Процессный подход в управлении качеством и безопасностью работ в транспортной отрасли - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Процессный подход в управлении качеством и безопасностью работ в транспортной отрасли

Лиманчук Л.Н. 1, Топузян А.А. 1, Мушегян А.О. 1, Василенко Е.А. 1
1Российский университет транспорта
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современном мире, который бурно развивается по экономическим законам рыночных отношений, удовлетворение на высоком уровне требований и желаний потребителя выходят на первое место, т.е. высокая активность заказчиков и потребителей в употреблении продуктов производства и услуг напрямую зависит от качества производимого товара и от качества предоставления услуги.

Жесткие условия нестабильности в экономике страны заставляют производителей непрерывно совершенствовать систему управления качеством на производстве и в сфере предоставления услуг, т.к. высокое качество продукции и минимальные затраты обеспечивают компании конкурентоспособность на рынке, а значит и возможность постоянно обновлять ассортимент продукции и услуг, разрабатывать и внедрять инновационные продукты производства и технологические методы, совершенствовать управленческий аппарат и проводить мероприятия по повышению мотивации сотрудников.

Создание благоприятных условий для деятельности компании в целом, напрямую зависит от политики и поставленных целей руководства, т.к. внедрение и реализацию новейших методов и направлений по улучшению качества производимой продукции и услуг, в первую очередь зависит от руководства и финансовых возможностей компании. Тем не менее, за последние годы бурного развития рыночных отношений, все больше компаний внедряют новейшие системы управления качеством на производстве и услуг в соответствии с национальными и международными стандартами качества ( ГОСТ Р ИСО; ISO 9000; ISO 14000 ).

Качество необходимо для полного удовлетворения требованиям заказчика (потребителя) и оно делится на качество производственного процесса, качество продукции и качество услуг в соответствии со стандартами ISO серии 9000. Но, качество в процессах производства продукции и услуг – это конечный результат, который оценивается в соответствии с нормативами и стандартами. Для эффективного достижения высокого уровня качества необходимо создать систему управления, которая интегрирует все аспекты и направления производственных процессов, т.е. способствует комплексному и системному выполнению необходимых мероприятий по повышению качества.

Создание качественного продукта или услуги является довольно сложным и долгим процессом, так как требования потребителя меняются в зависимости от: экономической обстановки в стране, научно-технического прогресса в данной отрасли; от воздействия внешних факторов и стабильности внутренних факторов развития рынка и т.д. Также необходима высокая квалификация и профессионализм персонала, зависящий от постоянного обучения и мотивации.

Управление качеством является комплексным и системным подходом, учитывающим все факторы, влияющие на качество конечного продукта и процессы производства. Поэтому, в соответствии со стандартом ГОСТ Р ИСО 9001-2019, важнейшую роль играет процессный подход, учитывающий взаимодействие всех процессов в компании с целью достижения хороших результатов деятельности компании и повышения ее конкурентоспособности на рынке в данном сегменте функционирования.

Политика создания системы управления качеством на основе системы менеджмента качества (СМК) базируется на трех основных принципах (рис. 1).

Рис. 1. - Политика предприятия в области качества

Три основных направления реализации управления качеством:

обеспечение качества;

управление качеством;

улучшение качества.

Основной принцип управления качеством - это постоянное совершенствование процессов, улучшающих результаты качества производства, продукции и услуги.

Управление качеством процессов эксплуатации - это обеспечение необходимой эксплуатационной надежности и безопасности. Процессный подход управления качеством эксплуатации способствует результативности и эффективности организации процессов для достижения намеченных результатов. А риск - ориентированный подход способствует выявлению и предупреждению возникновения факторов, влияющих: на надежность, безопасность, долговечность, ремонтопригодность эксплуатации.

Риск-ориентированный подход позволяет создать систему "раннего предупреждения" образования негативных факторов, что позволяет компании сэкономить ресурсы компании (финансовые, материальные, трудовые и т.п.); повысить производительность компании, так как значительно сократятся сроки выполнения заказов, повысится качество обслуживания, повысятся конкурентные позиции на рынке.

Управление качеством эксплуатации способствует сокращению количества отказов, несоответствий и отклонений от нормативного регламента, которые создают условия для возникновения дефектов и брака. В риск-ориентированном подходе главным является определение критерий качества и создание системы последовательного применения корректирующих мероприятий минимизации количества брака.

Компания должна разработать план реализации этапов управления качеством эксплуатации и определить процессы, необходимые для достижения намеченных результатов. Сравнение текущих результатов процесса с запланированными результатами качества эксплуатации является главным направлением управления качеством в компании.

В соответствии со стандартом качества ГОСТ Р ИСО 9001-2019, компания должна: "определить процессы, необходимые для СМК и их применение в рамках компании:

определить требуемые "входы" и ожидаемые "выходы" этих процессов;

определить последовательность и взаимодействие этих процессов;

определять и эффективно применять критерии и методы (включая мониторинг, измерения, контроль и т.п.);

определять ресурсы, необходимые для эффективной реализации этих процессов, обеспечивая их доступность;

распределять обязанности, ответственность и полномочия в отношении этих процессов;

учитывать риски (риск-ориентированный подход) и возможности их предотвращения;

оценивать текущие результаты процессов, проводить сравнение с запланированными результатами этих процессов, иметь возможность вносить всевозможные изменения и корректировки, необходимые для обеспечения того, что процессы достигают намеченных результатов;

улучшать процессы и систему менеджмента качества в целом [1].

Для успешного функционирования системы управления качеством эксплуатации необходимо поддерживать процессы статистического мониторинга и контроля параметров эксплуатации с занесением полученных результатов в учетные записи, т.е. организовать документированную информацию для обеспечения эффективной работы процессов в компании. Документированная информация должна регистрироваться в обязательном порядке по мере ее создания и сохраняться на срок, предусмотренный регламентом компании для обеспечения стабильного контроля за процессами с целью сравнения с запланированными результатами. Это позволит в системе управления качеством выявить "узкие" места в процессах, разработать план корректировки с целью исправления, что позволит значительно увеличить эффективность и качество процессов эксплуатации [2].

С целью улучшения управления качеством необходимо внедрять новые современные технологии ремонта и технического обслуживания, а также современные структуры управления и организации [3]. Существенным результатом повышения эффективности управления качеством ТО и ТР является внедрение гибкости в процессы проведения специализированных работ (рис. 2).

При взаимодействии с внешними процессами эксплуатации и внутренними процессами обслуживания (важно отметить - гарантийного обслуживания), происходят закономерные изменения в нормативно-технических и технологических характеристиках производственного ремонта, следовательно, компании наиболее важно вовремя адаптировать свое производство под текущие изменения. В процессах технического обслуживания и технического ремонта, важнейшую роль в улучшении системы управления качеством играет производственная адаптация компании.

Рис. 2. - Адаптационная гибкость производственных систем управления качеством

При процессном подходе разработки и внедрения бизнес-процессов, которые являются основой повышения производительности и качества, особое место занимает гибкость:

организационная, "безболезненный" переход на новые системы организации компании с целью повышения ответственности руководства и компетентности отделов, департаментов и т.п.;

управленческая, эффективное применение одной из моделей управления компанией, соответствующей специфике ее функционирования;

производственная, универсальность и приспособляемость процессов к изменениям инструкций операционного технологического цикла, освоение новых технических методик и операций (модульность, переналадка оборудования, выполнение новых маршрутных карт технологии ремонта и обслуживания, использование новейших технологий и соответствующих информационных программ);

управление персоналом, максимальное участие персонала компании во всех программах не только производства, но качества, обеспечение прозрачности выполнения процессов, применение стимулирующих и мотивирующих программ внутри компании и т.д.;

управление ресурсами: минимизация расхода материальных, финансовых, трудовых ресурсов, экономия времени производства за счет внутренних регламентов производственных процессов, постоянный контроль за качеством выполняемых операций с разработкой корректирующих мероприятий по устранению дефектов и брака, внедрение риск -ориентированного подхода раннего предупреждения возникновения ошибок, отказов, аварий и т.д.

Главный критерий гибкости процессов ремонта и технического обслуживания – это минимум затрат на переходный период системы производства по оказанию необходимых технико-ремонтных работ из одного функционального уровня в другой при высоком уровне и результативности управления качеством [4].

В сфере железнодорожно-ремонтных работ, система управления качеством имеет свои ключевые особенности и характеристики, которые имеют важную роль при анализе основных характеристик качества процессов технического обслуживания, технического ремонта и технической эксплуатации в данной сфере деятельности компании.

Список литературы и источников:

Конституция Российской Федерации. Герб. Гимн. Флаг. Актуальное законодательство. С изменениями, внесенными Федеральными конституционными законами от 4 октября 2022 г. Об образовании новых субъектов Российской Федерации.

Луцкий С.Я., Шепитько Т.В., Токарев П.М., Дудников А.Н. Строительство путей сообщения на Севере. М.: ЛАТМЭС, 2013. - 286 с.

Гуськова М.Ф., Смирнов А.И. Анализ факторов, влияющих на интеграционные процессы транспортных компаний // Экономика и управление в машиностроении. - 2022. - № 2. - С. 4-9.

Исаева А.А., Школьник И.С., Рогов А.А. Вероятностно-статистический анализ потоков событий технических несоответствий в транспортных системах // Сборник научных статей аспирантов РУТ (МИИТ) «Аспирантские чтения» [Текст]. М.: Перо, 2021. — С.88-95.

Просмотров работы: 29