Новые цифровые технологии являются одним из важнейших элементов современной системы образования. Учителя и учащиеся, которые хотят добиться максимальных результатов в образовательном процессе, плодотворно используют цифровые технологии. Для организации быстрого автоматизированного взаимодействия между участниками образовательного процесса перспективным направлением является использование чат-ботов.
Чат-бот (от англ. chat – болтать, bot – робот) – это компьютерная программа, которая может «общаться» с человеком на обычном языке посредством текста или голоса, взаимодействие с которой осуществляется через простой, интуитивно понятный интерфейс.
Вопросами эффективной организации образовательного процесса и чат-ботов, как перспективным направлением в сфере информационных технологий занимаются многих ученые и исследователи, среди которых Белоус Е., Зильберман Н.Н., Иванов А.Д., Иванова Е.Г., Кузнецов В.В., Чивилев А.А. [1, 2, 3, 4, 5, 7]. Особое место занимает поиск эффективной обратной связи между учащимися и учителями в цифровом пространстве. Хотя сегодня в системе разных уровней образования использование чат-ботов представлено не так широко, эта технология рассматривается как перспективная и удобная, которую может освоить и использовать каждый участник образовательного процесса (учителя, учащиеся, администрация образовательных учреждений).
Влияние, которое чат-боты могут оказать на образование может изменить подход к образованию, внедрив новые образовательные принципы, разработанные в дополнение к традиционным методам, используемым учителями в своей профессиональной деятельности [6]. Чат-боты могут сыграть важную роль в передаче педагогического контента, охватывая широкий спектр предметов с использованием мультимедийного контента.
Использование чат-ботов позволяет значительно расширить арсенал новых подходов к методам оценки учащихся и их подготовки, получая обратную связь в режиме реального времени. Чат-бот во многих случаях убедительно моделируют поведение человека как собеседника и повышают привлекательность технологии, завоевывая доверие пользователей. Следует отметить, что чат-бот в образовании является очень эффективным инструментом, но он никогда не сможет заменить преподавателя.
В ходе опроса преподавателей разных ступеней образования, было выявлена необходимость дополнительного изучения вопросов разработки чат-ботов для организации образовательного процесса. Всего было опрошено 50 преподавателей. С технологией чат-бот знакомы 66% респондентов, 42% признаются, что никогда не имели опыта общения с чат-ботами на различных сайтах или в мессенджерах, 44% редко используют технологию чат-бота и лишь 14% использую часто. Больше половины опрошенных (58%) не знают примеров использования чат-ботов в образовательной деятельности, также 64% опрошенных считают, что чат-бот можно использовать только для общения и обратной связи с учениками, 20% посчитали, что чат-бот никак нельзя использовать в образовании, из чего можно сделать вывод, что люди не знакомы с функциями чат-ботов и их применением в образовательной сфере. Тем не менее, 60% преподавателям хочется узнать, что такое чат-бот и как его использовать, 38% хочется научиться создавать собственный чат-бот и лишь 8% считают, что им это никогда не пригодится.
Выделим несколько этапов разработки чат-ботов.
Этап 1. Поиск ответа на вопрос «Для чего создавать чат-бот?»
На этом этапе педагог должен ответить на следующие вопросы.
Какие в вашей работе есть рутинные и повторяющиеся задачи?
Какие однотипные вопросы задают вам учащиеся/родители в течении дня, в течении изучения определенной темы/ главы?
Можно ли легко автоматизировать эти запросы?
Насколько для вас важна их автоматизация?
Как это повлияет на вашу работу и других участников образовательного процесса?
Этап 2. Выбор подходящего конструктора для создания чат-бота.
Конструкторы отличаются по функционалу и возможностям. Чтобы выбрать подходящий, необходимо обратить внимание на следующие моменты:
Наличие NLU-сервиса (если планируется создать умного чат-бота, который понимает живую речь пользователя).
Количество поддерживаемых каналов и интеграций (если планируется подключать бота к разным соцсетям или мессенджерам).
Шаблоны и готовые решения, а также возможность делать бота без программирования (если нет возможности нанимать разработчиков и нужно будет реализовывать чат-бота своими силами).
Примеры конструкторов для создания чат-ботов:
Puzzlebot (https://puzzlebot.top/)
Botmother (https://botmother.com/)
Aimylogic (https://aimylogic.com/)
Результатом работы на данном этапе будет выбор конструктора, подходящего под решение необходимых педагогических задач.
Этап 3. Написание сценария для чат-бота.
На этом этапе педагогу важно собирать информацию о пользователях его чат-бота:
Кто ваши пользователи – ученики, родители, коллеги? Это поможет понять, в какой тональности с ними общаться, какие слова использовать.
Что пользователи хотят сделать? Какие проблемы хотят решить? Например, организационные вопросы по расписанию, консультации по предмету, прохождение тестов для подготовки к контрольным работам, скачивание материалов для домашней или проектной деятельности. Ответ на эти вопросы поможет составить список распространенных проблем или задач, а также список решений.
Какие слова или фразы они используют, говоря о своих проблемах? Ответ поможет понять, как пользователи будут формулировать свои вопросы, чтобы в дальнейшем бот мог их понять.
Придумайте как будете общаться с пользователем. Какую речь будет использовать бот при общении с пользователем. Как он обращается к нему — на «ты» или на «вы»? Использует молодежный «сленг» или профессиональные термины?
Составьте базу вопросов и ответов.
4. Сначала необходимо составить простые диалоги. Затем отслеживать эти диалоги и улучшать сценарий.
Рис. 1. Пример схемы диалога
Этап 4. Выбор каналов для размещения чат-бота
На этом этапе педагог должен найти ответы на вопрос «Какие соцсети и мессенджеры используют ваши пользователи?»
Можно опубликовать бота сразу в несколько каналов. В этом случае нужно быть готовым адаптировать логику диалогов под новую площадку. У каждого канала есть особенности, которые могут повлиять на сценарий бота.
Таким образом, создание чат-бота – поэтапный процесс, который включает в себя определение цели его разработки и конкретизацию задач, которые он будет решать; выбор конструктора, который наилучшим образом подходит под поставленные задачи; создание сценария диалогов для взаимодействия чат-бота с пользователями; размещение в подходящих социальных сетях и мессенджерах. Чат-бот является перспективным инструментом в организации образовательного процесса. Включение образовательных материалов по создания чат-ботов в процесс подготовки будущих педагогов стимулирует развитие профессиональных компетенций, особенно востребованных в современном мире.
Список литературы:
Белоус Е. Как чат боты создают ценность для вашего бизнеса [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.marketing.spb.ru/lib-comm/dm/bot.htm (дата обращения 20.12.2022)
Зильберман Н. Н. Технологии виртуальных собеседников и формы речевого взаимодействия // Гуманитарная информатика. 2009. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologii-virtualnyh-sobesednikov-i-formy-rechevogo-vzaimodeystviya (дата обращения: 20.12.2022).
Иванов А.Д. Чат-бот в Telegram и ВКонтакте как новый канал распространения новостей // Вестник ВУиТ. 2016. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/chat-bot-v-telegram-i-vkontakte-kak-novyy-kanal-rasprostraneniya-novostey (дата обращения: 20.12.2022).
Иванова Е. Г. Интеллектуальные диалоговые интерфейсы в системах электронной коммерции // Известия ЮФУ. Технические науки. 2007. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/intellektualnye-dialogovye-interfeysy-v-sistemah-elektronnoy-kommertsii (дата обращения: 20.12.2022).
Кузнецов В.В. Перспективы развития чат-ботов // Успехи современной науки. — 2016. — № 12, 16-19 с.
Фирсова Е.А. Перспективы использования чат-ботов в высшем образовании. // В сборнике: Совершенствование учебно-методической работы в университете в условиях изменяющейся среды. Сборник трудов II национальной межвузовской научно-методической конференции. 2018. С. 188-193.
Чивилёв А.А. Межличностная коммуникация с виртуальными собеседниками в пространстве современной культуры [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moluch.ru/conf/artcult/archive/195/10338/ (дата обращения 20.12.2022).