ИССЛЕДОВАНИЕ САМООТНОШЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ, СОВЕРШИВШИХ ПРАВОНАРУШЕНИЯ И ПОМЕЩЕННЫХ В СПЕЦИАЛЬНОЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ИССЛЕДОВАНИЕ САМООТНОШЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ, СОВЕРШИВШИХ ПРАВОНАРУШЕНИЯ И ПОМЕЩЕННЫХ В СПЕЦИАЛЬНОЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Максимова О.С. 1
1Северный (Арктический) Федеральный университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Существенное внимание психологов заслуживает проблема влияния самоотношения на поведение человека. Адекватно сформированное самоотношение – это один из важных моментов становления субъективности личности, который ведет к её успешной самореализации в жизни.

Самоотношение человека начинает формироваться с раннего возраста, представляет собой «динамический процесс, развернутый во времени», состоящий из нескольких этапов, «процесс отношений с собой» [5, с. 98].

Исследователи в области психологии единодушны в том, что наиболее активно процесс становления самоотношения происходит в периоды подросткового и юношеского этапов возрастного развития личности. Так, например, авторы «Исследования самоотношения у современных подростков» говорят об особой значимости подросткового возраста для формирования самоотношения «поскольку позитивное устойчивое самоотношение лежит в основании веры подростка в свои возможности, самостоятельность, энергичность, связано с его готовностью к риску, обусловливает оптимизм в отношении ожидания успешности своих действий в ситуации неопределенности», а «негативное самоотношение является источником трудностей в общении, поскольку подросток с таким отношением к себе заранее уверен в том, что окружающие плохо к нему относятся и этот факт затрудняет выбор адекватного способа взаимодействия» [3, c. 18].

Как считают многие авторы, самоотношение является ведущим фактором психологического здоровья детей подросткового возраста [1; 4], играет важную роль в процессе саморегуляции поведения: «высокое самоуважение личности выступает условием ее максимальной активности, продуктивности в деятельности, реализации творческого потенциала, влияет на свободу выражения чувства, уровень самораскрытия в общении. <…> Одним из мотивов, побуждающих человека соблюдать моральные нормы, является его стремление сохранить положительное самоотношение» [2, с. 10].

Негативное самоотношение способствует снижению самооценки, становится причиной того, что остается неудовлетворенной одна из ведущих потребностей человека - потребность в самоуважении. Таким образом негативное самоотношение становится фактором отклонений в поведении подростков, становится причиной совершения правонарушений. Поэтому особую актуальность вопрос отношения к себе стоит относительно подростков, вступивших в конфликт с законом.

Респондентами для данного исследования особенностей самоотношения выступили подростки мужского пола, совершившие правонарушения и помещенные в одно из специальных учебно-воспитательных учреждений. Выборка составила 21 человек, возраст респондентов 15-17 лет. Целью исследования являлось изучение уровня самоотношения, уровня и адекватности самооценки подростковпомещенных в СУВУ; уровня притязаний; выраженности отдельных компонентов самоотношения; оценка "источника" смысла жизни.

С целью диагностики особенностей «Я-концепции» подростков был использован опросник «Методика изучения особенностей Я-концепции» Е.Пирса и Д.Харриса (дополнения, адаптация и нормирование на отечественной выборке осуществлены А. М. Прихожан в 2003 г.). Результаты диагностики «Я-концепции» в таблице 1.

Таблица 1 – Результаты диагностики по опроснику «Методика изучения особенностей Я-концепции» Е.Пирса и Д.Харриса

Шкала

низкий

средний

высокий

1

Поведение

4,8

52,4

42,8

2

Интеллект, положение в школе

23,8

23,8

52,4

3

Ситуация в школе

19

38,1

42,9

4

Внешность, физическаяпривлекательность

4,8

19

76,2

5

Тревожность

66,7

33,3

0

6

Общение

66,7

28,5

4,8

7

Счастье и удовлетворенность

9,5

23,8

66,7

8

Положение в семье

14,3

28,6

57,1

9

Уверенность в себе

4,8

61,9

33,3

Как видно, высокий уровень преобладает по шкалам:

«Интеллект, положение в школе», что говорит о высокой самооценке у 52,4% опрошенных. Самооценку в этой области целесообразно сопоставить с уровнем реальной успешности;

«Внешность, физическая привлекательность» (76,2% опрошенных), что говорит о преимущественно высокой самооценке у подростков, помещенных СУВУ;

«Счастье и удовлетворенность»: 66,7% опрошенных ощущают полное ощущение удовлетворенности жизнью;

«Положение в семье»: 57,1% опрошенных испытывают высокую степень удовлетворенности положением в семье;

Низкий уровень преобладает по шкалам:

«Тревожность»: у 66,7% опрошенных несовершеннолетнихнизкий (адаптивный) уровень тревожности (высокий уровень эмоционального благополучия);

«Общение» (66,7%)низкая самооценка популярности среди сверстников, умения общаться, свидетельствует о неудовлетворенности потребности в общении у подростка.

Средний уровень имеют шкалы:

«Поведение» у 52,4% опрошенных подростков свидетельствует о реалистичном отношении к своему поведению.

«Уверенность в себе» у 61,9% средний уровень уверенности в себе, реалистичная самооценка.

С целью оценки «источника» смысла жизни, который может быть найден человеком либо в будущем(цели), либо в настоящем (процесс) или прошлом (результат), либо во всех трех составляющих жизни был использован Тест «Смысложизненные ориентации» (методика СЖО), разработанный Джеймсом Крамбо и Леонардом Махолик, адаптированный Д.А. Леонтьевым. Результаты диагностики несовершеннолетних наглядно представлены в таблице 2.

Таблица 2 – Результаты первичной диагностики несовершеннолетних по опроснику «Смысложизненные ориентации» (методика СЖО)

Уровень

Общий показатель

Цели в жизни

Процесс жизни

Результат жизни

Локус контроля - Я

Локус контроля - жизнь

низкий

31,6

26,3

63,1

26,3

21,1

15,7

средний

57,9

63,1

5

52,63

68,42

68,42

высокий

10,5

10,5

10,5

21,1

10,5

15,7

Как видно из таблицы, по всем шкалам преобладают средние значения. Но по шкале «Процесс жизни» у наибольшего количества несовершеннолетних отмечается низкий уровень (63,1%). Содержание этой шкалы совпадает с известной теорией о том, что единственный смысл жизни состоит в том, что чтобы жить. Этот показатель говорит о том, воспринимает ли испытуемый сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. Низкие баллы по этой шкале – признак неудовлетворенности своей жизнью в настоящем; при этом, однако, ей могут придавать полноценный смысл воспоминания о прошлом или нацеленность на будущее.

Низкие значения по шкале «Цели в жизни» (26,3% опрошенных) даже при общем высоком уровне осмысленности жизни будут присущи человеку, живущему сегодняшним или вчерашним днем.

Низкие значения по шкале «Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией» (26,3%) отражают неудовлетворенность прожитой частью жизни.

Низкие баллы по шкале «Локус контроля – Я (Я – хозяин жизни)» (21,1%) говорят о неверии в свои силы контролировать события собственной жизни.

Для целей нашего исследования нами также была произведена исследования самооценки подростков по опроснику «Самооценка личности» С.А. Будасси. Результаты опроса в таблице 3.

Таблица 3 – Результаты исследования самооценки несовершеннолетних по опроснику «Самооценка личности» С.А. Будасси

Уровень самооценки

Количество (%)

1

низкий

16,7

2

средний

50

3

высокий

16,7

4

неадекватно высокий

11,1

5

неадекватно низкий

5,6

По таблице видно, что у большинства несовершеннолетних средний уровень самооценки (50%). 16,7% составляет низкий уровень, 5,6.% очень (неадекватно) низкий, 16,7% высокий и 11,1% очень (неадекватно) высокий.

Таким образом, можно утверждать, в половине случаев (50%) у несовершеннолетних СУВУ наблюдается отклонение от средней нормы самооценки.

Уровень самооценки исследовался также по Методике диагностики самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан. Результаты опроса в таблице 4.

Таблица 4 – Результаты исследования самооценки несовершеннолетних по Методике диагностики самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан

Уровень

Уровень самооценки

Уровень притязаний

Уровень расхождения

низкий

11,1

5,6

-5,5

средний

16,7

16,7

0

высокий

38,9

27,8

- 11,1

Очень высокий

33,3

50

16,7

По таблице видно, что у большинства несовершеннолетних высокий (38,9%) и очень высокий (33,3%) уровень самооценки, что свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может показывать на существенные искажения в формировании личности — «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Низкий уровень самооценки (11,1%) говорит о заниженной самооценке у подростков (недооценке себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности и принадлежности данных респондентов к «группе риска». За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и т. п. позволяет не прилагать никаких усилий.

В результате опроса выявлено, что у подростков, находящихся в СУВУ выявлен высокий (27,8%) уровень притязаний (оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития) и очень высокий (50%), который обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение детей к собственным возможностям уровень притязаний. У 5,6% низкий уровень притязаний, что говорит о заниженном уровне притязаний, Низкий уровень притязаний — индикатор неблагоприятного развития личности. Сравнение средних значений по шкалам уровня самооценки и уровня притязаний позволяет выявить уровень расхождения между этими шкалами. У подростков со средним уровнем самооценки и уровнем притязаний разница между данными шкалами равна нулю. Это может говорить о довольстве собой, оптимистичности, но и свидетельствовать о закрытости к личностному росту и развитию. Если уровень притязаний ниже уровня самооценки, то уровень расхождения выражен отрицательным числом. Расхождение со знаком «минус» может говорить о закрытости к ситуации обследования, несерьезном отношении к обследованию, преднамеренном завышении своего уровня самооценки.

Результаты опроса по Методике исследования самоотношения С.Р.Пантелеева представлены в таблице 5.

Таблица 5 – Результаты исследования самооценки несовершеннолетних по Методике исследования самооценки С.Р.Пантелеева

Шкала

низкий

средний

высокий

1

Замнкнутость

0

95,7

4,3

2

Самоуверенность

2,2

78,2

19,6

3

Саморуководство

0

43,5

56,5

4

Отраженное самоотношение

0

91,3

8,7

5

Самоценность

0

73,9

26,1

6

Самопринятие

0

78,2

21,7

7

Самопривязанность

0

71,7

28,2

8

Внутренняя конфликтность

17,4

82,6

0

9

Самообвинение

21,7

71,7

6,5

Из данных таблицы видно, что средний уровень преобладает по всем шкалам кроме шкалы «саморуководство». Это говорит о том, что большинство подростков, содержащихся в СУВУ, относятся к себе избирательно, в привычных для себя ситуациях сохраняют работоспособность, уверенность в себе, ориентацию на успех начинаний. При неожиданном появлении трудностей их уверенность в себе снижается, нарастают тревога, беспокойство. Для них характерно избирательное восприятие отношения окружающих к себе. Воспитанники СУВУ ощущают, что положительное отношение окружающих распространяется лишь на определенные качества, на определенные поступки; другие личностные проявления способны вызывать у окружающих раздражение и непринятие. Данные подростки склонны высоко оценивать ряд своих качеств, признавать их уникальность. Другие же качества явно недооцениваются, поэтому замечания окружающих могут вызвать ощущение малоценности, личной несостоятельности. Они склонны принимать не все свои достоинства и критиковать не все свои недостатки.  Избирательно относятся к своим личностным свойствам, стремятся к изменению лишь некоторых своих качеств при сохранении прочих других. Отношение к себе, установка видеть себя зависит от степени адаптированности в ситуации. В привычных для себя условиях, особенности которых хорошо знакомы и прогнозируемы, наблюдаются положительный фон отношения к себе, признание своих достоинств и высокая оценка своих достижений. Неожиданные трудности, возникающие дополнительные препятствия могут способствовать усилению недооценки собственных успехов. Обвинение себя за те или иные поступки и действия сочетается с выражением гнева, досады в адрес окружающих.

Высокие значения преобладают по шкале саморуководство, что говорит о том, что 56,5 % обучающихся СУВУ основным источником развития своей личности, регулятором достижений и успехов считают себя, переживает собственное "Я" как внутренний стержень, который координирует и направляет всю активность, организует поведение и отношения с людьми, что делает его способным прогнозировать свои действия и последствия возникающих контактов с окружающими, ощущает себя способными оказывать сопротивление внешним влияниям, противиться судьбе и стихии событий. Им свойствен контроль над эмоциональными реакциями и переживаниями по поводу себя.

Низкие баллы присутствуют только в трех шкалах: самоуверенность (2,2%), внутренняя конфликтность (17,4%) и самообвинение (21,7%). Существенно выражены низкие значения только в последних двух шкалах. Это говорит о том, что примерно одна пятая воспитанников в целом положительно относится к себе, ощущает баланс между собственными возможностями и требованиями окружающей реальности, между притязаниями и достижениями, они довольны сложившейся жизненной ситуацией и собой.

При этом у таких подростков возможны отрицание своих проблем и поверхностное восприятие себя. Ни у одного у респондентов не выявлен негативный фон отношения к себе. Это значит, что данным подросткам не свойственно состояние постоянного контроля над своим "Я", они не стремятся к глубокой оценке всего, что происходит в их внутреннем мире, не отличаются высокими требованиями к себе, приводящими к конфликту между "Я" реальным и "Я" идеальным, между уровнем притязаний и фактическими достижениями, к признанию своей малоценности.

Обнаружена тенденция к отрицанию собственной вины в конфликтных ситуациях. Защита собственного "Я" осуществляется путем обвинения преимущественно других, перенесением ответственности на окружающих за устранение барьеров на пути к достижению цели. Ощущение удовлетворенности собой сочетания с порицанием других, поисками в них источников всех неприятностей и бед.

Таким образом, в результате исследования самоотношения подростков, содержащихся в СУВУ выявлены противоречивые данные.

Определено, что «Я-концепция» данной выборки характеризуется высокой самооценкой интеллекта, положения в школе, внешности и физической привлекательности, что у подростков преобладает полное ощущение удовлетворенности жизнью и положением в семье, высокий уровень эмоционального благополучия.

При этом у данной выборки подростков выявлена низкая самооценка популярности среди сверстников, умения общаться, что свидетельствует о неудовлетворенности потребности в общении.Большинство несовершеннолетних испытывают неудовлетворенность своей жизнью в настоящем, они не воспринимают сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом.

Выявлено, что по одной из методик (текстовый опросник) наблюдается преобладание среднего уровня самооценки, по другой (проективная методика) преобладание высокого уровня.

По результатам проективной методики около трети воспитанников имеют завышенную самооценку, что указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может показывать на существенные искажения в формировании личности — «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих.

В результате опроса выявлено, что у половины подростков, находящихся в СУВУ выявлен очень высокий уровень притязаний, что обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение детей к собственным возможностям. Чуть больше половины обучающихся СУВУ основным источником развития своей личности, регулятором достижений и успехов считают себя, переживает собственное "Я" как внутренний стержень, который координирует и направляет всю активность, организует поведение и отношения с людьми.

Ни у одного у респондентов не выявлен негативный фон отношения к себе. Данным подросткам не свойственно состояние постоянного контроля над своим "Я", они не стремятся к глубокой оценке всего, что происходит в их внутреннем мире, не отличаются высокими требованиями к себе, приводящими к конфликту между "Я" реальным и "Я" идеальным, между уровнем притязаний и фактическими достижениями, к признанию своей малоценности.

Сопоставляя приведенные данные, а также факты отклоняющегося поведения, факты совершенных респондентами правонарушений, можно также сделать предположение об отрицании своих проблем и поверхностном восприятии себя, активизации защитных механизмов и компенсаторных реакций. Это частично подтверждается выявленной тенденцией к отрицанию собственной вины в конфликтных ситуациях.

Учитывая важность самоотношения человека для его психического здоровья, поведения, самореализации, а также выявленные противоречия в самоотношенииподростков, совершивших правонарушения и помещенных в СУВУ, можно сделать вывод, что проблема изучения самоотношения данной категории несовершеннолетних приобретает чрезвычайную актуальность. Результаты исследований самоотношения данной категории подростков должны учитываться при разработке коррекционных и развивающих программ.

Список литературы

1. Андреева И.Г. Исследование особенностей самоотношения подростков// Психолого-педагогический журнал гаудеамус.– 2016. - №2. – С. 87-93.

2. Бутаков Д.Б. Формирование самоотношения как технология психопрофилактикидевиантного поведения в безнадзорной подростковой среде: автореф. дисс. … канд. психол. наук. — Казань, 2006. — 27 с.

3. Волчкова Н.И.,Гумель Е.Б., Комкина Т.М Исследование самоотношения у современных подростков // Научно-практические исследования. – 2020. –№ 9-7(32). – С. 18-21.

4. Панкова Н.В. Психологические компоненты личностного здоровья подростков // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. – 2011. – №11. – С. 171-180.

5. Порядина В.А. Проблема самоотношения у подростков старшего школьного возраста // Системогенез учебной и профессиональной деятельности. Материалы VII Международной научно-практической конференции. – Ярославль, 2015. – С. 96-98.

Просмотров работы: 105