Применение инноваций в банковской сфере - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Применение инноваций в банковской сфере

Романова Ю.А. 1, Репникова Н.П. 1, Зиновьева И.С. 1
1Воронежский государственный лесотехнический университет имени Г.Ф. Морозова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На сегодняшний день инновации играют значимую роль в развитии основных сфер человеческой деятельности – духовной, социальной, политической, экономической и достигли высокого уровня, в том числе и в банковской сфере. В развитых странах появился новый тип государственного экономического развития – инновационный, который является ядром постиндустриальной революции. В текущих новациях имеет место микроэлектроника и информационные системы, позволяющие в наглядной форме моделировать предметную область, анализировать модель на всех стадиях разработки.

Следовательно, у банков появилась перспективная возможность применять инновационные средства, интернет, сотовую связь в работе с клиентской базой. Занять высокое положение на рынке услуг и выжить в условиях конкуренции позволило именно динамичное внедрение банковских инноваций, доступные на дистанционном обслуживании розничных потребителей [5].

В соответствии с процессным подходом инновации можно определить как введение в экономический оборот новых технологий и бизнес-процессов [6]. На примере социологического опроса рассмотрим отношение молодежи к инновационным методам платежей в банковском деле.

Исследование предпочтений молодежи в современных способах платежей определяется активной популяризацией и многообразностью технологичных средств. Анализ предпочтений молодежи использования банковских услуг показало их экномическое поведение в области различных способов операций и их перспективности (рис. 1).

Рисунок 1 – Частота использования банковских услуг молодежью

за 2020-2021гг.

Сумма долей превышает 100%, так как некоторые инновации относились к нескольким продуктам одновременно.

Таким образом, исследования показали, что 95% респондентов используют интернет-банкинг, чтобы просмотреть остаток по счетам, получить выписки, проверить последние транзакции и т.п. Еще 70% заводят кредитные карты и оформляют кредит, 52% применяют различные финансовые операции для извлечения прибыли. Также 43% молодежи «внедряют в свой кошелек» банковские дебетовые карты для удобства оплаты товаров и услуг даже через интернет-магазины с помощью платежных операций. Лишь 17% пользовались международными переводами до февраля 2022 г. Ценные бумаги почти не пользовались спросом, т.к. занимают около 13%. И, наконец, по 10% занимают банковские ячейки и вклады, которые практически не пригодились молодежному обществу.

В результате можно сделать вывод, что актуальные способы платежей применяет большинство молодого поколения. В выборе и принятии решения человек опирается на свое восприятие реальности происходящего. Его позитивный взгляд на электронные платежные инструменты способствует освоению банковских карт и использованию безналичных расчетов.

Используя интернет-технологии в банковской деятельности, нужно учесть, что в нынешних условиях денежно-кредитной политики страны растет уровень конкуренции, в том числе и между интернет-банками. При этом перечень предоставляемых разными банками услуг разнится. Внедряя инновации в сфере интернет-банкинга, не стоит забывать о зарождении технологических «гигантов» в области информационных новшеств, например, Microsoft, Sony, IBM, Yahoo, которые представляют опасность банковской монополии. Наряду с этим у традиционных банков увеличивается число конкурентов, которые относятся к новой категории бизнеса. Вместе с тем, начинает развиваться рынок интернет-банкинга и телекоммуникаций, в результате чего, по мнению некоторых ученых, останется лишь мизерное количество конкурентов [3-5]. Многие банковские организации стремятся к формированию эффективной сетевой структуры управления бизнесом, характерной для крупных традиционных корпораций.

Появление различных форм цифровых инноваций в банковской сфере считается одной из важнейших задач продвижения экономики России. На примере рисунка 2 проанализируем инновационные технологии, которые планируют развивать российские банки в ближайшие 2 года, способствующие повышению эффективности их деятельности.

По данным рисунка 2 очевидно лидерство искусственного интеллекта, который занимает 72% развития всех инновационных технологий.

Рисунок 2 – Топ-5 технологий для повышения эффективности российских банков

61% занимает предиктивная аналитика, которая является областью статистики и занимается поиском информации и применением ее для прогнозирования будущего поведения объектов и субъектов с целью принятия оптимальных решений. Одинаковая доля приходится на продвижение чат-ботов (56%), замещающих при необходимости человеческий разум, и RPA-технологии с заменых ручных процессов роботами, которые выполняют всю работу на основе встроенной логики (иногда с искусственным интеллектом) без вмешательства человека. На последнем месте (44%) остается OCR, т.е. электронный перевод и распознавание текста с помощью механических машин.

Таким образом, невзирая на то, что банковский сектор играл важную роль в экономике страны на протяжении десятилетий, множество работников, которые занимают передовые позиции, скорее всего, окажут меньшее влияние на повышение эффективности данной отрасли, так как в ближайшее время их рабочие места станут поддаваться автоматизации. Успех перехода к новым процессам и подходам во многом зависит не от финансирования, а от подходов к управлению и грамотности сотрудников в их работе [4].

Однако, несмотря на возникновение подобных передовых технологий, человек не должен забывать о том, что он не должен быть заменим обычными машинами. Банковская сфера хоть и включила в свою работу инновационную систему и снабжает ее необходимыми ресурсами, она также затрачивает значительные средства на повышение квалификации и профессиональный рост персонала. Инновации в банковском деле представляют собой новый банковский продукт и виды операций, применяемые для развития организации и эффективности ее деятельности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Билалова Н.Д. Финансовые инновации в системе корпоративного управления. [Электронный ресурс]: Режим доступа: finansovye-innovatsii-v-sisteme-korporativnogo-upravleniya.pdf

Вайн, С. Оптимизация ресурсов современного банка / Саймон Вайн. – 2-е изд., доп. и перераб. – Москва: Альпина Паблишер, 2020. – 196 с.

Зиновьева И.С., Пантелеева А.Г. Банковская сфера в 2021 году: тенденции и перспективы // СТУДЕНЧЕСКИЙ НАУЧНЫЙ ФОРУМ – 2022: материалы XIV Международной студенческой научной конференции. 2022. Режим доступа: https://scienceforum.ru/2022/article/2018031905

Тенденции и перспективы развития финансовых инноваций в банковском бизнесе России. [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tendentsii-i-perspektivy-razvitiya-finansovyh-innovatsiy-v-bankovskom-biznese-rossii

«Цифровые технологии в российских компаниях». [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://bosfera.ru/bo/bezchelovechnyy-banking

Челноков, В. А. Банки и банковские операции / В.А. Челноков. - Москва: Наука, 2020.

Просмотров работы: 28