АНАЛИЗ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ПОДРОСТКОВ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

АНАЛИЗ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ПОДРОСТКОВ

Широкая С.В. 1
1Северный (Арктический) Федеральный университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Современный мир открывает перед человеком огромные возможности, можно найти способы развития и реализации своих способностей в разных областях жизни.

В психологии разными авторами уже давно рассматривается проблема счастья (М. Аргайл, Н. Бредборн, Е. Динер, О.С. Копина, Г.Л. Пучкова, Дж. Карпара, Н.А. Растригина, О.С. Савельева, Р.М. Шамионов, П.И. Яничев и др.). В некоторых работах и исследованиях это явление часто отождествляют со следующими феноменами: удовлетворенность жизнью, психологическое благополучие, субъективное благополучие, психологическое здоровье [4].

Можно выделить объективные показатели благополучия, например: социальное положение, критерии успешности, материальный достаток и др., но вместе с тем, на ощущение благополучия влияет то, как сам человек относится к собственной жизни, к важным для него жизненным сферам, к окружающему его миру в целом. Таким образом переживание ощущения благополучия прежде всего обусловлено субъективными факторами [2].

В 1960 годах вопросы субъективного благополучия начали изучать зарубежные психологи Кентрил (1965), Бредберн (1969), Кэмпбелл, Конверс и Роджерс (1976), Динер (1984). Американский психолог Н. Бредберн является основоположником теории о психологическом благополучии. Он так определил это понятие: психологическое благополучие — это баланс между двумя позитивными и негативными эмоциями, накапливаемыми в течение жизни [5].

Американская исследовательница К. Рифф разработала свою структуру благополучия, взяв за основу труды Н. Бредберна. В её теории в психологическом благополучии выделяются следующие структуры: самопринятие, позитивные отношения с окружающими, автономия, управление окружающей средой, цель в жизни и личностный рост.

Далее Э. Динер продолжил изучать этот феномен и ввел понятие «субъективного благополучия», который, по его мнению, является компонентом психологического благополучия и для его определения к комплексу приятных и неприятных эмоций ученый добавил структуру удовлетворения, отметив при этом, что описывать субъективное благополучие необходимо с учетом дополнительных характеристик [5].

Отечественные психологи О.В. Люсова, Д.Г. Орлова, Г.Л. Пучкова, В.Э Чудновский, Р.М. Шамионов и др. также уделяли большое внимание изучению вопросов субъективного благополучия.

Так, по мнению О.В. Люсовой [4] субъективное благополучие представляет собой эмоциональное состояние объединяющее удовлетворенность человеком различных сторон своей жизни и жизни в целом, при этом большое значение имеет и жизненный опыт, и планы человека на будущее.

Г.Л. Пучкова [5] отмечает, что субъективное благополучие личности это целостное психологическое образование, включающее оценку и отношение человека к своей жизни и самому себе, состоит из всех трех компонентов психического явления – когнитивный, эмоциональный и поведенческий (конотативный), его характеристиками являются: субъективность, позитивность и глобальность измерений.

Р.М. Шамионов [7] предложил следующее определение субъективного благополучия: это собственное отношение человека к своей жизни и процессам, которые имеют важное для неё значение с точки зрения усвоенных нормативных представлений о «благополучной» внешней и внутренней среде и характеризующееся переживанием удовлетворенности. Он отметил, что субъективное благополучие является ведущей жизненной установкой, которая выражает стремление индивида к состоянию внутреннего комфорта, душевного равновесия и ощущения счастья.

Необходимо отметить, что особенностью переживания субъективного благополучия является, то, что наличие объективных трудностей не исключается из жизни субъекта. Отношение человека к этой ситуации будет рациональным, а способ решения будет оптимальным для индивида [8].

Такие ученые как Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, С.Л. Рубинштейн в своих исследованиях доказали, что развитие ребенка неразрывно связано с окружающей его средой. Семья – первый источник, в котором ребенок получает социальный опыт, учится общаться, познает, что такое хорошо, а что плохо, что можно, а что нельзя, как реагировать и вести себя в разных житейских ситуациях. Именно в семье происходит формирование человеческой личности, привычных способов реагирования и восприятия мира. Ребенок с этим первым своим опытом пойдет в больной окружающие мир социума

Такие факторы семейной среды, как её состав, взаимоотношения между членами семьи, материальная обеспеченность, стили воспитания влияют на формирование удовлетворенности ребенка [3].

Создание условий для полноценного развития ребенка – одна из важнейших функций семьи. Формирование переживания субъективного благополучия ребенка напрямую зависит от культуры взаимодействия и общения между всеми членами семьи и семьи с окружающим социальным миром.

Только в процессе социализации при успешной адаптации к окружающему миру возникает и получает своё развитие субъективное благополучие. О.В. Люсова [4] пишет, что человек, ощущающий себя благополучно успешно, решает свои возрастные задачи развития по В.И. Слободчикову и констуктивно решает возрастные конфликты по Эриксону [4].

В связи с чем, становиться важным вопрос о том, как ощущается переживание субъективного благополучия в подростковом периоде.

В этом возрасте наиболее остро начинают играть следующие факторы: физиологические изменения организма; переходящие с предыдущих возрастных периодов проблемы; возможно наличие семейных проблем; отсутствие возможности удовлетворить свои потребности в силу ограниченности социальных институтов.

Следующие острые проблемы, которые могут стать актуальными в подростковом периоде: проблемы с учебой; ответственность и принятие решений; неготовность родителей принять взрослеющего ребенка; самоотношение и принятие себя; взаимоотношения со сверстниками [6].

Как мы видим, те проблемы, которые могут возникать в подростковом возрасте могут оказать значительное влияние на переживание субъективного благополучия.

После проведения анализа исследований можно сказать, что факторами удовлетворенностью жизнью подростков являются: способность к саморегуляции, внутренний локус контроля, оптимизм и самоэффктивность.

Результаты исследований субъективного благополучия подростков, находящихся в разных социальных условиях, показали, что более высокий его уровень наблюдается у подростков, проживающих в семьях; несколько ниже его значение, у подростков, временно живущих в отрыве от семьи; самое низкое его значение у воспитанников сиротского учреждения [1].

Таким образом, становиться актуальным вопрос о том, как подростки переживают субъективное благополучие в семьях разного типа, есть ли различие в удовлетворенности жизнью у подростков, которые воспитываются в полных семьях и семьях, где воспитанием занимается только один родитель, что будет наиболее значимым для подростков в разных типах семей.

Список литературы

1. Головей, Л.А. Структура субъективного благополучия и удовлетворенности жизнью в подростковой возрасте [Электронный ресурс] / Л.А. Головей, М.В. Данилова // Изв. Сарат. Ун-та. Нов. Сер. Акмеология образования развития. – 2019. – Т.8, вып.1 (29). — с.38-44. — Электрон. Текст. дан. — Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/n/struktura-subektivnogo-blagopoluchiya-i-udovletvorennosti-zhiznyu-v-podrostkovom-vozrast, свободный (дата обращения 04.10.2022). – Загл. с экрана.

2. Елисеева, О.А. Субъективное благополучие подростков в образовательных средах с разным уровнем психологической безопасности. [Электронный ресурс] : автореферат на соискание ученой степени ВАК 19.00.13 / Елисеева Ольга Александровна ; [Место защиты: Моск. Гор. псих.-пед.ун-т]. — Электрон. дан. – Москва, 2011.— 23 с. : ил. – Режим доступа : https://www.dissercat.com/content/subektivnoe-blagopoluchie-podrostkov-v-obrazovatelnykh-sredakh-s-raznym-urovnem-psikhologich, (дата обращения 01.07.2022), свободный. – Загл. с экрана.

3. Козлова Е.А., Ранние предикторы психологического благополучия у детей: лонгитюдное исследование. [Электронный ресурс] : автореферат дис. на соискание ученой степени ВАК 19.00.13 / Козлова Елена Александровна [Место защиты: ФГБНУ «Психологический институт РАО»] — Электрон. дан. — Москва, 2018. – 25 с. : ил. – Режим доступа : https://www.dissercat.com/content/rannie-prediktory-psikhologicheskogo-blagopoluchiya-detei-longityudnoe-issledovanie (дата обращения : 14.07.2022). свободный - Загл. с экрана.

Люсова, О.В. Субъективное благополучие: структура, подходы, формирование. [Электронный ресурс] / О.В.Люсова // Достижения вузовской науки. Психологические науки. — 2013. — с.178–183. – Электрон. Текст дан. – Режим доступа https://cyberleninka.ru/article/n/subektivnoe-blagopoluchie-struktura-podhody-formirovanie, свободный (дата обращения 10.10.2022). — Загл. с экрана.

Пучкова, Г.Л. Субъективное благополучие как фактор самоактуализации личности. [Электронный ресурс] : // автореферат диссертации на соискание ученой степени ВАК 19.00.01 / Пучкова Галина Леонидовна [Место защиты: Дал.Вост ун-т путей сообщения] – Хабаровск, 2003. — 24 с. : ил. – Режим доступа : https://www.dissercat.com/content/subektivnoe-blagopoluchie-kak-faktor-samoaktualizatsii-lichnosti, свободный (дата обращения : 04.07.2022). – Загл. с экрана.

Регуш, Л.А. Проблемы психического развития и их предупреждение (от рождения до пожилого возраста. [Текст] / Л.А. Регуш ; СПб.: Речь, 2006. – 320 с.

Шамионов, Р.М. Субъективное благополучие личности: психологическая картина и факторы. Монография [Текст] / Р.М. Шамионов ; Саратов: Изд-во «Научная книга», 2008. – 296 с.

Шамионов, Р.М. Субъективное благополучие личности как субъекта социального бытия [Электронный ресурс] / Шамионов Раиль Мунирович //Известия Сарат. ун-та. Нов.сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. – 2014. – Т.14. вып.1 –Сс. 80-86. Электрон. Текст дан. –Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/subektivnoe-blagopoluchie-lichnosti-kak-subekt a-sotsialnogo-bytiya, свободный (дата обращения 04.07.2022) – Загл. с экрана.

Просмотров работы: 130