ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЭКОЛОГЧЕСКИХ ВОПРОСОВ В ШКОЛЬНОЙ БИОЛОГИИ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЭКОЛОГЧЕСКИХ ВОПРОСОВ В ШКОЛЬНОЙ БИОЛОГИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема использования лабораторных работ на уроках биологии является актуальной, так как она отвечает требованиям государственного образовательного стандарта по формированию исследовательских умений учащихся. Лабораторные работы при их правильной организации способствуют формированию умений учеников проводить исследования, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы.

Проблемой развития исследовательских умений занимались ученыеЮ.К. Бабанский, А.П. Беляева, Е.Т. Бровкина, Е.П. Бруновт, П.И. Боровицкий, Н.М. Верзилин, В.В. Давыдов, В.М. Корсунская, И.Н. Пономарева, Н.А. Рыков и др.

Лабораторная работа – это проведение учащимися по заданию учителя опытов с использованием приборов, применением инструментов и других технических приспособлений, т.е. это изучение учащимися каких-либо явлений с помощью специального оборудования [2].

Наиболее благоприятными для развития исследовательских умений являются лабораторно-практические занятия, так как на таких уроках можно создать условия для исследовательской ситуации, подводить обучающихся к постановке исследовательской задачи или проблемы.

Исследователськие умения – это интеллектуальные и практические умения, обусловленные самостоятельным выбором и применением приемов и методов исследования на доступном для учащихся материале [2].

На основе анализа научно-методической литературы можно выделить следующие исследовательские умения:

- операционные умения, к ним относятся интеллектуальные приемы и операции, используемые в исследовательской деятельности (анализ и синтез, сравнение, выдвижение гипотезы, абстрагирование и обобщение);

- организационные умения, они включают организационные приемы в научной и исследовательской деятельности, выработку плана действий, проведение эксперимента, самоанализ собственных действия в процессе исследовательской работы;

- практические умения, характеризуются обработкой различных источников информации, практическое проведение экспериментальной работы, анализ фактов, событий и обработку полученных результатов, а также внедрение в практику;

- коммуникативные умения, применяются в процессе сотрудничества в исследовательской деятельности, для взаимной поддержки и взаимоконтроля [2].

В курсе общей биологии предусмотрены программой следующие лабораторные работы экологического содержания (таблица 1).

Таблица 1

Лабораторные работы по экологии в разных авторских линиях по биологии [1], [4], [5]

Класс

Линия Н.И. Сонина

Линия И.Н. Пономаревой

Линия В.В. Пасечника

9

Л.р. «Выявление изменчивости организмов»

Л.р. «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания (на конкретных примерах)»

Л.р. «Выявление изменчивости организмов»

Л.р. «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания (на конкретных примерах)»

Л.р. «Описание фенотипов растений»

Л.р. «Изучение модификационной изменчивости и построение вариационной кривой»

Л.р. «Изучение приспособленности организмов к определенной среде обитания»

Л.р. «Изучение приспособленности организмов к определенной среде обитания»

Л.р. «Строение растений в связи с условиями жизни»

Л.р. «Описание экологической ниши организма»

Л.р. «Выделение пищевых цепей в искусственной экосистеме (на примере аквариума)»

10

Л.р. «Изучение изменчивости, построение вариационного ряда и вариационной кривой»

Л.р. «Описание фенотипа»

Л.р. «Изучение и описание экосистем своей местности»

Л.р. «Моделирование структур и процессов, происходящих в экосистемах»

Л.р. «Оценка антропогенных изменений в природе»

Л.р. «Описание приспособленности организма и ее относительного характера»

Л.р. «Выявление приспособлений организмов к влиянию различных экологических факторов»

Л.р. «Сравнение анатомического строения растений разных мест обитания»

Л.р. «Методы измерения факторов среды обитания»

Л.р. «Изучение экологических адаптаций человека»

-

11

Л.р. «Описание приспособленности организма и ее относительного характера»

Л.р. «Выявление приспособлений организмов к влиянию различных экологических факторов»

Л.р. «Сравнение анатомического строения растений разных мест обитания»

Л.р. «Методы измерения факторов среды обитания»

Л.р. «Изучение экологических адаптаций человека»

Л.р. «Изучение и описание экосистем своей местности»

Л.р. «Моделирование структур и процессов, происходящих в экосистемах»

Л.р. «Оценка антропогенных изменений в природе»

Л.р. «Изучение изменчивости, построение вариационного ряда и вариационной кривой»

Л.р. «Описание фенотипа»

Л.р. «Выявление приспособлений организмов к влиянию различных экологических факторов»

Л.р. «Изучение экологической ниши у разных видов растений»

Л.р. «Описание экосистем своей местности»

Л.р. «Моделирование структур и процессов, происходящих в экосистемах (на примере аквариума)»

Таким образом, проанализировав программы по биологии трех разных линий. Можно сделать вывод. Что наибольшее количество лабораторных работ по экологии при изучении общей биологии с 9 по 11 класс предусмотрено в линиях Н.И. Сонина и И.Н. Пономаревой. В данных линиях рекомендовано проведение 12 экологических лабораторных работ. В линии В.В. Пасечника предусмотрено выполнение 11 лабораторных работ по экологии. Все представленные в линиях разныъ авторов лабораторные работы направлены на развитие исследовательских умений учащихся.

Список используемой литературы:

Агафонова И. Б. Биология. 10—11 классы. Рабочие программы к линии УМК Сонина Н. И. : учебно-методическое пособие / И. Б. Агафонова, В. И. Сивоглазов. — М. : Дрофа, 2017. — 35 с.

Андреева, Н. Д. Методика обучения биологии в современной школе : учебник и практикум для вузов / Н. Д. Андреева, И. Ю. Азизова, Н. В. Малиновская ; под ред. Н. Д. Андреевой. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Юрайт, 2020. – 300 с. – URL: https://urait.ru/bcode/452512 (дата обращения: 18.12.2020). – Режим доступа: по подписке ШГПУ. – Текст : электронный.

Биология. 10—11 классы. Базовый уровень. Рабочие программы к линии УМК под редакцией И. Н. Пономарёвой: учебно-методическое пособие / И. Н. Пономарёва, О. А. Корнилова, Л. В. Симонова. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 30 с.

Биология. 5—9 классы. Концентрическая структура. Рабочие программы к линии УМК под редакцией И. Н. Пономарёвой : учебно-методическое пособие / И. Н. Пономарёва, В. С. Кучменко, О. А. Корнилова и др. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 88 с.

Пасечник В. В. Биология. Рабочие программы. Предметная линия «Линия жизни». 10—11 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций : базовый уровень / В. В. Пасечник, Г. Г. Швецов, Т. М. Ефимова. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2021. — 64 с.

Просмотров работы: 198