БЮДЖЕТИРОВАНИЕ НА ГОСУДАРСТВЕННОМ УРОВНЕ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

БЮДЖЕТИРОВАНИЕ НА ГОСУДАРСТВЕННОМ УРОВНЕ

Коршунов Н.С. 1, Зиновьева И.С. 1
1Вглту им. Г.Ф. Морозова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Государство – это основной институт политической системы общества. Его основными признаками являются: наличие особой системы органов и учреждений исполнительной, законодательной, судебной власти (государственный механизм); наличие законодательства, закрепляющего существующую систему норм, санкционированную государством; территория на которую распространяется юрисдикция государства. Указанный организационно-правовой институт является жизненно необходимым для страны и в первую очередь создан и направлен на достижение главной цели государства – повышение социально-экономического уровня страны в целом, в т.ч. на оказание адресной социальной поддержки граждан [1].

Достижение соответствующей цели без финансового планирования, оценки всех аспектов финансовой состоятельности государства, а также укрепления финансовой дисциплины невозможно. В этой связи бюджетирование как главный инструмент планирования бюджета государства является одним из основных организационно-технических процессов, направленных на достижение такой цели.

В основу бюджетирования заложен процесс составления финансовых планов и смет, а также управленческая технология, предназначенная для выработки и повышения финансовой обоснованности принимаемых управленческих решений.

Управление государственными расходами представляет собой важную часть бюджетной политики и в значительной мере определяется состоянием бюджетного процесса, порядком планирования, утверждения и исполнения бюджета в части расходов, а также контролем над его исполнением. Вместе с тем, бюджетирование на государственном уровне – это сложная система, которая направлена на повышение эффективности планирования доходов и расходов государства при воздействии внутренних и внешних факторов или отсутствии таковых.

Сегодня приоритетные цели и задачи бюджетной политики государства остаются неизменными и все также направлены на развитие экономики страны, даже несмотря на наличие негативных факторов, таких как: распространение новой коронавирусной инфекции (в советский период – нарастание социальной напряженности, послевоенный период); зависимость экономики от нефтегазовых доходов; сокращение объемов добычи и экспорта нефти и газа ввиду слабого внешнего спроса и исполнения договоренностей ОПЕК+ (организация стран-экспортеров нефти), а также сокращения выпуска обрабатывающих отраслей под воздействием ограничительных мер [2].

За счет создания благоприятных условий, в том числе содействия достижению национальных целей развития, повышения инвестиционной активности, формирования справедливой конкурсной среды, процесс бюджетирования сегодня включает в себя пусть и не директивное планирование (как в советское время), но такое планирование и реализацию, при которых конечная цель становится главным ориентиром.

Важно понимать, что достижение цели обусловлено не только грамотным планированием, составлением бюджета государства и доведением предельных объемов финансирования до конечного получателя. Важность заключается, в том числе, и в своевременных корректировках, направленных на финансовое выравнивание в ходе бюджетного процесса. БОР является не новым процессом. В российской практике до недавнего времени в качестве синонима термина «бюджетирование, ориентированное на результат» использовался термин «программно-целевое бюджетирование» (далее – ПЦБ).

Актуальность ПЦБ обозначилась в связи с Концепцией реформирования бюджетного процесса, принятой в мае 2004 года. Направление концепции заключалось в повышении результативности бюджетных расходов и оптимизации управления бюджетными средствами на всех уровнях бюджетной системы Российской Федерации (федеральный, региональный, муниципальный и др.) за счет повышения ответственности и расширения самостоятельности участников бюджетного процесса в рамках среднесрочных ориентиров. Акцент, в первую очередь, был направлен на «управление результатами», а не на «управление бюджетными ресурсами» (т.е. затратами).

К примеру, основная цель в 2005 году была направлена на ускорение экономического роста страны, застой которого тянулся еще с 90-х. Достичь такой цели в одном 2005 году было невозможно, так как она включала в себя увеличение объемов производства благ и услуг, улучшение их качества, обеспечение более высокого уровня жизни. Цель была ориентирована, в большей степени, на среднесрочный период [3].

Незначительное ее достижение закончилось в 2008 году, так как в этот период начался мировой финансовый кризис.

Годом позже Росстат опубликовал статистические данные, согласно которым доля среднегодовых темпов прироста промышленного производства в сопоставимых ценах в 2006–2008 гг. составила всего 4.9% (далее наблюдается снижение). В результате мирового финансового кризиса в 2008 году производство резко снизилось, и уже в 2010 году Правительством РФ был принято решение основную цель федерального бюджета переориентировать на адаптацию расходов к более низкому уровню доходов.

Такое решение позволило постепенно выйти стране из кризиса. 2015 год, пожалуй, был самым тяжелым для страны в исследуемом периоде с точки зрения социально-экономического развития. Во всех информационных источниках только и говорили о падении цен на нефть и о росте валюты [4]. Основной момент – это почти двукратное падение цен на нефть. Это, в свою очередь, привело к тому, что национальная валюта стала нестабильной, что вызвало социально-экономическую напряженность в стране. В таких условиях приоритетная цель была направлена на обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы.

В 2015 году Федеральный закон «О Федеральном бюджете…» подвергся изменениям в части уточнения параметров федерального бюджета трижды (22.04., 13.07., 28.11.). Кроме того, следует отметить отмену трехлетнего бюджетного планирования в 2016 году из-за будущей неопределенности (при обязательном наличии условно-утвержденных расходов в плановом периоде 2017- 2018 гг.). С 2019 по 2021 год существенных изменений не было, на сегодняшний день бюджет ориентирован на трёхлетний период.

Сегодня основные цели федерального бюджета на 2023 год ориентированы на обеспечение бюджетной сбалансированности (несмотря на наличие дефицита в сумме 2,92 трлн. руб.), а также на ускорение экономического роста (в большей степени, за счет инвестиционной). Это еще раз подтверждает тот факт, что основные цели из года в год остаются неизменными.

Список источников

1. Андреева, Е.И. Бюджетирование, ориентированное на результат: международный опыт и возможности применения в России / Е.И.Андреева. – Москва: Academia, 2022 – 59 с.

2. Андрошина, И.С. Финансовое планирование и бюджетирование: учебное пособие / И.С,Андрошина. – Москва: Издательство МЭИ, 2018. – 76 с.

3.Бараховский, А.С. Бюджетирование, ориентированное на результат: обзор опыта и подходы к внедрению на региональном уровне / А.С.Бараховский. - Москва: Ленанд, 2017. - 143 с.

4. Виткалова, А.П. Внутрифирменное бюджетирование: учебное пособие / А.П.Виткалова. – Москва: Дашков и К, Ай Пи Эр, 2019. – 128 с.

Просмотров работы: 36