ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Непесова Огулширин Непесовна 1
1ФГБОУ ВО "Шадринский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Вопрос об использовании регионального компонента на уроках биологии в средней школе является актульным. Именно в 5-7 классах закладываются у обучающихся представления о целостности живой природы, воздействии на нее деятельности человека, как созидательной, так и разрушительной. В этом возрасте необходимо воспитывать у школьников чувство ответственности по отношению к окружающей среде и природоохранные мотивы. Поэтому важным является формирование знаний учащихся о природе родного края, методах ее изучения и охраны. В последние годы в нашей стране стало уделяться гораздо меньше внимания патриотическому воспитанию учащихся, формирования любви к своему краю. Многие дети пренебрежительно относятся к истории своего края, его коренным жителям. Известно, что нельзя привить ребенку любовь к Родине, если он не знает своего края, где родился и живет [3].

На основе Федерального Государственного образовательного стандарта в рабочую программу основного общего образования необходимо вводить региональный компонент. Это связано с тем, что основными направлениями развития системы образования являются гуманитаризация и экологизация обучения и воспитания школьников, с ориентацией на практическую значимость приобретаемых знаний, умений и навыков. Достичь этого можно при помощи регионального компонента. В учебных программах для общеобразовательных учреждений по биологии на региональный компонент предусматривается выделение 10-15% времени.

Содержание регионального компонента необходимо дополнять местным материалом, который способен пробуждать интерес к изучению биологии и может помочь обучающемуся адаптироваться в сложной социальной жизни. Введение в программы по биологии местного материала позволяет переориентировать учителя с традиционного ознакомления учащихся с природой на их экологическое образование [2].

Значение краеведческого материала в преподавании биологии является очень важным. При проведении экскурсий, походов, подготовке наглядных пособий, создании школьных музеев появляется возможность приобщить учащихся к добросовестному общественно полезному труду, привить любовь к своему родному краю.

Изучением краеведения занимались такие русские педагоги, ученые как Т.А. Бабакова Волкова В.И. и др. Д.С. Лихачев писал о том, что краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них [1].

Включение в школьный курс биологии регионального компонента дает школьникам более подробное представление о природных условиях родного края как составной и неотъемлемой части нашей Родины. А знание биологических особенностей своей малой родины является одним из самых важных элементов биологической картины мира, формирование которой – является одной из главных образовательных целей современной школы.

Содержание регионального компонента в биологии имеет важные и большие воспитательные возможности в воздействии на личность школьника, на становление его мировоззрения, дает возможность расширить и углубить основные базовые знания биологического образования [3]. Рассмотрим примеры использования регионального компонета на уроках биологии в 6 классе.

При изучении темы «Корень. Значение корня. Виды корней. Корневые системы» целесообразно отвести время и рассказать об особенностях почв региона, влиянии климатических условий, растительного и животного мира на их формирование. Можно предложить учащимся подготовить сообщения на темы: «Охранные мероприятия по повышению плодородия почв в регионе», «Минеральные удобрения, применяемые в регионе».

Во время знакомства с темой «Многообразие цветковых растений Принципы классификации. Классификация растений. Классы Однодольные и Двудольные» можно рассказать учащимся о многообразии покрытосеменных региона, о своеобразии видового состава. Учащиеся могут подготовить сообщения на тему «Эндемичные и редкие представители отдела Покрытосеменные региона» [4].

Использование регионального компонента на уроках биологии в средней школе позволяет сформировать целостное представление об особенностях природы, флоры и фауны своего края, воспитать человека, духовно связанного с данной территорией, знающего и понимающего ее проблемы, со сформированной потребностью быть нужным, востребованным, значимым в своем регионе, дает возможность развивать и закреплять навыки ответственного поведения в биологическом пространстве места своего проживания.

При использовании на уроках биологии в средней школе регионального компонента у учащихся формируется биологический образ своего края на основе комплексного подхода и показа взаимодействия основных компонентов живой природы и человека [3].

Например, при изучении темы «Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир» программой предусмотрена экскурсия «Природное сообщество и человек». В ходе экскурсии учащиеся знакомятся со структурой местных растительных сообществ, изучают их видовое разнообразие и черты приспособленности к среде обитания. У учащихся формируется эстетическое восприятие природы, ответственное и бережное отношение к ней, любовь к родному краю.

Ученики получают навыки самостоятельной практической работы с источниками биологической информации, как традиционными, так и современными, а также прогностическими, природоохранными и поведенческими умениями. Расширяются биологические и экологические знания учащихся в решении проблем окружающей действительности, адаптации к условиям современной экологической обстановки, воспитания у учащихся любви к Родине, своему родному краю. Школьники решают доступные им биологические и экологические проблемы.

Например, можно предлжить учащимся задание, найти материал из интернет-источников, книг, энциклопедий о растениях и животных своего края, находящихся под охраной. Подготовить сообщения по следующим темам: «Особенности флоры родного края», «Особенности фауны родного края», «Редкие и исчезающие виды растений родного края», «Редкие и исчезающие виды животных родного края», «Съедобные и ядовитые грибы родного края» и др.

Все это способствует выбору жизненного пути и в дальнейшем профессии обучающихся.

Вопросы формирования экологической культуры школьников неотделимы от проблемы гражданского и нравственного воспитания. Содержание регионального компонента подготовки школьников по биологии, основанное на экологических особенностях регионов способствует приобщению обучающихся к изучению родного края, культурно-историческому наследию своей нации, экологическому воспитанию на основе социо-этнических норм и нравственных отношений народа, эстетическому развитию и обеспечивает более глубокое и эффективное усвоение знаний, формирование трудовых умений и навыков.

Экологическая грамотность школьников невозможна без глубокого знания природы родного края. Поэтому учителя максимально используют возможности регионального компонента в обучении. Однако это возможно лишь в том случае, когда учитель сам разбирается в природе родного края [4].

Регионализация экологического образования является ведущей и долговременной стратегией, определяющей пути становления целостного регионального образовательного пространства на основе взаимодействия национально-регионального, федерального и мирового опыта развития экологического образования. Это выбор регионом собственной образовательной стратегии, создание собственной программы развития экологического образования в соответствии с региональными социально-экономическими, географическими, культурно-демографическими и другими условиями.

Список литературы:

Вяземский Е.Е.Национально-региональный компонент исторического образования : пособие для учителя / Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова. – М.: Просвещение, 2008.

Дробышева М.В., Меринова Ю.Ю. : Развитие регионального компонента в школьном географическом образовании – Ростов-на- Дону, 2016.

Баранов, Г. П. О региональном содержании биологического образования / Г. П. Баранов. - Биология в школе. - 2011. - № 5. - С. 28-33.

Елисеева, Н. Е. Реализация национально-регионального компонента на уроках биологии / Н. Е. Елисеева. - Обучение и воспитание: методики и практика. - 2013. - № 6.

Просмотров работы: 142