Электронный методический кабинет как актуальный этап цифровизации деятельности дошкольного образовательного учреждения - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Электронный методический кабинет как актуальный этап цифровизации деятельности дошкольного образовательного учреждения

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В последнее время в России происходит бурное развитие цифровых технологий и внедрение их в образовательный процесс, что накладывает определенный отпечаток не только на развитие личности современного ребенка, но и мотивирует педагогические кадры на повышение своей ИКТ-компетентности.

Цифровая трансформация сегодня – это важный комплекс мероприятий, который затронул все сферы общественной жизни благодаря передовым технологиям. Все новое пугает и настораживает. Несмотря на это, современный педагог должен идти в ногу со временем и на шаг впереди. Кому как не педагогу сегодня необходимо учиться работать с дополненной реальностью, облачными технологиями, использовать интерактивные технологии и извлекать из этого максимум пользы. Профессиональная компетентность в новом понимании составляет мобильность, самообразование, способность к обновлению, к перестройке процесса обучения в цифровом пространстве. Следовательно, творческим педагогам, стремящимся идти в ногу со временем необходимо изучать возможности использования и внедрения новых информационных технологий в свою практическую деятельность.

Успешность внедрения в жизнь различных инноваций зависит от уровня профессиональной компетентности и профессионализма педагога, его методической подготовленности. Специфика педагогической работы в детском саду такова, что одним из путей повышения ИКТ-компетентности педагогов и качества педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении является взаимодействие с материалами методического кабинета.

Методический кабинет - центр всей педагогической работы детского сада, это то место, к которому у педагога должен быть доступ всегда, в любое подходящее для него время. Но функционирование такого кабинета как правило ограничивается графиком работы сотрудника, отвечающего за методическую составляющую образовательного процесса. Подобное положение не является удобным для педагогов, т.к. в это время педагоги осуществляют свои прямые обязанности и находятся вместе с детьми. Отличным решением становится электронная версия методического кабинета, с помощью которой педагоги в комфортной обстановке могут воспользоваться методическими наработками коллектива, ознакомиться с документацией, провести мониторинг или анкетирование, получив результаты незамедлительно и в удобном для последующего использования формате.

Опишем проблемы внедрения ИКТ-технологий в деятельность педагога дошкольного образовательного учреждения и подходы к их решению на примере МДОУ № 4 г.о. Шуя Ивановской области.

Не всегда все новое принимается коллективом, зачастую педагоги предпочитают работать, применяя традиционные способы получения информации – книги, личный визит в методический кабинет, выбирают вариант знакомства с документами в бумажном виде. Поэтому, учитывая, что в коллективе преобладают педагоги среднего возраста, только осваивающие цифровые технологии, администрацией детского сада было принято решение постепенно вводить в работу элементы цифровизации.

На первом этапе был определен минимальный набор программных средств, которыми необходимо овладеть педагогам. Данный набор должен обеспечивать решение базовых профессиональных задач в цифровом формате: умение оформлять документацию, проводить мониторинг, разрабатывать дидактические материалы для занятий с детьми и информационные материалы для родителей. В годовом плане работы детского сада были запланированы методические семинары по обучению педагогов программам MS Word, MS Excel и PowerPoint в ходе которых сложились доверительные отношения взаимопомощи педагогов в коллективе. Молодые педагоги, более опытные в цифровых технологиях смогли оказаться в ситуации успеха и в тоже время помочь опытным педагогам освоить новые технологии. Следующим этапом стало обучение педагогов возможностям видеоредакторов. Был выбран простейший видеоредактор, версия которого есть у каждого в компьютере - Киностудия для Windows.

Такое обучение простимулировало педагогов перейти на печатную форму написания календарно-тематического плана в учреждении, до этого он писался в рукописном виде. Педагоги стали вести табеля посещаемости в электронном виде, а для родителей стали делать фото и видеоотчеты о деятельности ребят в детском саду.

Второй, качественно новый этап в применении информационных технологий связан с необходимостью освоения дистанционных форм взаимодействия с педагогами и родителями воспитанников в период карантина. В 2020 году учреждение было вынуждено провести традиционный опрос родителей (законных представителей) воспитанников по удовлетворенности качеством работы ДОУ, проводимом в рамках функционирования внутренней системы оценки качества образования в дистанционном формате, т.к. детский сад был закрыт для посещения из-за эпидемии COVID 2019. Подобная форма анкетирования показала свое бесспорное удобство и оперативность в сравнении с традиционным бумажным анкетированием – времени и ресурсов на его проведение тратится намного меньше.

Таким образом в жизнь ДОУ начали входить инструменты электронных сервисов. Воспитатели начали знакомиться с возможностями облачных технологий: Яндекс Формы, Яндекс Документы, Яндекс Таблицы. Педагоги отметили удобство облачных сервисов при подготовке портфолио для аттестации на категорию, а также при составлении плана работы на летний период. В настоящее время педагогический состав ДОУ активно использует электронные опросы в своей работе, создает различные документы и таблицы, необходимые для общего пользования, некоторые педагоги пробуют свои силы в создании и ведении персональных сайтов.

Постепенно в работу педагогов вошли облачные цифровые технологии, поэтому именно теперь появилась возможность перейти на новый уровень цифровизации в нашем дошкольном учреждении – это создание электронного методического кабинета для удобства педагогов.

Использование электронного методического кабинета в методической работе детского сада несет в себе большие возможности для совершенствования кадровых ресурсов. Электронный методический кабинет своеобразный инструмент управления качеством развития кадрового потенциала в целом и индивидуальным прогрессом каждого педагога позволяет расширить возможности внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, способствует целенаправленному повышению уровня профессиональной информационной культуры педагогов, а также экономит их время.

Мы видим электронный методический кабинет ресурсом структурно понятным для пользователей, содержащим оперативную информацию для педагогов о новом содержании образования, инновационных образовательных и воспитательных технологиях, обеспечивать методическими и дидактическими материалами.

Электронный методический кабинет предполагает следующие основные разделы:

1. Документы: действующие нормативно-правовые документы.

2. Новости: актуальные новости в системе образования.

3. Инструкции: краткие и понятные описания практической организации работы на различных электронных платформах.

4. Подсказки: прямые ссылки на образовательные ресурсы.

5. Образцы: методические разработки педагогов нашего детского сада, как примеры организации учебных и итоговых мероприятий в электронном формате.

6. Наука: передовые педагогические разработки, материалы научно-практических конференций и т.д.

Электронный методический кабинет - отдельный интернет-ресурс внутреннего пользования, созданный специально для конкретного образовательного учреждения. При организации такого кабинета нужно, чтобы все находящиеся в нем материалы были понятны для восприятия и интересны педагогам. Обдуманный доступ к необходимой информации в любое время суток делает деятельность педагога наиболее качественной. Каждый педагог, имея доступ к Интернету, может бесплатно и самостоятельно найти нужный документ, подобрать пособия, дистанционно получить консультацию, выбрав при этом подходящее время и темп для усвоения необходимой темы, тем самым повышая свою методическую компетентность и осваивая цифровые технологии.

Методическая работа, перенесенная в онлайн формат, по-прежнему останется специальным комплексом различных мероприятий, базирующихся на достижениях науки, передового, педагогического опыта, направленных на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства каждого педагога. Для успешной профессиональной деятельности педагога будущего важно не только наличие у него определенных знаний, но и умение использовать их в практике расширяющегося цифрового пространства. В стремительно меняющемся мире главным профессиональным качеством педагога становится его методическая грамотность в отношении профессионального применения информационных технологий.

Литература:

Белая К.Ю. Методическая деятельность в дошкольной организации. – М.: ТЦ Сфера, 2014.

Кисляков, А. В. Виртуальный методический кабинет: понимание его предназначения и функций как организатора образовательной сферы / А. В. Кисляков // Вестник Екатерининского института. – 2012. – № 3(19). – С. 6-10. – EDN PJFMXF.

Нечипорук, Н. П. Организация цифрового пространства в ДОУ / Н. П. Нечипорук // Вестник научных конференций. – 2021. – № 4-1(68). – С. 90-92. – EDN SDOCDG.

Просмыцкая, С. В. Цифровизация образования. Виртуальный информационно-методический кабинет / С. В. Просмыцкая // Современные формы, методы и технологии образовательного процесса: опыт субъектов кластера непрерывного педагогического образования : Сборник научно-методических статей, Минск, 02 января 2020 года. – Минск: Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», 2020. – С. 139-145. – EDN WXKMCD.

Просмотров работы: 170