В современном образовании происходит переориентация целей. Новые требования к развитию дошкольников подразумевают овладение ими не только предметными знаниями, но познание коммуникативной культуры, то есть искусства взаимодействия людей друг с другом. Само коммуникативное взаимодействие представляется универсальной формой развития и взаимного изменения общающихся. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования говорится о создании условий, которые будут способствовать развитию позитивной социализации дошкольников, а также инициативы партнерства со взрослыми и сверстниками. В связи с этим все более актуальными становятся вопросы изучения социального интеллекта [1].
Вопросами изучения социального интеллекта занимались Л.А. Ясюкова, О.В. Шилова, И.Ю. Исаева и другие. Однако вопросы о социальном интеллекте детей с задержкой психического развития до настоящего времени остаются малоизученными [3].
Исследование социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития нами было проведено по авторской методике Т.Д. Савенковой [2]. В эксперименте приняли участие 10 дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) и 10 детей с нормальным психофизическим развитием (Н) шестого года жизни. Количественный анализ результатов констатирующего эксперимента позволил говорить о следующем.
Таблица 1 – Сравнительный анализ количественных показателей по основным составляющим эмоционального компонента социального интеллекта, %
Показатель эмоционального компонента |
Группа детей |
Балловая система оценивания |
||||
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
||
Социальная чувствительность |
ЗПР |
40 |
60 |
- |
- |
- |
Н |
60 |
20 |
20 |
- |
- |
|
Сопереживание |
ЗПР |
40 |
30 |
- |
- |
30 |
Н |
50 |
40 |
10 |
- |
- |
В ситуациях наблюдения в режимных моментах в течение дня, показывающих навыки социальной чувствительности, а именно эмоциональной выразительности и доминирующего настроения (таблица 1), многие дети с ЗПР (60%) улыбались при встрече с педагогом и сверстниками и лишь изредка, при утреннем приеме детей, грустили и не желали заходить в группу, в течение дня, в совместной деятельности, не плакали и не раздражались по пустякам, это свидетельствует о том, что дети чаще пребывают в хорошем настроении, чем в плохом. Меньшая часть дошкольников с психофизическим отклонением (40 %) всегда встречали и провожали педагога и сверстников с улыбкой, в течение дня не вели себя агрессивно по отношению к сверстникам и педагогам, это говорит о том, что дети всегда позитивны и в хорошем настроении. Иные результаты обнаружены при наблюдении за детьми с нормальным психофизическим развитием. Среди них 60% детей всегда встречали и провожали педагога и сверстников с улыбкой, в течение дня не вели себя агрессивно по отношению к сверстникам и педагогам.
При выявлении особенностей способности к сопереживанию, у 30 % дошкольников с ЗПР были выявлены значительные затруднения в способности входить в положение других людей и ставить себя на место другого человека, при строительстве горки, дети не помогали друг другу, не интересовались происходящим ходом событий, это говорит о том, что у детей проявляется явно выраженный эгоцентризм. Часть детей с ЗПР (30%), проявляли интерес к строительству горки и к результату, старались помочь, но не доводили дело до конца. И только 40% детей данной категории с самого начала и до конца участвовали в строительстве горки, проявляли неподдельный интерес, это говорит о том, что дети способны входить в положение других людей и ставить себя на место другого человека. Дети с нормой психофизического развития (50 %), которые с легкостью справились с подобным заданием, участвовали в строительстве горки с большим интересом до самого завершения. Были и дети с нормальным психофизическим развитием (40 %), которые проявляли интерес к строительству горки и к результату, старались помочь другим, но не доводили дело до конца.
Рисунок 1 – Уровень сформированности отдельных составляющих эмоционального компонента социального интеллекта (в баллах)
Таким образом, рисунок 1, на котором представлен сравнительный анализ результатов исследования, позволяет сделать вывод: дети дошкольного возраста с задержкой психического развития имеют более низкий уровень сформированности эмоционального компонента социального интеллекта, чем их нормально развивающиеся сверстники.
Список литературы
Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.
Савенкова, Т.Д. Методика диагностики базовых параметров эмоционального интеллекта дошкольника / Т.Д. Савенкова // Вестник Московского городского педагогического университета. - Серия: Педагогика и психология. – 2017. - № 3 (41). - С. 47-53.
Ясюкова Л.А., Белавина О.В. Социальный интеллект детей и подростков / Л.А. Ясюкова. - М.: ИП РАН, 2017. – 181с.