ПРИЕМЫ РАБОТЫ С УЧЕБНИКОМ НА УРОКАХ АНАТОМИИ В КУРСЕ «ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ» - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ПРИЕМЫ РАБОТЫ С УЧЕБНИКОМ НА УРОКАХ АНАТОМИИ В КУРСЕ «ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ»

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема обучения работы с текстом учебника на уроках биологии и во внеурочной деятельности действительно актуальна и требует особого внимания.

Актуальность проблемы обусловлена тем, что согласно Федеральному Государственному образовательному стандарту третьего поколения (ФГОС ООО) задача современного школьного образования состоит не только в том, чтобы дать ученикам теоретические и практические знания в различных областях, в том числе и в биологии, но и научить обучающихся добывать эти знания самостоятельно. Одним из требований к образовательному процессу в формировании УУД, является формирование смыслового чтения и работа с текстом.

Содержание школьного курса биологии отражено в учебниках, которые являются важным источником информации и средством обучения. Систематическое использование учебника на уроках биологии является эффективным способом формирования у обучающихся умения самостоятельно добывать знания, анализировать их и использовать в дальнейшей жизни [1].

Проблема формирования анатомических знаний учащихся посредством использования различных приемов работы с текстом рассмотрена в трудах методистов Я.А. Коменского, Ф. Смита, А.Г. Асмолова, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской Н.Н. Светловской, Л.П. Довлаева, И.А. Зимней, В.М. Филатова, В.В, Пасечника и др.

Учебник – это учебная книга, где изложено основное содержание учебного материала в соответствии с принятой (действующей) программой. Для учеников учебник – основной источник знаний по определенному предмету [2].

В учебно-воспитательном процессе по биологии школьный учебник – одно из важнейших средств обучения, в котором определены как характер и объем знаний, необходимых для обязательного усвоения, так и последовательность формирования знаний, умений, навыков.

Рассмотрим основные типы заданий в учебнике 8 класса курса «Человек» по линии В.В. Пасечника.

Перед каждым параграфом имеется рубрика «вспомните». В ней размещены вопросы, с помощью которых ученики могут вспомнить изученный ранее материал, что позволит лучше понять и усвоить новую тему.

В конце каждого параграфа в отдельную рамку выделены термины, необходимые для запоминания, вопросы для самоконтроля и задания для выполнения. Имеется рубрика «Подумайте», в которой представлены вопросы повышенной сложности, требующие рассуждения учащихся по изученной теме, помогающие научиться анализировать материал параграфа.

Необходимым условием для успешного овладения знаниями по биологии является выполнение лабораторных и практических работ. Они также представлены в тексте параграфа в рубрике «Моя лаборатория», где учащимся предлагается заполнить таблицу, провести самонаблюдение или поработать с микроскопом.

Приведем приемы работы с заданиями в учебнике по анатомии [2].

Составление таблиц, схем (учащиеся читают текст учебника, вычленяют необходимую информацию и заносят ее в таблицу или схему). Например, в процессе изучения строения тканей организма человека учащимся предлагается заполнить таблицу «Ткани организма человека».

Составление опорного конспекта (учащиеся отвечают на вопросы в конце параграфа и оформляют ответы в виде конспекта).

Составление плана к тексту параграфа (умение выделять главные мысли).

Работа с иллюстрациями в тексте учебника (при выполнении практических или лабораторных работ). Например, изучение микроскопического строения кости. Учащимся предлагается рассмотреть препарат в микроскопе и сравнить увиденное с иллюстрацией в учебнике.

Творческие задания по типу «синквейн» с помощью текста учебника. В синквейне 5 строк: 1. понятие (слово), 2 прилагательное (2 слова), 3 глагол (3 слова), 4 предложение (3 - 4 слова), 5 существительное (1 слово).

Например, 1. Чарлз Дарвин; 2. Гениальный, смелый. 3. Открыл, создал, убедил. 4. Эволюция — необратимый процесс. 5. Ученый.

Составление проблемных вопросов (учащиеся должны уметь сами задавать вопросы по тем или иным темам).

Моделирование (учащиеся могут сами придумывать задания по той или иной теме) [3].

Задания с текстом учебника по типу «Верно-неверно». Учащимся дается часть текста параграфа, который они должны внимательно изучить, и в конце несколько утверждений, из которых они должны выбрать неверные и др. [2].

Например, учащимся нужно выбрать неверные утверждения.

1. Кости состоят из органических и неорганических веществ.

2. Упругость и эластичность костей зависят от наличия минеральных веществ, а твердость и прочность-от органических.

3. Головки трубчатых костей из губчатого вещества, между пластинками которого находится желтый костный мозг.

4. Тело трубчатой кости образовано компактным веществом.

5. Кость покрыта плотной соединительной тканью -надкостницей.

6. Надкостница содержит нервы и кровеносные сосуды.

7. За счет деления клеток надкостницы кость растет в длину и толщину.

8. Головки трубчатых костей покрыты хрящом.

Таким образом, различные приемы работы с учебником позволяют выработать навыки самостоятельно добывать знания, умения задавать вопросы и находить на них ответы, различным образом оформлять и применять свои знания. Предложенные приёмы работы с учебником могут быть использованы на различных типах уроков.

Список использованной литературы

Арбузова, Е.Н. Методика обучения биологии : учебное пособие для вузов / Е. Н. Арбузова. – 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 274 с. – (Высшее образование). — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - Режим доступа: по подписке ШГПУ. – URL: https://urait.ru/bcode/493740 (дата обращения: 10.11.2022).

Евсеева, Е.С. Применение активных методов для активизации познавательной деятельности на уроках биологии в VIII классе / Е.С. Евсеева. – Текст : электронный // Вопросы педагогики. –2020. – № 4-1. - С. 79-81. – Режим доступа: по подписке ШГПУ. – URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_42700177_64814584.pdf

Мякутин, А. А. Методы работы учащихся с текстом / А. А. Мякутин. - Текст : непосредственный // Педагогические и методические проблемы современного образования: студенческий взгляд : материалы студен. науч.-практ. конф., 19-20 апр. 2012 г. / Шадр. гос. пед. ин-т. - Шадринск : ШГПИ, 2012. – С. 47-49. - Библиогр.: с. 49.

Просмотров работы: 13