ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ИЗО И ДПИ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ИЗО И ДПИ

Федорова Т.В. 1
1АНПОО Национальный социально-педагогический колледж
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

«В душе каждого ребенка

есть невидимые струны.

Если их тронуть умелой рукой,

они красиво зазвучат».

В.А. Сухомлинский

В настоящее время в условиях социально-экономических преобразований, которые происходят в обществе, в системе образования, на передний план выступают проблемы взаимодействия семьи и школы, как средство воспитания подрастающего поколения. Во все времена сотрудничество семьи и школы считалось приоритетом в воспитании. Но наиболее актуальным это стало в последнее время. [4, с 36]

Сегодня остро встаёт вопрос о роли и функциях семьи и школы в воспитании младших школьников. Проблемы, особенности воспитания детей данного возраста приобретают особую важность и обращают на себя внимание.

Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» ФЗ-№273 от 29.12.2012 г. в редакции от 3 июля 2016, определяет семью, как важнейший институт общества, основу и опору государства, отвечающую за социализацию новых поколений, обязывает педагогов и родителей быть не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса. [5, с. 21]

Взаимодействие с родителями всегда было неотъемлемой частью и одной из важных составляющих деятельности школы. ФГОС НОО добавил этому направлению работы принципиально новую значимость, потому что ключевая идея нового стандарта – это общественный договор между личностью, семьей, обществом и государством.

Школа – государственная ячейка, с которой семья взаимодействует чаще всего. Поэтому эффективность образования и воспитания ребёнка зависит от того, насколько тесно они взаимодействуют. Сделать родителей активными участниками педагогического процесса – одна из главных задач образовательного учреждения.

Сколько бы «школ» не прошёл человек в своей жизни, первой из всех, безусловно, является семья.

Семья занимает центральное место в формировании личности ребёнка: прививает те или иные моральные нормы и ценности; закладывает основной фундамент в процессе эстетического воспитания младшего школьника.

Воспитание ребенка начинается в семье, и если родители не транслируют общечеловеческие, нравственные, культурные ценности, не взаимодействуют со школой в решении задач воспитания, то развитие личности ребенка не может быть всесторонним и эффективным. «Дети – это зеркала, которые отражают нам всё, что мы говорим и делаем». (Лео Пэм)

Постоянно соприкасаясь со взрослыми членами семьи, с учителями, ребенок многому у них учится. Младший школьник, как и дошкольник, склонен к подражанию. Он копирует речь, манеры поведения, вкусы, привычки взрослых. Если и в классе, и дома ученик будет находиться в атмосфере красоты, добропорядочности, творческой увлеченности, у него сформируется потребность действовать «по законам красоты», вносить красоту в повседневную жизнь. Русская пословица гласит: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому, родители в пример ему».

Иначе говоря, родители – главные воспитатели, а государство, в лице школы и других общественных институтов, призвано помочь родителям в воспитании и развитии детей. Этому способствуют новые ФГОС НОО, отличительной особенностью которых является включение в учебный план общеобразовательного учреждения раздела «Внеурочная деятельность».

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.

Главная цель внеурочной деятельности – способствовать самовоспитанию и самообразованию школьников, формированию их творческих способностей.

Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он сможет жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, приумножать, не разрушая. Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, – залог успехов. В. Качалов говорил: «Человек, занимающийся творчеством, непобедим!»

Раскрытие творческого потенциала каждого ребёнка – это, пожалуй, главная задача педагогики сегодняшнего дня. Поэтому мы, взрослые, должны помочь ребёнку проявить свои способности, чтобы из маленького человека выросла творческая личность и мы могли гордиться своими детьми.

Задача педагога – увидеть в каждом из обучающихся активную творческую личность, научить самостоятельному обучению и применению полученных знаний в практической деятельности; воспитать в школьниках любовь к труду и обучить их правильной организации своего досуга. «Нельзя вырастить полноценного человека без воспитания в нем прекрасного» (Р. Тагор)

Одним из видов внеурочной деятельности, где может успешно осуществляться творческая деятельность является изобразительная. Изобразительная деятельность играет большую роль в развитии ребенка, т.к. необходимость создания продукта теснейшим образом связана с развитием познавательных процессов – восприятия, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, развития интеллекта, моторики, воспитания эстетических чувств.

Внеурочная деятельность по ИЗО и ДПИ – это беседы, лекции, доклады; изокружки и факультативы по рисунку, живописи, скульптуре, истории искусств; проведение экскурсий в музеи и мастерские художников, на выставки и предприятия; организация школьных творческих выставок и конкурсов детских рисунков; выходы на природу с целью наблюдения и зарисовок; оформление школы к различным праздникам.

Внеурочная деятельность по ИЗО и ДПИ с начальных классов способствует формированию творческой личности, развитию интереса к искусству и способствует углублению и расширению знаний школьников на протяжении всего обучения в общеобразовательном учреждении.

В организации внеурочной деятельности по ИЗО и ДПИ, с целью повышения эффективности деятельности младших школьников, к помощи и участию привлекаются активные родители, которые вместе с педагогом организовывают и проводят выставки детского творчества, беседы, экскурсии, походы; помогают выполнять своим детям творческие работы; оказывают спонсорскую поддержку.

Единые согласованные требования семьи и школы – главное условие эффективного осуществления процесса эстетического воспитания детей. Семья и школа – это незаменимый источник энергии, ресурсов для ребенка, в которой он живет.

В современной школе важно учитывать социальный заказ родителей, выполнение которого требует новых форм совместной деятельности родителей, педагогического коллектива и обучающихся. Для того чтобы совместная деятельность была успешной, необходимо вовлекать родителей в работу педагогов по формированию ученического коллектива, контролю учебы, организации внеурочных мероприятий.

Можно выделить следующие направления работы с родителями:

психолого-педагогическое просвещение, повышение педагогической культуры родителей;

вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми;

корректировка взаимоотношений в семьях отдельных учащихся;

организация работы родительского актива; совместная деятельность по вопросам успеваемости школьников;

взаимодействие семьи с организациями дополнительного образования школы;

организация диагностической работы по изучению семей подростков; методическая работа. [1]

Важно отметить, что тесное сотрудничество педагога с родителями – залог успешной воспитательной деятельности с младшими школьниками. В.А. Сухомлинский говорил: «Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье». Аристотель сказал: «Воспитание нуждается в трех вещах: в даровании, науке, упражнении». «Сперва любить – потом учить», – слова Я.А. Каменского.

Исходя из слов великих людей, следует сказать, что у хорошего педагога, который любит свою работу, грамотно выстраивает процесс учебно-воспитательной работы, внимательно относится к своим ученикам и сотрудничает с родителями, и урочные, и внеурочные занятия всегда интересны. Дети тянутся к такому учителю, а родители уважают его.

Поэтому, только общее сотрудничество, сотворчество, делают совместную деятельность учеников, учителей и родителей содержательной, интересной и радостной. Хочется, чтобы все учителя были внимательными, а родители чуткими.

Список литературы

Антонова С.Е., Взаимодействие школы и семьи в воспитании младших школьников / Антонова С.Е.- Санкт-Петербург, 2018

Петрушин В.И., Психология и педагогика художественного творчества + доп. Материал в ЭБС: учебное пособие для среднего профессионального образования / В.И. Петрушин. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 38 с.

Петрушин В.И., Развитие творческих способностей: учебное пособие / В.И. Петрушин. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 122 с.

Старицына А.С., Педагогические условия взаимодействия семьи и школы в воспитании детей младшего школьного возраста. / Старицына А.С., – Екатеринбург, 2018.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2011.

Просмотров работы: 452