В настоящее время одним из наиболее востребованных направлений инновационной деятельности является организация обучения средствами цифровой образовательной среды, реализующей возможность взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса. Эта многофункциональная система включает в себя инновационные технологии, информационные ресурсы и средств коммуникации в сети Интернет, и является средством формирования IT-компетентности все участников образовательного процесса.
Актуальность данной работы обусловлена тем, что в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами основного общего и среднего общего образования нового поколения (далее ФГОС ООО и ФГОС СОО) внедрение в образовательный процесс школ российских современных образовательных технологий, является приоритетным условием модернизации системы образования в Российской Федерации. Одним из проектов расширения возможностей образовательной системы школ является национальный проект «Образование», утвержденный в 2018 году [5]. Основные целями данного проекта являются обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования, воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций [5]. В рамках реализации проекта «Образование» в 2020 году в общеобразовательных учреждениях нашей страны, в том числе и в городском округе Шуя Ивановской области начал осуществляться эксперимент по внедрению цифровой образовательной платформы «Сферум», что послужило основой для создания цифровой образовательной среды в общеобразовательных учреждения, при поддержке Министерства Просвещения и Министерства Цифры, в соответствии с постановлением Правительства РФ. Платформа была разработана и запущена совместным предприятием Mail.ru Group и ПАО «Ростелеком», «Цифровое образование».
Платформа «Сферум» является отечественной разработкой и ставит перед собой цель повышения эффективности процесса обучения в целом, а также расширения возможностей для дистанционного и смешанного обучения с учетом специфики отдельных регионов Российской Федерации. Платформа не является заменой традиционного образования, а лишь дополняет его и позволяет сделать более эффективным. Регистрация в «Сферум» производится через единый центр авторизации VK Connect, а в будущем – через портал «Госуслуги», что позволит надёжно идентифицировать учеников и учителей.
Возможности платформы позволяют проводить групповые и индивидуальные видеоконференции, транслировать учебные занятия, возможность получать учебные материалы с помощью современных информационных технологий, и создавать чаты для коммуникации участников образовательного процесс, в которых имеется возможность обмениваться текстовыми, видео и аудио сообщениями, прикреплять файлы и проведение видео и аудио звонков, своего рода конференции.
Для педагога использование образовательной платформы позволяет повысить свой уровень ИКТ-компетентности, которая выражается через способность педагога использовать современные информационные и коммуникационные технологии в образовательном процессе для получения доступа к информации, поиска нужного информационного контента для организации взаимодействия с участниками образовательного процесса (учениками, педагогами и родителями), а также овладение способами обработки и оценки полученной информации для решения профессиональных задач [1].
Продуктивность запуска нового технологичного процесса невозможна без выполнения педагогических условий, обеспечивающих его реализацию. Нами в рамках научно-исследовательской деятельности были определены следующие ключевые условия [2]:
комплексное решение образовательных, воспитательных и развивающих задач в условиях современного образовательного процесса;
постановка каждому обучающемуся конкретных разрешимых задач в зависимости от его способностей, мотивации и уровня подготовки;
применение различных видов электронных средств учебного назначения, активизирующих учебную деятельность обучающихся;
частичное освобождение учителя от выполнения информационной, тренировочной, контролирующей функций за счёт увеличения времени на изучение новых цифровых образовательных ресурсов образовательного назначения;
стимулирование положительной мотивации к инновациям в процессе изучения различных предметов;
осуществления учебной деятельности с обратной связью и системой помощи с использованием возможностей цифрового образовательного продукта;
сочетание традиционных средств обучения с внедрением новых форм и методов, обеспечивающих новых образовательный процесс в условиях дистанционного и смешанного обучения.
Использование образовательной платформы «Сферум» в обычном образовательном процессе позволяет разнообразить учебный процесс, делает его современным и технологичным, более гибким и универсальным. Платформа обеспечивает доступ к необходимым электронным библиотекам, позволяет проводить презентации учебного материала, делиться подобранными материалами со всеми участниками обучающего процесса.
В рамках педагогического эксперимента нами проведён онлайн-опрос учителей общеобразовательных школ городского округа Шуя, позволяющий выявить их отношение к использованию цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе школы (https://forms.gle/V8FgenK83ek5XHKx7). Опрос позволил выделить положительные и отрицательные стороны использования цифровых образовательных платформ, а также выделить главные преимущества их использования и проблемы, возникающие у педагогов при их функционировании в школе [3]. В опросе приняли участие более 50 педагогов из различных школ г.о. Шуя. По его итогам, нами определен ряд основных преимуществ использования платформы «Сферум»:
абсолютно бесплатное использование;
регистрация осуществляется через единый центр авторизации VK Connect, а также в дальнейшем и через портал «Госуслуги», что позволяет надёжно идентифицировать учеников и учителей;
наличие облачного хранилища для хранения в нём учебных материалов;
возможность получать учебные материалы с помощью современных информационных технологий;
создание школьных чатов, в которых имеется возможность обмениваться текстовыми, видео и аудио сообщениями, прикреплять файлы и проводить конференции;
возможность демонстрации учеником своего экрана, что позволяет ему четко показать учителю свою проблему, который детально может всё разъяснить и подсказать, используя средства наглядности;
благодаря интеграции в цифровую образовательную среду «Моя школа» имеется возможность получить доступ к электронному журналу и дневнику, расписанию уроков, дополнительных занятий и школьных мероприятий;
получение возможности регистрации родителей для более тесного общения с учителями, чтобы быть в курсе успеваемости ребёнка.
К недостаткам, а следовательно, к перспективам развития платформы педагоги относят следующее:
увеличение аудитории для проведения конференций;
интегрирование верифицированного образовательного контента на платформу;
получение прав для записи онлайн-уроков, конференций и семинаров;
автоматический перевод обучающихся из одной группы в другую;
настройка приватности для отдельных лиц к документам для усовершенствования системы и разделения файлов на общешкольные и закрытые от учеников разделы.
Таким образом, следует отметить, что включение новых цифровых образовательных ресурсов в образовательный процесс общеобразовательных учреждений отвечает основным требованиям ФГОС ООО и ФГОС СОО, осуществляется в рамках национального проекта «Образование» и федерального проекта «Цифровая образовательная среда», направленного на создание и внедрение в образовательных организациях цифровой образовательной среды, а также обеспечение реализации цифровой трансформации системы образования с России. Участие педагогов в подобных проектах позволяет повышать им ИКТ-компетентность, цифровую грамотность, совершенствовать навыки использования цифровых образовательных ресурсов в процессе обучения [4]. А продуктивность запуска нового технологичного процесса на прямую зависит от выполнения педагогических условий, обеспечивающих его реализацию в условиях современного образовательного пространства.
Список литературы:
Белов, С.В. Использование интерактивных онлайн платформ в процессе обучения математике / С. В. Белов, И. В. Белова // Состояние и перспективы развития ИТ-образования : сборник докладов и научных статей Всероссийской научно-практической конференции. – Чебоксары : Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова, 2019. – С.210-217.
Белов, С.В. Организационно-педагогические условия формирования информационно-медийной грамотности у обучающихся в условиях смешанного обучения / С. В. Белов, И. В. Белова // HomoCyberus : электронный научно-публицистический журнал. – 2020. – № 2 (9). – URL: http://journal.homocyberus.ru/Belov_SV_Belova_IV_2_2020 (дата обращения 28.09.2021).
Белова, И.В. Результаты педагогического эксперимента по формированию информационно-медийной грамотности обучающихся основной школы / И.В. Белова, С.В. Белов // Мир науки. Педагогика и психология: научный интернет-журнал. – 2022. – Том 10. – №3 (май-июнь). Текст : электронный.
Белова, И.В. Цифровые компетенции педагога, как показатель уровня сформированности информационно-медийной грамотности / И.В. Белова, С.В. Белов // Современные тренды образования : III Всероссийская (национальная) педагогическая научно-практическая конференция : сб. ст. –Шуя : Изд-во Шуйского филиала ИвГУ, 2021. – С. 159-163.
«Паспорт национального проекта «Образование» (утв. Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 N 16) // Официальный сайт систем КонсультантПлюс [2021]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_319308/ ((дата обращения 10.11.2022).