Экономико-статистический анализ неравенства населения по доходу - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Экономико-статистический анализ неравенства населения по доходу

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальностью данной темы является то, что доходы населения всегда были, есть и будут неотъемлемой частью жизни каждого человека. Благодаря денежным средствам люди могут удовлетворять свои потребности и жить так, как им хочется. Очевидно, что заработная плата каждого человека отличается в силу профессии и должности, места работы и других факторов, в следствии этого происходит неравенство, которое необходимо регулировать. Регуляцией этой проблемы занимается государство, так как это является частью политики любого государства. Таким образом, доходы населения заслуживают пристального внимания в любое время, в любой стране и при любом экономическом строе. В Российской федерации вопрос о доходах населения стоит очень остро, решение проблемы требует гораздо большего вмешательства государства, чем в развитых странах.

Для начала рассмотрим доходы и какие они бывают.

Итак, доходы – это средства, получаемые в результате всех видов деятельности организации (предприятия), использования авансированного капитала и рабочей силы. Следовательно, этот ресурс не падает с неба, для того, чтобы его получить нужно приложить усилия. Далее, какие же виды доходов существует. Начнем с того, что критерии оценки доходов могут быть разными, а соответственно и классификация будет не одна.

Первый из видов доходов, это номинальный. Этим термином называется сумма финансовых средств человека в конкретном периоде времени, которая будет использована для покупки чего-либо по цене, характерной для этого периода. Обычно используется, чтобы описать доход без учёта таких факторов как налоги и изменения в ценах.

Также существует реальный вид доходов. Описывается он конкретным набором благ, которые может позволить купить себе человек исходя из номинального дохода. Описывает покупательскую способность в ценах на конкретный период времени. Ну и соответственно, реальный доход описывает номинальный доход, но при этом учитываются все изменения в тарифах, налогах, ценовой политике.

Под неравенством доходов населения понимается разница уровня денежных доходов в различных слоях и группах населения.

Обычно, существенное неравенство при распределении доходов среди различных собственников производственных факторов и других слоев населения порождается механизмом рыночного ценообразования в отношении данных факторов, поскольку в рыночных условиях ведения хозяйственной деятельности не все экономические агенты могут эффективно реализовывать собственность на человеческие ресурсы и другие производственные факторы.

Неравенство доходов определяется в первую очередь неравномерным распределением различных материальных благ. При рыночной экономике доходы распределяются на рынках различных факторов производства: труда, природных ресурсов, капитала. Степень обладания данными ресурсами определяет характер перераспределения благ, из-за чего появляется проблема неравенства доходов.

Приведем доходы населения в Российской Федерации за последние 3 года (Таблица 1) и проанализируем их.

Таблица 1

Среднедушевые денежные доходы населения по Российской Федерации

СРЕДНЕДУШЕВЫЕ ДЕНЕЖНЫЕ ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ1

(в соответствии с Методологическими положениями по расчету показателей денежных доходов и расходов населения, утвержденными приказом Росстата от 02.07.2014 № 465 с изменениями от 20.11.2018 №680)

 

рублей в месяц

в % к

соответствующему периоду прошлого года

предыдущему периоду

2018 год

1 квартал

29,028

104.6

78.0

2 квартал

32,522

103.9

112.0

3 квартал

32,739

104.5

100.7

4 квартал

39,111

105.1

119.5

Год

33,361

104.6

 

2019 год

1 квартал

30,292

104.4

77.5

2 квартал

34,673

106.6

114.5

3 квартал

35,262

107.7

101.7

4 квартал

41,780

106.8

118.5

Год

35,506

106.4

 

2020 год

1 квартал

32,072

105.9

76.8

2 квартал

33,476

96.5

104.4

3 квартал

35,413

100.4

105.8

4 квартал

43,713

104.6

123.4

Год

36,240

102.1

 

2021 год

1 квартал3

32,683

101.9

74.8

2 квартал3

38,518

115.1

117.9

3 квартал3

41,085

116.0

106.7

4 квартал3

47,539

108.8

115.7

Год

40,272

111.1

 

2022 год3

1 квартал

36,234

110.9

76.2

2 квартал

44,374

115.2

122.5

3 квартал

46,025

112.0

103.7

3 предварительные данные

По данной таблице можно заметить, что с каждым годом уровень доходов растёт.

Основными причинами неравенства доходов являются:

Неравномерное распределение собственности.

Различный уровень способностей. Все люди наделены разными интеллектуальными и физическими способностями.

Различия в уровне образования.

Различный опыт работы. На современном отечественном рынке одним из важнейших факторов при выборе работника является его профессиональный опыт.

На неравенство доходов могут влиять и другие дополнительные факторы. Например, неудачи или удача, свободный доступ к ресурсам, представляющим особую ценность.

Выявив все вышеперечисленные причины неравенства доходов населения, можно сделать вывод, что они все связаны между собой.

Решением данной проблемы занимается непосредственно государство. Очень запоминающийся момент, который произошел в период распада СССР, экономика страны перешла из плановой в рыночную, в следствии чего произошел большой разрыв между доходами населения. Правительство заметив это активно начало решать эту проблему и прибегла к таким мерам, как: установление минимальной заработной платы, социальное обеспечение, равенство возможностей, прогрессивный подоходный налог, большие налоги на предметы роскоши, налог на наследство и имущество.

Одной из основных мер борьбы является установление минимальной заработной платы. Государство устанавливает минимальный размер заработной платы, ниже которого работодатель не имеет право выдавать наёмному работнику. Также стоит упомянуть про прожиточный минимум, это определенный размер денежных средств, который необходим человеку для приобретения так называемой потребительской корзины. Если доходы населения ниже прожиточного минимума, то такую часть населения называют малоимущим. Данная мера необходима по некоторым причинам таким, как мониторинг и контроль ситуации, а также для обеспечения населения хотя бы минимальной заработной платой, то есть обеспечения минимальными условиями проживания.

Следующим немаловажным решением является социально обеспечение. Под ним подразумевается бесплатная медицина, образование, пенсия, пособия по безработице. Таким образом государство позаботилось о малоимущем населении.

Помимо вышеперечисленных мер, также существует такой механизм, как подоходный налог. Прогрессивный подоходных налог имеет такое значение, что чем выше величина дохода, тем выше ставка налога. Так это может сгладить различие между бедными и богатыми.

Разумеется, государство всеми силами старается решить проблему всеми возможными способами, но, к сожалению, устранить её навсегда невозможно, государство в силах только свести её к минимуму.

Коэффициент Джини или как еще его называют, индекс концентрации доходов – это параметр, который используют экономисты в своих расчетах для того, чтобы характеризовать имеющееся экономическое неравенство между отдельными слоями населения одной страны. Таким образом, он показывает насколько неравномерно разделены доходы или совокупное богатство между членами общества.

На данной таблице представлен коэффициент Джини за последние 5 лет. По России и регионах входящим в Центральный федеральный округ.

Классификатор объектов административно-территориального деления (ОКАТО)

Единица измерения

Период

2017

2018

2019

2020

2021

643 Российская Федерация

99.1.1 -

1558883 значение показателя за год

0.411

0.414

0.412

0.406

0.408

14000000000 Белгородская область

99.1.1 -

1558883 значение показателя за год

0.394

0.393

0.388

0.377

0.378

15000000000 Брянская область

99.1.1 -

1558883 значение показателя за год

0.373

0.378

0.375

0.365

0.375

17000000000 Владимирская область

99.1.1 -

1558883 значение показателя за год

0.349

0.344

0.34

0.332

0.338

20000000000 Воронежская область

99.1.1 -

1558883 значение показателя за год

0.4

0.398

0.395

0.393

0.395

24000000000 Ивановская область

99.1.1 -

1558883 значение показателя за год

0.363

0.358

0.361

0.352

0.354

29000000000 Калужская область

99.1.1 -

1558883 значение показателя за год

0.366

0.359

0.363

0.359

0.361

34000000000 Костромская область

99.1.1 -

1558883 значение показателя за год

0.353

0.338

0.338

0.329

0.331

38000000000 Курская область

99.1.1 -

1558883 значение показателя за год

0.372

0.37

0.367

0.362

0.369

42000000000 Липецкая область

99.1.1 -

1558883 значение показателя за год

0.387

0.391

0.391

0.379

0.38

46000000000 Московская область

99.1.1 -

1558883 значение показателя за год

0.394

0.394

0.394

0.378

0.385

54000000000 Орловская область

99.1.1 -

1558883 значение показателя за год

0.367

0.365

0.364

0.356

0.363

61000000000 Рязанская область

99.1.1 -

1558883 значение показателя за год

0.367

0.366

0.366

0.358

0.362

66000000000 Смоленская область

99.1.1 -

1558883 значение показателя за год

0.377

0.382

0.38

0.381

0.384

68000000000 Тамбовская область

99.1.1 -

1558883 значение показателя за год

0.379

0.376

0.369

0.355

0.356

28000000000 Тверская область

99.1.1 -

1558883 значение показателя за год

0.336

0.338

0.342

0.335

0.34

70000000000 Тульская область

99.1.1 -

1558883 значение показателя за год

0.363

0.353

0.347

0.342

0.345

78000000000 Ярославская область

99.1.1 -

1558883 значение показателя за год

0.37

0.358

0.357

0.35

0.355

45000000000 Город Москва столица Российской Федерации город федерального значения

99.1.1 -

1558883 значение показателя за год

0.417

0.417

0.418

0.413

0.423

Проблема справедливого распределения доходов в России и методы решения.

В начале основных экономических реформ в России главной задачей считалось финансовое восстановление экономики и макроэкономическая стабилизация. В следствии этого социальная сфера с ее непосредственными проблемами отошла на второй план. Появились такие проблемы как:

В этот период резко стал падал жизненный уровень населения.

Рост цен превышал рост доходов.

Сократились расходы на потребительские товары и услуги.

Ухудшилась структура потребления.

Быстро росла безработица.

Ухудшились условия труда и быта.

Хуже стала демографическая ситуация в стране.

Динамика доходов и система их распределения является основным фактором, влияющим на положение в социальной сфере, на социальную ориентацию экономического развития страны. Переход от государственной системы формирования доходов населения и гарантированной государственной системы социального обеспечения всего населения к рыночным принципам вызвал серьезные изменения во всей системе доходов, вызвал ряд проблем в ней:

В источниках доходов сократилась доля доходов и роль заработной платы, выросла доля доходов от собственности.

Усилилась дифференциация населения по расходам.

Таким образом, в России в результате преобразований сформировались резко различающиеся группы населения по уровню доходов, уровню и характеру потребления благ. Это противоречит общемировым прогрессивным тенденциям к сглаживанию чрезмерного социального неравенства. Социальная сторона жизни людей является второстепенной по отношению к экономике, поскольку уровень жизни напрямую зависит от уровня развития экономики. Значит, повышение благосостояния населения есть главная цель экономического развития страны, а значит и преобразований в экономике, основным критерием их эффективности. О результативности социальной политики правительства можно судить по таким показателям, как уровень и качество жизни населения. Уровень жизни характеризуется уровнем материального благополучия, размером и структурой душевого потребления. Качество жизни обусловливается наличием совокупности условий, в которых живет человек:

Это условия и безопасность труда;

Состояние среды обитания;

Культурный уровень населения;

Физическое развитие;

Физическая и имущественная безопасность человека;

Наличие и возможности использования свободного времени.

Особенностью России на данном этапе является то, что у нас одновременно идет восстановление рыночных отношений с формированием адекватной социальной политики. Для эффективного функционирования экономики важно, чтобы каждый человек, прежде всего непосредственный работник чувствовал себя уверенно, как в период его общественно полезной деятельности, так и после прекращения ее по возрасту или состоянию здоровья. Одним из благоприятных условий для социальной стабильности является социально-экономическое равновесие членов общества. Поэтому государство должно обеспечить производство тех благ, потребление которых уменьшит дифференциацию граждан страны по уровню потребления, степени неравенства по доходам в расчете на душу населения. Речь идет о так называемых общественных благах, которые все члены общества получают в равной мере независимо от величины их личных доходов. Понятно, что рынок, как регулятор экономики, безразличен к социальной стороне жизни людей. О ней должно заботиться государство, разрабатывая и реализуя социальную политику в условиях рыночной экономики.

Подведя итоги можно отметить, что мировой опыт показывает, что эффективная социально-ориентированная рыночная экономика немыслима без демократической системы распределения доходов граждан. Доходы населения определяют социальное положение в обществе, также уровень доходов каждого человека зависит от экономики страны, в которой он проживает. Таким образом, реализация результативного перераспределения доходов должна осуществляться посредством разработки государственных программ, предусматривающих конкретные меры, прежде всего в области регулирования доходов граждан, справедливого налогообложения и совершенствования системы социальной защиты граждан. В целом, общепринятым является мнение, что в соответствии со спецификой РФ целесообразно проведение политики доходов исходя из сочетания экономической эффективности и социальной справедливостью.

Динамика доходов и система их распределения является важным фактором, влияющим на положение в социальной сфере, на социальную ориентацию экономического развития страны. Главными целями при перераспределении доходов граждан можно считать: сокращение дифференциации в оплате труда по отраслям и предприятиям, снижением сезонной безработицы в сельской местности, поиск новых источников финансирования проводимой социальной политики.

Список литературы :

rosstat/Уровень денежных доходов населения в целом по России и по субъектам Российской Федерации/ дата обращения (21.12.2022)

Максимович В.П., Кулиничева К.С. Социальное неравенство населения: доходы и расходы // Территория науки. 2016. № 3. С. 182-188.(дата обращения 20.12.2022)

Нуртдинова, Д. И. Неравенство доходов населения с анализом данных Росстата / Д. И. Нуртдинова. — 2020. — № 23 (313). — С. 423-427. — URL: https://moluch.ru/archive/313/71248/ (дата обращения: 23.12.2022).

Росстат/Коэффициент джини в России /https://rosinfostat.ru/koeffitsient-dzhini/(дата обращения 22.12.2022)

fedstat.ru/ Коэффициент Джини (индекс концентрации доходов)/https://www.fedstat.ru/indicator/31165(дата обращения 22.12.2022)

Просмотров работы: 143