ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ КАЛЛИГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ КАЛЛИГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Боровкова А.С. 1
1Шуйский филиал ИвГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Федеральный государственный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) предусматривает развитие у младших школьников не только предметных, но и метапредметных умений. Обучение письму, как и другие предметы в начальной школе, является фундаментом, основой для формирования у младших школьников универсальных учебных действий. Процесс письма развивает у обучающихся метапредметные умения, а именно регулятивные универсальные учебные действия. Умение регулировать свое поведение, управлять им, исправлять его – достойная основа для овладения предметными и другими метапредметными умениями.

В методике обучения письму существуют понятия «каллиграфическое письмо», «чистописание». В исследованиях Д.Б. Эльконина «каллиграфия» понимается как обобщенный показатель сформированного почерка, в котором при связном и ускоренном письме сохраняется правильная форма букв и устойчивость наклона их начертания [4]. Т.е. каллиграфическое письмо предполагает сохранение правильной формы букв и устойчивость наклона их начертания. «Чистописание» мы будем рассматривать, как синоним понятию «каллиграфия». Чистописание развивает у ребенка способность к саморегуляции, терпение, трудолюбие, чувство красоты, а также оно влияет на развитие познавательных психических процессов младшего школьника. По данным статьи «Письмо от руки благотворно воздействует на мозг», опубликованной на сайте новостного журнала Newsweek, мы выяснили, что рукописное письмо напрямую связано с активностью головного мозга. Профессор психологии и педагогики вашингтонского университета Виргиния Бернингер в своем исследовании сделала снимки головного мозга, которые показали, как при последовательной работе пальцев в процессе письма от руки активизируются отделы, отвечающие за мышление, речь и память, т.е. система временного хранения и обработки информации [2]. Не вызывает сомнения тот факт, что чистописание, каллиграфическое письмо оказывает влияние и на развитие внимания младших школьников. Во многом за счет письма оно становится произвольным, устойчивость внимания возрастает, улучшается способность переключать и распределять внимание, т.к. процесс письма требует от младшего школьника постоянного воспроизведения образа той буквы или слова, которую он планирует написать.

В исследовании Даниловой О.А., Антонова Е.А., Терешкина И.Л. проведен анализ требований программ начального образования к обучению письму в начальной школе [1]. Исследователи пришли к выводу, что внимание к каллиграфии уменьшается. Если в середине 20 века от младшего школьника требовали соблюдения наклона букв, их аккуратного начертания, правил посадки и держания ручки, устранения индивидуальных отклонений от нормы написания отдельных элементов букв, то к концу века эти нормы сводятся лишь к «закреплению графически правильных букв и способов соединения их в слове». Объем часов, выделенных на чистописание в начальной школе, также уменьшается: в 1955 г. – 2 часа в неделю, в 1986 г – только час. Таким образом, четкие, подробные требования к каллиграфии письма ушли из программ начального образования уже в конце 20 века.

ФГОС НОО от 31 мая 2021 года уделяет минимальное внимание развитию каллиграфических навыков младших школьников. Стандарт нацеливает на то, чтобы школьники умели «списывать текст с представленного образца, писать под диктовку в соответствии с изученными правилами» [3]. О правильном начертании букв, наклоне, написании без искажений букв речи не идет.

Вместе с тенденцией ухода детальных требований в федеральных государственных стандартах от каллиграфии письма, исследователи отмечают рост количества детей с трудностями в обучении письму и нарушениями письма [1]. Учителя начальных классов, логопеды также подтверждают этот факт. Проблема на наш взгляд серьезная, актуальная, ее необходимо решать.

Мы провели опрос среди учителей начальных классов Ивановской области с целью выяснения их отношения к вопросу развития каллиграфических навыков младших школьников. В опросе приняло участие 25 человек. 48% респондентов считают, что уроки чистописания необходимо возвращать в школьную программу. Учителя уверены в том, что навык чистописания нужен ребенку для того, чтобы его работа аккуратной, понятной для него самого и для других, также чистописание развивает зрение, память, усидчивость, стрессоустойчивость. Эти качества необходимы ребенку и в учебе, и в жизни. Мы согласны с этим мнением. Некоторые педагоги считают, что каллиграфическое письмо не актуально в современном ритме жизни. Результаты опроса представлены в таблице (Таблица 1).

Всего опрошенных – 25 человек

Вопросы

Ответы

 

Количество человек

Процент

1. Стаж работы

   

1-5 лет

4

16%

5-10 лет

3

12%

10-20 лет

5

20%

Более 20 лет

13

52%

2. Уделяете ли Вы время развитию каллиграфических навыков младших школьников

   

Да, конечно

23

92%

Нет, не уделяю

1

4%

Очень редко

1

4%

3. Сколько раз в неделю Вы проводите минутки чистописания?

   

Стараюсь проводить на каждом уроке русского языка

12

48%

2-3 раза в неделю

8

32%

1 раз в неделю

3

12%

Считаю, что это не нужно

2

8%

4. Сколько времени на уроке Вы обычно уделяете минутке чистописания?

   

5-7 мин.

6

25%

3-5 мин.

10

41,7%

1-2 мин.

8

33,3%

5. На какие психические познавательные процессы влияют занятия каллиграфией/чистописанием?

   

Внимание

19

76%

Память

16

64%

Восприятие

15

60%

Мышление

12

48%

Воображение

10

40%

Речь

10

40%

Таблица 1. Выявление отношения учителей начальных классов к проблеме развития каллиграфических навыков младших школьников

Анализ результатов опроса показал, что большинство опрошенных учителей начальных классов считают важным развивать каллиграфические навыки младших школьников. Они стараются уделять время развитию этого навыка на каждом уроке русского языка. Учителя также считают, что занятия чистописанием развивают психические познавательные процессы учеников, а именно внимание, восприятие, мышление. Конечно, мы не можем говорить об истинности этого утверждения без проведения соответствующего эксперимента.

Проблема влияния занятий каллиграфией/чистописанием на личность младшего школьника очень широка, эта область открыта для исследований и экспериментов.

Таким образом, каллиграфическое письмо – это письмо, которое предполагает сохранение правильной формы букв и устойчивость наклона их начертания. Занятия чистописанием формируют волевые качества личности, терпение, трудолюбие, усердие, развивают познавательные психические процессы. Мы выяснили, что требования федеральных государственных стандартов начального общего образования к развитию навыков каллиграфического письма менялись с течением времени и на данный момент сошли практически на нет. В ходе проведенного опроса мы пришли к выводу о том, что несмотря на отсутствие требований современного Стандарта к каллиграфическому письму, работу по формированию каллиграфических навыков необходимо проводить.

Список литературы:

Данилова О.А. Современная отечественная практика обучения младших школьников каллиграфическому письму: подходы, технологии, учебно-методическое обеспечение / Данилова О.А., Антонов Е.А., Терешкин И.Л. // Современное образование. – 2020. – №3. – С.49-58.

Письмо от руки благотворно воздействует на мозг [Электронный ресурс] // Newsweek: новост. журн., 2016. URL: https://inosmi.ru/science/20160605/236764129.html (дата обращения: 16.12.2022 г).

Федеральный государственный стандарт начального общего образования от 31 мая 2021 г. https://www.garant.ru/

Чтение и письмо по системе Д.Б. Эльконина. Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1993. – 318 с.

Просмотров работы: 114