К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ СВЯЗНОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ СВЯЗНОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Шашкова М.В. 1, Градова Г.Н. 1
1Северный (Арктический) Федеральный университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Связная речь младшего школьника влияет на успешное усвоение им образовательной программы, а также выполняет коммуникативную функцию, тем самым позволяя общаться со сверстниками и взрослыми. В данном возрастном периоде школьник учится правильно выражать свои мысли, без чего общение со сверстниками невозможно. Письменная форма речи, также, как и устная, является главным средством коммуникации.

Над данной проблемой работали многие исследователи, а именно С. Л. Рубинштейн, Н. А. Головань, Т. А. Власова, Л. С. Выготский, В. П. Глухов, Н. И. Жинкин, А. Г. Зикеев, Н. В. Серебрякова, Е. С. Слепович, а также многие другие.

Установлено, что «связная письменная речь – это вид письменной речи, заключающийся в умении выразить в письменной форме на изучаемом языке свои мысли на основе сформированных графических, орфографических и каллиграфических навыков, а также техники письма. Целью обучения связной письменной речи является развитие умений создавать различные типы и жанры письменных сообщений – текстов, которые используются в учебной и профессиональной деятельности [1, с. 196]».

Письменность представляет собой особую, новую для младшего школьника знаковую систему. При недостаточном уровне сформированности языковых, а также когнитивных способностей, успешное освоение письменной речи не представляется возможным.

Г. А. Цукерман в своих работах отмечает, что овладение письменной речью означает критический поворотный момент во всем культурном развитии ребенка, поскольку мышление гораздо более тесно связано с письменной речью, чем с устной [3, с. 34]. Передача информации от пишущего до читателя невозможна без хорошо сформированной произвольности, осознанности. Обмен мыслями между тем, кто говорит, и тем, кто слушает предполагает более упрощенный процесс передачи информации.

В начальной школе, как в своих исследованиях отмечает М. М. Алексеев, младший школьник только осваивает письменную речь, как средство коммуникации и самовыражения [2, с. 71]. На данный момент ему трудно контролировать соотношение написания букв с словами и мыслями.

Связная письменная речь имеет характерные для нее особенности в конструировании фраз и предложений, в выборе лексических, синтаксических средств и грамматических форм. Предъявление особых требований к написанию слов также является специфической особенностью для связной речи. Написанные слова зачастую не совпадают с тем, что мы слышим, что лишь затрудняет формирование навыка связной письменной речи у младших школьников с недоразвитием речи, поскольку фонематические процессы у данной категории детей не сформированы в полной мере.

Связная письменная речь всегда сложнее и полнее устной. Предложения на письме отягощены различными оборотами и конструкциями, которые дополняют письменные высказывания. Работа над сочинениями и изложениями помогает увидеть данную особенность. Создание письменного текста или же высказывания занимает больше времени, нежели создание устного текста.

Для письменной связной речи необходим больший контроль, чем для устной связной речи. Устная связная речь может быть дополнена поправками, пояснениями к тому, что уже было сказано. Связная письменная речь лишена собеседника, интонационной оформленности высказывания. Она не сопровождается использованием жестовых, мимических и пантомимических средств коммуникации, что характерно для устной связной речи.

Письменная речь отягощена орфографией и пунктуацией, что отнимает у младших школьников много сил. Тексты младших школьников более короткие по объему и более простые по отбору лексических средств, что напрямую связано со страхом орфографических ошибок. Одной из главных преград развития связной письменной речи детей является слабый орфографический навык.

Процесс овладения связной письменной речью включает в себя овладение следующими навыками, а именно чтением и письмом. Незнание грамматических и орфографических правил делает развитие навыка связной письменной речи неосуществимым. Процесс развития связной письменной речи всегда начинается с овладения навыка чтения.

Процесс формирования связной письменной и устной речи младших школьников происходит параллельно, поскольку они и оказывают друг на друга взаимное влияние. Связная устная речь является функциональной базой формирования связной письменной речи. Обучение младшего школьника навыку пересказа является подготовкой к обучению навыка изложения. Пересказ – один из видов монологической речи, которому характерно изложение прочитанного или же услышанного текста своими словами [1, с. 195].

Одним из видов работы с текстом, который используется в процессе обучения навыку связной письменной речи, является изложение. Э. Г. Азимов определяет изложение, как «особый вид письменного упражнения в развитии речи учащихся на основе речевого образца, а также как письменный пересказ прослушанного или прочитанного произведения» [1, с. 75]. Существуют следующие структурные элементы изложения: вступление, основная часть, заключение.

Изложение является средством формирования связной письменной речи поскольку оно учит младших школьников соблюдать логику и композицию текста, расширяет активный и пассивный словарь, дает знания о жанрах текста (повествование, описание и рассуждение), о стилях текста (художественный, научный и публицистический), позволяет усваивать и использовать изучаемые грамматические форм в тексте.

Работая с готовым авторским произведением, младшие школьники отмечают языковые особенности исходного текста и начинают использовать в собственных высказываниях разнообразные по структуре и стилистической принадлежности лексико-грамматические конструкции.

Для написания изложения младшему школьнику необходимо уметь осознавать поставленную задачу, слушать текст или самостоятельно его читать, правильно понимать семантическое значение слов, их смысловую нагрузку, контекст, ставить логическое ударение, отделять основное от маловажного, определять основную мысль текста, выстраивать логико-временную последовательность событий. У младших школьников с тяжелыми нарушениями речи методистами отмечаются трудности формирования данного вида работы с текстом из чего можно сделать вывод, о необходимости проведения целенаправленной коррекционно-педагогической работы с ними.

Обучение младшего школьника навыку устного рассказывания является функциональной базой для обучения навыку письменного сочинения.

Э. Г. Азимов в своих работах определяет сочинение как изложение собственных мыслей, переживаний, суждений, намерений [1, с. 289]. Существуют следующие структурные элементы сочинения: вступление, основная часть, заключение.

Сочинение также выступает как упражнение для развития связной письменной речи, умений построения текста. Данный вид работы с текстом применяется на завершающем этапе обучения письму.

Уже во втором классе, начиная со второго полугодия, младшие школьники знакомятся с сочинением, как с видом письменной речи. Они должны понять, сочинение – это не отдельные слова, высказывания или предложения, описывающие содержание картины или же серии картин, а развёрнутый связный текст, который имеет сюжет, и единую тему, которая должна прослеживается во всех структурных элементах связного текста.

Таким образом, можно сделать вывод, что связная письменная речь – это вид письменной речи, заключающийся в умении выразить в письменной форме на изучаемом языке свои мысли на основе сформированных графических, орфографических и каллиграфических навыков, а также техники письма.

Работа по развитию связной устной речи является функциональной базой развития связной письменной речи. Формирование связной устной и письменной речи происходит параллельно. Основные средства формирования связной письменной речи младших школьников с тяжелыми нарушениями речи – это изложение и сочинение. Изложение является более простым видом работы текстом, поскольку он предполагает под собой образец текста автора.

Особенности связной письменной речи младших школьников с тяжелыми нарушениями речи, отмечаются методистами как стойкие, постоянные нарушения, обусловленные нарушениями связной устной речи. В основном при данном виде работы с текстом у младших школьников с недоразвитием речи отмечаются следующие особенности: ошибки в использовании лексико-грамматических средств, бедный словарь, нарушение структуры текста, ошибки в подборе синтаксических средств, неправильная установка причинно-следственных и логико-временных связей, орфографические и пунктуационные ошибки.

Список литературы

Азимов Э.Г., Щукин, А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) [Текст] : словарь методических терминов и понятий). – Москва: Издательство ИКАР, 2009. – 448 с.

Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников [Текст] : учебное пособие для студентов. – Москва: Академия, 2015. – 119 с.

Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться? [Текст] : учеб. – Москва : Рига: Эксперимент, 2000. — 224 с.

Просмотров работы: 309