ЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОЖНОЙ СИСТЕМЫ ЦЕХ МЯСНЫХ ПОЛУФАБРИКАТОВ ТОРГОВОЙ МАРКИ XXX И СОДЕРЖАЩЕЙСЯ В НЕЙ ПРОБЛЕМЫ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОЖНОЙ СИСТЕМЫ ЦЕХ МЯСНЫХ ПОЛУФАБРИКАТОВ ТОРГОВОЙ МАРКИ XXX И СОДЕРЖАЩЕЙСЯ В НЕЙ ПРОБЛЕМЫ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Торговая марка XXX – собственная торговая марка магазина YYY Основана французским бизнесменом. Бренд специализируется на производстве и продаже разнообразных товаров: от косметических средств до продуктов питания [1].

Цех мясных полуфабрикатов бренда XXX является сложной системой, так как её элементы сами могут рассматриваться как системы.

Проблема – низкое качество продукции цеха мясных полуфабрикатов.

Построение диаграммы взаимосвязи системы с окружающей средой

На представленной диаграмме взаимосвязи системы с окружающей средой (рисунок 1) можно описать микросреду и внутренние связи анализируемой системы: сырьё поступает на производство от поставщиков, за качеством изготавливаемой продукции следит отдел по контролю качества. Продукция поставляется в магазины «YYY» и другие магазины, сотрудничающие с компанией, а затем попадает к покупателю. Также можно выделить макросреду, к ней относится: экономическое окружение, правовое окружение, технологическое окружение, природное окружение и правительство других стран, которое влияет на возможность поставщиков

сотрудничать с компанией.

Анализ требований стейкхолдеров

Продолжая анализировать систему, была составлена луковичная диаграмма (Рисунок 2), на которой можно увидеть основных стейкхолдеров: различные сотрудники цеха, руководство магазина YYY, инвесторы, клиенты, поставщики и спонсоры - и внешних стейкхолдеров.

 

YYY

Рисунок 1 - Диаграмма взаимосвязи системы с окружающей средой

Рисунок 2 - Луковичная диаграмма заинтересованных сторон.

Для анализа требований акторов был проведен опрос (рисунок 3) среди покупателей по критериям: качество продуктов, качество упаковки и цена полуфабрикатов. Результаты опроса показали, что качество продуктов оценивается плохо, а упаковка и цена ближе к средней оценке. Общая оценка вычислялась следующим образом:

5*0+4*0,1+3*0,2+2*0,6+1*0,1=2,3

5*0,1+4*0,2+3*0,25+2*0,3+1*0,15=2,8

5*0,1+4*0,15+3*0,35+2*0,3+1*0,1=2,85

Рисунок 3 – Таблица результатов опроса потребителей.

По таблице "Результатов опроса сотрудников" (рисунок 4) видно, что сотрудники в основном не довольны графиком на предприятии, также многие высказывают недовольство зарплатой. Из этого следует, что мотивации работать лучше у сотрудников нет, график мешает работать продуктивнее. Общая оценка вычислялась следующим образом:

5*0,1+4*0,35+3*0,4+2*0,1+1*0,05=3,35

5*0,15+4*0,3+3*0,2+2*0,2+1*0,15=3,1

5*0,05+4*0,15+3*0,3+2*0,3+1*0,1=2,45

Рисунок 4 – Таблица результатов опроса сотрудников.

Исходя из данных опроса можно сделать вывод, что одними из главных проблем являются:

1. Низкое качество продуктов.

2. Небольшая зарплата сотрудников.

3. Неудобный график работы.

Сравнительный анализ с аналогичными системами

Для сравнительного анализа на основе проведённых опросов среди покупателей и данных на официальных сайтах о ценах рассматриваемых сетей магазинов были созданы гистограммы. На первой гистограмме (рисунок 5) можно увидеть, что цена за 1 кг пельменей бренда XXX выше, чем у пельменей конкурентов [2][3][4].

На второй гистограмме (рисунок 6) видно, что по упаковке продукция бренда YYY уступает бренду «365 дней», но опережает бренд «Моя цена».

Дальше следует третья гистограмма (рисунок 7), на ней отражено превосходство качества продуктов бренда XXX над «Моя цена», но несколько худший показатель, чем у «365 дней».

Рисунок 5 – Гистограмма по сравнению цены продукции за 1 кг на примере «Классических пельменей».

Рисунок 6 - Гистограмма по сравнению упаковки полуфабрикатов по результатам опроса покупателей.

Рисунок 7 - Гистограмма сравнения качества полуфабрикатов по результатам опроса покупателей.

Исходя из данных в приведённых гистограммах можно сделать вывод, что у полуфабрикатов бренда XXX в сравнении с приведёнными выше конкурентами имеется недостаток - более высокая цена. Можно назвать сравнительно неплохие качество и упаковку, но, тем не менее, по данным опросов (рисунок 3), этого качества не хватает, чтобы удовлетворить клиента.

Ретроспективный анализ

Для того, чтобы выявить как изменяются значения показателей деятельности системы с течением времени и определить тенденции изменения был выполнен ретроспективный анализ. Данные для графика динамики цены были взяты из собственных наблюдений, а для объёма продаж были приведены предположительные значения. На графике динамики цены (рисунок 8) видно полиномиальную возрастающую кривую, а на графике объёма продаж (рисунок 9) - полиномиальную убывающую кривую. Цена увеличилась с 2019 до настоящего момента на 10 рублей. В то же время объём продаж упал на 5 кг.

Рисунок 8 – График динамики цены бренда XXX на примере «Классических пельменей».

Рисунок 9 – График динамики объёма продаж бренда XXX на примере классических пельменей.

Приведённые линии тренда отражают негативных эффект в данный временной период. Так как цена продукции выросла, упали объёмы продаж

Также была составлена SWOT-матрица (рисунок 10), в которой отражены слабые и сильные стороны, угрозы для продукции и возможности улучшения.

Рисунок 10 – SWOT-матрица.

Продолжая анализ, была создана диаграмма иерархии подсистем (Рисунок 11). Сложная система цеха мясных полуфабрикатов бренда XXX декомпозируется по жизненному циклу на снабжение, производство продукции, контроль качества, маркетинг и поставку продукции в магазины. Далее контроль качества декомпозируется по технологическим этапам на выработку стандартов и критериев, измерение характеристик продукции, сравнение с выработанными критериями и совершенствование. На последнем уровне декомпозируется совершенствование с основанием по технологическим этапам: поиск слабых мест, организация мер по улучшению, контроль результатов улучшения.

Рисунок 11 – Иерархия подсистем.

Для каждой из основных подсистем необходимо выделить структурные элементы деятельности:

- предметы деятельности – элементы, подвергающиеся обработке, входы (сырье, материалы, комплектующие, заявка, входные данные);

- конечные продукты – результат преобразования, выходы (продукт, услуга, результаты обработки данных);

- исполнители – элементы, осуществляющие преобразование (люди, выполняющие деятельность, подразделения, организации);

- средства деятельности – элементы, используемые в процессе обработки (инструменты, станки, машины, средства связи, помещения);

- регламент деятельности – информация, как происходит преобразование (план, проект, инструкция).

Все указанные структурные элементы деятельности были занесены в таблицу (рисунок 12).

Рисунок 12 – Структурные элементы деятельности.

Для наглядности модели лучше отображать связи между подсистемами, полученными в результате декомпозиции одной материнской системы (подсистемы), на отдельной диаграмме. Так были созданы диаграммы взаимосвязи подсистем (рисунок 13, рисунок 14, рисунок 15). На них изображены блоки подсистем с их исполнителями (И) и средствами деятельности (СД), связи между ними. На рисунке 13 видно, что поставщики привозят сырьё, предварительно изученное и заказанное подсистемой снабжения, на производство, где изготовленный продукт (полуфабрикат) проходит проверку подсистемой контроля качества. В производстве продукции вводят свои коррективы «Маркетинг». Также контроль качества передаёт требования к продукту «Производству продукции» и требования к сырью снабжению.

На рисунке 14 можно увидеть, что сначала происходит выработка стандартов и критериев, затем созданная инструкция по измерению характеристик продукции передаётся в соответствующую подсистему «Измерение характеристик продукции».

Рисунок 13 - Диаграмма взаимосвязи подсистем первого уровня [5].

Далее измеренные характеристики продукта из «Измерения характеристик продукции» и критерии по сравнению из «Выработки стандартов и критериев» отсылаются в «Сравнение с выработанными критериями», а уже оттуда отправляются отклонения от стандарта в «Совершенствование». Завершающем действием на цех полуфабрикатов принимаются меры совершенствования.

Рисунок 14 - Диаграмма взаимосвязи подсистем второго уровня [5].

На рисунке 15 изображено взаимодействие подсистем: «Поиск слабых мест производства», «Организация мер производства по улучшению» и «Контроль результатов совершенствования». Сначала после работы первой подсистемы отправляются итоги поиска во вторую подсистему. Затем «Организация мер по улучшению» создаёт отчёт по результатам улучшений и отправляет его в «Контроль результатов совершенствования».

Рисунок 15 - Диаграмма взаимосвязи подсистем третьего уровня.

Для локализации уже выявленных проблем (при анализе среды и системы в целом), необходимо проанализировать состояние подсистем. Была составлена таблица состояния подсистем (рисунок 16). На ней видны причины низкого качества продукции. Производство продукции происходит с большим процентом брака (в среднем 5%), а среднее значение партий с недопустимым количеством брака составило целых 40%, что говорит о низком качестве производства. В таблице также можно увидеть, что меры по совершенствованию малоэффективны, так как указания контроля качества выполняются не в полном размере, и не все достигнутые результаты улучшений сохраняются в полном размере.

Рисунок 16 - Описание состояния подсистем

Следовательно, можно выделить ещё две проблемы:

Невыполнение указаний по совершенствованию производства;

Низкое качество производства продукции.

Подведение итогов анализа

В заключении необходимо привести итоговый список проблем, которые были выявлены в процессе анализа:

Низкое качество продукции;

Невыполнение указаний по совершенствованию производства;

Низкое качество производства продукции;

Более высокая цена в сравнении с конкурентами;

Плохая упаковка продукции;

Небольшая зарплата сотрудников;

Неудобный график работы.

На последующих этапах можно построить диаграмму Исикавы («Рыбий скелет»), дерево причин, составить список коренных причин и оценить их важность прибегнув к методам выявления и обобщения экспертов (Делфи, суммы мест, парных сравнений и другие) и т.д.

Список используемых источников:

Электронная база брендов Brand Catalog [Электронный ресурс]. URL: https://brandcatalog.ru/mark/kazhdyy-den

Каталог товаров бренда XXX магазина YYY [Электронный ресурс]. URL: https://www.auchan.ru/brand/kazhdyy-den/

Каталог замороженных полуфабрикатов магазина «Магнит» [Электронный ресурс]. URL: https://dostavka.magnit.ru/catalog/zamorozhennye_produkty/zamorozhennye_polufabrikaty?page=1

Каталог замороженной продукции магазина «Лента» [Электронный ресурс]. URL: https://lenta.com/catalog/zamorozhennaya-produkciya/

Сайт с иконками Freepik [Электронный ресурс]. URL: https://www.freepik.com

Просмотров работы: 18