиной |
350 |
21 |
14 |
35 |
Салат овощной |
60 |
3 |
0 |
10 |
Салат с курицей |
250 |
14 |
12 |
15 |
Мороженое шоколадное |
325 |
6 |
11 |
50 |
Вафельный рожок |
135 |
3 |
4 |
22 |
Лимонад |
170 |
0 |
0 |
42 |
Апельсиновый сок |
225 |
2 |
0 |
35 |
Чай без сахара |
0 |
0 |
0 |
0 |
Чай с сахаром (две чайные ложки) |
68 |
0 |
0 |
14 |
Энергозатраты при различных видах физической активности
Виды физической активности |
Энергетическая стоимость |
Прогулка - 5 км/ч; езда на велосипеде - 10 км/ч; волейбол любительский; стрельба из лука; гребля на байдарке |
4,5 ккал/мин |
Прогулка - 5,5 км/ч; езда на велосипеде - 13 км/ч; настольный теннис |
5,5 ккал/мин |
Ритмическая гимнастика; прогулка - 6,5 км/ч; езда на велосипеде - 16 км/ч; каноэ - 6,5 км/ч; верховая езда - быстрая рысь |
6,5 ккал/мин |
Роликовые коньки - 15 км/ч; прогулка - 8 км/ч; езда на велосипеде - 17,5 км/ч; бадминтон - соревнования; большой теннис - одиночный разряд; лёгкий спуск с горы на лыжах: водные лыжи |
7,5 ккал/мин |
Бег трусцой; езда на велосипеде - 19 км/ч; энергичный спуск с горы на лыжах; баскетбол; хоккей с шайбой; футбол; игра с мячом в зале; ига в водное поло; колка дров; хоккей с шайбой |
9,5 ккал/мин |
Таким образом, мы рассматрели испльзование КИМов по биологии для 9 класса. Данная тема является весьма актуальной для обсуждения. Использование тестовых заданий при подготовке учащихся к ОГЭ по биологии даст возможность разобраться в возможных формулировках вопросов, что повысит уверенность обучающихся в свои силы и приведет к успешной сдаче экзамена. Поэтому вопрос об использовании тестовых заданий при подготовке учащихся к ОГЭ по биологии можно назвать востребованным.
Список литературы:
Горбунова, О.В. Грамотное применение тестового задания - основа эффективного процесса обучения в российской школе/О.В. Горбунова, О.А. Иванова. – Школьные технологии. - 2015. - № 1. - С. 147-160.
Дятлова, К.Д. Формирование, развитие и оценка сформированности познавательных универсальных учебных умений школьников средствами тестового контроля / К.Д. Дятлова. - Школьные технологии. - 2014. - №4. - С. 150-163.
Кравченко, О.В. Тестовые задания для подготовки к ГИА по биологии / О.В. Кравченко. - Современный урок. – 2014. - № 8. - С. 64-70.
Семенова, Н.В. Применение онлайн-тестирования и электронных интерактивных рабочих листов на уроках биологии и при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ / Н.В. Семенова, С.Н. Рябцов, Ю.А. Рябцова. – МНИЖ. - 2016. - №9-4(51).
Хайбулина, К.В. Подготовка обучающихся к выполнению заданий в форме ОГЭ и ЕГЭ по биологии / К.В. Хайбулина. - Биология в школе. - 2021. - №4. - С. 32-38.