ИЗУЧЕНИЕ ВОПРОСОВ СОЦИАЛЬНОЙ ЭКОЛОГИИ И ОХРАНЫ ПРИРОДЫ В КУРСЕ ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ИЗУЧЕНИЕ ВОПРОСОВ СОЦИАЛЬНОЙ ЭКОЛОГИИ И ОХРАНЫ ПРИРОДЫ В КУРСЕ ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ

Склюев О.А. 1
1ФГБОУ ВО Шадринский государственный Педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема изучения социальной экологии и охраны природы в школьном курсе биологии 10-11 классов является актуальной проблемой, так как способствует формированию знаний учеников о вопросах сохранения окружающей среды и рационального ее использования.

Известный педагог В.Н Сорока-Росинский говорил, что необходимо исследовать то, как природа воздействует на людей в их жизнедеятельности. Нельзя обойти стороной идеи А.С Макаренко, который считал, что приобщение детей к трудовой деятельности связывает природу и общество,так как именно в ней воспитанники знакомятся с видами и способами природопользования. Природоохранная деятельность приведет учеников к осознанию того, чем эффективнее трудовая деятельность, тем социально-экологические отношения будут устойчивее в развитии человеческого общества.

Важное значение для изучения социальной экологии и охраны природы в школе имеют труды педагогов и методистов В. В. Пасечника,

И. Н. Пономаревой, В.А. Ситарова, Е.В. Асафовой и других. По их мнению, необходимо с ранних лет проводить экологическое воспитание школьников, чтобы сформировать у них убежденность и готовность решать экологические проблемы.

Под социальной экологией понимается комплексная научная дисциплина о закономерностях взаимодействия в системе «человек-общество-природа», в которой общество и природа рассматриваются как среда обитания биосоциального существа – человека [3].

Являющаяся продуктом деятельности охрана природы определятся как научный комплекс мер по сохранению, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов и естественной окружающей среды, в том числе видового разнообразия флоры и фауны, богатства недр, чистоты вод, лесов и атмосферы Земли [4].

Мы проанализировали содержание школьной программы 10-11 класса по линии доктора биологических наук, профессора В.В. Пасечника и пришли к следующим выводам. Изучение вопросов биологической экологии, а также социальной экологии и охраны природы происходит в 11 классе. Больше всего внимания уделяется аспектам общей экологии. На изучение вопросов социальной экологии тратится четыре часа, при изучении темы «Роль человека в биосфере» [2]. Содержание социальной экологии и охраны природы представлено следующими вопросами (смотри таблицу 1)

Таблица 1

Содержание вопросов социальной экологии и охраны природы в курсе «Общей биологии» (по линии В.В. Пасечника)

Класс

Тема

Требования к результатам обучения

11

Роль человека в биосфере

обучающиеся должны знать:

-О влияние человека на окружающую среду.

-Что такое экологический кризис, пути его решения.

-Какие существует проблемы устойчивого развития, и какие существуют меры по решению данной проблемы

Также нами изучены материалы ЕГЭ за 2021 и 2022 год, чтобы выявить содержание и количество вопросов по экологии и охране природы.

Приведем примеры таких заданий представлены в вопросах № 17, № 18.

17.Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие антропогенные факторы оказывают влияние на численность популяции ландыша майского в лесном сообществе?

1)  вырубка деревьев

2)  увеличение затененности

3)  недостаток влаги в летний период

4)  сбор дикорастущих растений

5)  низкая температура воздуха зимой

6)  вытаптывание почвы [1].

Данное задание не самое сложное из тех, что встречаются в вариантах. От учеников здесь требуется ни сколько применить свои знания, сколько использовать логическое мышление для его выполнения.

Вариант 18 задания первой части задание звучит следующим образом.

18.Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Вследствие сведения лесов на обширных территориях происходит

1)  нарушение водного режима и опустынивание

2)  эрозия и выветривание почвы

3)  снижение парникового эффекта

4)  уменьшение биоразнообразия

5)  изменение направлений воздушных потоков

6)  повышение интенсивности выпадения осадков [1].

В данном случае решить это задание, используя логику невозможно, нужно иметь необходимые знания из экологии и взамосвязи природных объектов и явлений.

Эти два задания отличает еще и то, что в одном спрашивается о том, как человек влияет на природу, а во втором приводится пример такого влияния.

Из 180 вариантов (1 месяц один вариант) вариантов содержащих по социальной экологии всего 22. Из них пять заданий связаных с охраной природы. Но четыре из них это повторяющиеся в каждом последующем варианте. По социальной экологии встречается 17 заданий, которые также находятся в 1 части работы.

Отсутствие большого разнообразия в заданиях говорит о том, что большее внимание уделено классической экологии о взаимодействии тех или иных видов, трофических цепях и особенностях экосистем. Есть задания, которые требуют от экзаменуемого знания того, что произойдет с тем или иным видом, если в окружающею среду попадут отходы и как это повлияет на вид. Тем не менее их мало и встречаются они в материалах ЕГЭ редко.

Таким образом, как показал анализ исследуемой проблемы, вопросам школьной экологии, а особенно социальной экологии, охране природы и прикладным ее акспектам по линии В.В. Пасечника уделяется внимание в курсе школьной биологии преимущественно в старших классахна базовом уровне. Тем не менее, доля этих вопросов мала по сравнению с классической экологией, что наглядно демонстрирует перечень заданий ЕГЭ, где социальная экологии и охрана природы представлены впросами 1 части №18, №19. В целом же в школьном биологическом образовании уделяется вопросам социальной экологии и охране природы значительное внимаие за счет организации элективных вопросов, привлечение учащихся к природоохранной деятельности, выполнении проектов социально-экологической направленности. Также есть более экологизированные линии, например линия И.НЕ. Пономаревой, в которой на базовом и профильном уровне экологический компонент является ведущим. Кроме того, олимпиады по экологии и биологии также требуют знаний учащихся по общей и прикладной экологии.

Список литературы:

Хайбулина, К.В. Подготовка обучающихся к выполнению заданий в форме ОГЭ и ЕГЭ по биологии. Текст непосредственный / К.В. Хайбулина. - Биология в школе. - 2021. - №4. - С. 32-38.

2. Биология. Рабочие программы. Предметная линия «Линия жизни». 10—11 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций : базовый уровень / В. В. Пасечник, Г. Г. Швецов, Т. М. Ефимова. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2021. – 64 с:- Текст непосредственный

3. Шилова В.С.Педагогические предпосылки становления системы социально-экологического образования подрастающего поколения// Текст непосредственный-. 1-8 с.

4. Ситаров В. А., Пустовойтов В. В. Социальная экология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 280 с. – Текст непосредственный.

Просмотров работы: 26