Подходы и инструменты территориального планирования развития городов с сокращающимся населением - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Подходы и инструменты территориального планирования развития городов с сокращающимся населением

Щербакова Н.Е. 1
1ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарева»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность исследования заключается в том, что вопросы актуального стратегического и территориального планирования в условиях снижения численности населения — городского сжатия — становятся все популярнее в зарубежной академической литературе [1,2,3]. В то же время в России это направление только начинает развиваться [4]. Ввиду закрепления границ арктической зоны Российской Федерации занимающей большую часть территории страны углубленное исследование поставленных вопросов принимает особую значимость.

Целью исследования является анализ отражения проблемы депопуляции населения в территориальном планировании городов российского Севера.

В исследовании использованы методы генетического, логического, системного и сравнительного анализа. Эмпирическую базу исследования составила совокупность нормативно-правовых актов в сфере территориального планирования городского развития в РФ.

В условиях урбанизации сохраняется тенденция увеличения роста городского населения в России. В тоже время современный этап демографического развития России характеризуется усилением депопуляции населения, когда смертность выше рождаемости, и снижением миграционного прироста [5]. Такой демографический процесс в значительной степени определяет стабилизацию или сжатие сложившейся сети населенных мест и вместе с ней освоенного пространства [6]. По стране, в общем, происходит опустение, прежде всего сельских населённых пунктов, а затем сокращение населения городов находящихся на периферии. А в частности, на территории российского Севера наблюдается, сокращение населения и пространственное сжатие поселений. Причинами этому послужили следующие предпосылки:

Сложившаяся в советский период система расселения – «Государственной руки», когда решения об образовании городов принималось на государственном уровне из-за промышленной необходимости, там где в естественной среде этого бы никогда не произошло. Искусственное раздувание численности населения поселений в северных городах стимулируемое «Северными льготами», повлекшее за собой «временщиковый» подход «заработаю и уеду».

И вследствие, после перехода на рыночную модель экономики, когда преобладают законы прибыли, а у людей появляется естественное желание зарабатывать больше и жить в более комфортных условиях.

В Советский период всеобщая индустриализация подстегивала парадигму пространственного развития «только в перед ни шагу назад». И эта парадигма до сих пор остается в стратегиях социально-экономического развития и документах территориального планирования. Анализ стратегий социально-экономического развития городов арктической зоны РФ показал зачастую отсутствие раздела пространственного развития[7].

Таблица 1. Стратегии планирования в условиях значительной убыли численности населения

Игнорирование

Проактивные стратегии

стратегия роста

борьба за возвращение к росту

адаптация к сжатию

акцент на преимуществах сжатия

Однако при существовании в стране де-факто централизованной системы планирования необходимость смены планировочной стратегии в условиях городского сжатия не артикулируется на федеральном уровне [4]. Поэтому, предположительно, меры и политика в отношении подобных городов если и разрабатываются, то исключительно точечно, исходя из локальных социально-экономических и институциональных особенностей.

Но документы территориального планирования каждый уважающий себя город должен иметь, но в них зачастую не учитывается «отрицательный» демографический прогноз и выбирается позитивный вариант сценарного планирования, в котором на картах градостроительного зонирования устанавливаются новые жилые функциональные зоны на незастроенных территориях.

Таблица 2. Причины отсутствия в документах территориального планирования данных о демографических трендах

На этапе разработки

На уровне законодательства

Исполнитель работ

Орган местного самоуправления

Творческая вольность разработчиков.

Недостаток профессионализма разработчиков документов территориального планирования.

Отсутствие квалификационных требований к проектным организациям.

Не верное техническое задание. Отсутствие исследовательской составляющей.

Неверный способ подбора исполнителя работ. Выбор аукциона вместо конкурса, вследствие стремления к экономии. В итоге низкая стоимость и короткие сроки подготовки в качестве главных критериев торгов.

Отсутствие квалифицированных кадров в сфере территориального планирования в муниципалитетах

Отсутствие предпроектного анализа перед заказом работ на разработку или внесение изменений в документы стратегического планирования.

Отсутствие четких требований в законодательстве к определению функциональных зон в генеральных планах городов.

Генеральный план определяет лишь границы населенных пунктов, объекты местного значения.

Территориальное планирование как основной инструмент рационального социально-экономического развития муниципального образования является важным инструментом обеспечения устойчивого развития и повышения качества жизни населения.

2 мая 2014 года президент Путин подписал указ № 296 «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации», который определил сухопутные территории Арктической зоны России. Сухопутная часть Арктической зоны РФ включает территории (в том числе островные), входящие в 4 федеральных округа (СЗФО, УФО, СФО, ДФО) и 9 субъектов Федерации в их составе, в том числе 4 субъекта Федерации (Мурманская область, Ненецкий АО, Ямало-Ненецкий АО, Чукотский АО) входят в АЗРФ полностью, а 5 субъектов Федерации – частично (отдельные муниципальные образования). Площадь арктических территорий – 4,8 млн км² (28% территории страны). Здесь проживает 2,6 млн человек, больше половины населения мировой Арктики.

Арктическая зона Российской Федерации (АЗРФ) – крупнейшая в России и мире экономическая зона с единым набором преференций для ведения инвестиционной деятельности.

Выделяются следующие проблемы городов Российского Севера: пространственное сжатие, деградация среды, ветхое жилье, морально устаревший жилой фонд, удаленность, не возможность развития в условиях рыночной экономики без государственной поддержки, монопрофильность ввиду специфики образования городов у месторождений.

АЗ РФ, стратегия пространственного развития

Сейчас в России параллельно существуют две системы долгосрочного планирования: стратегическое, определяемое Федеральным законом от 28.07.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», и территориальное, определяемое «Градостроительным кодексом Российской Федерации» от 29.12.2004 № 190-ФЗ. Однако в рамках стратегического планирования, за редким исключением, не затрагиваются вопросы пространственного развития городов.

Территориальное планирование в городах в советский период никогда не было задачей местной администрации: разработкой генеральных планов занимались специализированные региональные и национальные институты градостроительства. Генеральные планы были встроены в государственную систему централизованного планирования и основывались на планах и целевых показателях, определяемых вышестоящими уровнями власти. Однако вновь формирующаяся в настоящее время система планирования ориентирована на местное самоуправление и предполагает самостоятельную разработку генеральных планов, отражающих подходы к развитию территории и инструменты, используемые для этого местными администрациями, у которых, зачастую, нет ни опыта планирования, ни ресурсов.

На данный момент основная организационная схема подготовки генеральных планов заключается в привлечении специалистов проектных организаций через систему государственных закупок с последующим согласованием подготовленного документа на местном, региональном или федеральном (в случае необходимости) уровнях, а также в проведении общественных обсуждений документа. Отсутствие квалификационных требований к проектным организациям, низкая стоимость и короткие сроки подготовки в качестве главных критериев торгов создают условия, в которых едва ли возможна глубокая аналитическая и проектная работа. Определяющими конечный результат планирования являются в основном желания и представления местной администрации (в коалиции с бизнесом или без него) и проектной организации о территориальном развитии города. На общественные обсуждения выносится уже готовый генеральный план, и сами результаты общественных слушаний носят исключительно рекомендательный характер (Градостроительный кодекс Российской Федерации 2004).

При подготовке генеральных планов местные администрации ориентируются на удовлетворение имеющихся и предполагаемых запросов на использование городских земель со стороны власти, бизнеса и населения. Среди основных драйверов принятия решений, закладываемых в генеральные планы, - требования со стороны федеральных и региональных властей об увеличении объемов строительства и жилищной обеспеченности в городах, а также различные законодательные акты и государственные программы (например, предоставление земельных участков многодетным семьям (Федеральный закон 2011), формирование инвестиционных площадок (Федеральный закон 1999) и др.).

В результате исследования, можно сделать вывод существует проблема взаимоувязки документов стратегического планирования и территориального планирования в части отражения демографического трена сокращения населения на уровне городов российского Севера поиск решений выявленных причин требует дальнейших исследований.

Библиографический список

1. Hollander J.B. et al. (2009) Planning Shrinking Cities // Progress in Planning. Vol. 72. No. 4. P. 223-232.

2.Wiechmann T. (2012) Urban Shrinkage in Germany and the USA: A Comparison of Transformation Patterns and Local Strategies // Wiechmann T., Pallagst K. M. Текст : электронный // International Journal of Urban and Regional Research. Vol. 36. No. 2. P. 261-280.

3.Hospers GJ. (2014) Policy Responses to Urban Shrinkage: from Growth Thinking to Civic Engagement Текст : электронный // European Planning Studies. Vol. 22. No. 7. P. 1507-1523.

4.Batunova E. Urban shrinkage: an unspoken challenge of spatial planning in Russian small and medium-sized cities // E. Batunova, M. Gunko Текст : электронный// European Planning Studies. – 2018. – Vol. 26. – No 8. – P. 1580-1597. URL: https://www.academia.edu/download/56771548/Batunova_Gunko_Urban_shrinkage_an_unspoken_challenge_of_spatial_planning.pdf

5.Иванова Л. Л. Социально-экономические тенденции демографического развития российских регионов / Л. Л. Иванова, С. А. Стельмах, А. Т. Батов // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2021. – № 4-2. – С. 174-177. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-ekonomicheskie-tendentsii-demograficheskogo-razvitiya-rossiyskih-regionov.

6.Щукина, А. С. Демографическая составляющая в территориальном планировании Тверской области / А. С. Щукина – Текст : электронный // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. – 2015. – № 1-2. – С. 107-116. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_23320356_45272653.pdf

7.Шеломенцев А. Г. Стратегии развития арктических муниципалитетов: методология и практика / Шеломенцев А. Г. , Ковров Д. Ю. – Текст : электронный //Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №3 (59). Номер статьи: 5923. Дата публикации: 23.09.2019. Режим доступа: URL: https://eee-region.ru/article/5923/

Просмотров работы: 37