Интерактивные методы преподавания химии в современной школе - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Интерактивные методы преподавания химии в современной школе

Максимова В.О. 1
1ФГБОУ ВО "Шадринский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Во многих школах России используются традиционные методы обучения учащихся. К традиционным методам относятся: лекция, рассказ, работа с книгой, упражнения, самостоятельная работа. Чаще всего в общеобразовательных учреждениях учителя делают так: на первом уроке излагается новый материал в виде лекции или рассказа и выполняются упражнения для тренировки, а на следующем уроке дается самостоятельная работа для закрепления полученных знаний. Педагогический состав привык к данным методам. Они, несомненно, эффективны и проверены годами, десятилетиями. Но в настоящее время протекает век технологий и размышление детей тоже поменялось. Поэтому и методы обучения необходимо применять новые, чтобы не отставать от нового поколения и понимать его [3].

Интерактивный метод обучения – это метод, который предполагает взаимодействие между педагогом и учащимся в процессе диалога или беседы. Суть интерактивных методов обучения состоит в том, что они ориентированы на широкое взаимодействие между педагогом и учащимися, а также на взаимодействие между самими учащимися [1].

Существует большое количество интерактивных подходов для изучения химии. Приведу в качестве примеров два популярных метода, которые я использую в своём учебном процессе.

Метод шестигранного (шестиугольного) обучения. Рассмотрим составление гексов на уроке химии в 8 классе по теме: «Предмет химии. Вещества».

Задачи урока:

понять суть сложных и простых веществ;

разобраться в классификации простых и сложных веществ;

научиться определять свойства простых и сложных веществ.

Нам понадобится (примерный набор):

один шестиугольник с надписью «Вещества»;

шесть шестиугольников с примерами простых и сложных веществ;

два шестиугольника с определением простых и сложных веществ [4].

Учащимся предстоит распределить примеры и выложить их к граням необходимых шестиугольников. В процессе изучения нового материала учащиеся сначала выкладывают классификацию веществ по сложности, а затем подбирают подходящие примеры. Простые вещества – железо, сера, кислород; сложные вещества – углекислый газ, серная кислота, вода.

Далее ученикам предстоит защитить свою работу.

Данное задание повысит эффективность при изучении новой темы, закрепит материал по распознаванию простых и сложных веществ. Для усложнения работы, можно подготовить задания по вариантам, в парах или в группах. В процессе выполнения останутся гексы, в которых записаны примеры простых и сложных веществ.

Ученики получают в любом порядке шестиугольники и составляют гекс.

В процессе реализации метода шестиугольного обучения у учащихся повышается познавательный интерес при изучении нового материала по химии. Дети учатся анализировать учебный материал, получают возможность выбора приоритетов, собственной классификации и установки связей, определения доказательств. Данный метод позволяет уйти от пассивного слушания к активной форме работы учащихся, что приводит к формированию у них устойчивого глубокого познавательного интереса и тем самым эффективность изучения материала становится ещё выше [5].

Вторым методом является мозговой штурм или мозговая атака – процесс совместного генерирования идей и обмена мнениями, при котором участники высказывают максимальное количество предложений по решению поставленной проблемы за короткий промежуток времени. При этом принимается любой ответ обучающегося на заданный вопрос. Важно не давать оценку высказываемым точкам зрения сразу, а принимать все и записывать мнение каждого на доске или листе бумаги. Участники должны знать, что от них не требуется обоснований или объяснений ответов. По итогам проводится критическая оценка полученных решений и выбираются наиболее применимые на практике [2].

Данный метод набрал свою популярность онлайн-курсах по подготовке к ЕГЭ. Чаще всего эти курсы преподают молодые специалисты, которые преподносят материал на молодёжном сленге и используют большинство современных методов обучения, в том числе и интерактивных.

Таким образом, вышеизложенные примеры подтверждают мою мысль о том, что интерактивные методы необходимо применять в обучении не только химии, но и в других предметах, курсах и программах. С их помощью урок или занятие приобретет уникальность и оригинальность, которая с легкостью заинтересует учащегося любого класса. Вместе с интересом придёт любовь к предмету, а далее повысится уровень знаний.

Список используемой литературы

Антонова, Е. Н. Об использовании на уроках интерактивной системы опроса и голосования / Е. Н. Антонова. - Текст : непосредственный // Химия в школе. - 2012. - № 2. - С. 10-12. - Библиогр.: С. 12 .

Белохвостов, А. А. Интерактивная доска на уроке химии / А. А.

Белохвостов, Е. Я. Аршанский. - Текст : непосредственный // Химия в школе. - 2012. - № 1. - С. 57-62 : 9 рис. - Библиогр.: С. 62 .

Григорьева, Г. В. Из опыта использования интерактивных опорных схем / Г. В. Григорьева, М. В. Дорофеев, М. Б. Лагутин. - Текст : непосредственный // Химия в школе. - 2013. - № 1. - С. 13-16 : рис. - Библиогр.: с. 16 .

Кандаурова, А. В. Формирование опыта социального взаимодействия в процессе интерактивного обучения / А. В. Кандаурова, М. В. Кравченко. - Текст : непосредственный // Химия в школе. - 2014. - № 1. - С. 27-31. - Библиогр.: с. 31 (4 назв.) .

Низамова, С. А. Пути повышения эффективности путем применения инновационных методов при обучении химии / С. А. Низамова. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование и наука : науч. -метод. журн. - 2017. - N 2. - С. 135-137. - Библиогр.: с. 137 .

Просмотров работы: 86