Актуальность вопросов повышения качества пассажирских перевозок дальнего следования является, несомненной. В соответствии с современными тенденциями развития железнодорожного пассажирского подвижного состава в Российской Федерации одной из приоритетных задач является повышение качества обслуживания [1]. Существенное влияние на уровень предоставления услуг пассажирам оказывают возникающие неисправности при осуществлении перевозок, что также отражается на репутации компаний.
Согласно Стратегии развития ОАО «РЖД» до 2030 года можно выделить основные задачи в направлении повышения качества обслуживания:
- удержание лидирующих позиций в сфере пассажирских перевозок путем повышения показателей безопасности, эффективности услуг инфраструктуры;
- увеличение клиентоориентированности пассажиров путем повышения качества предоставленных услуг при условии сохранения конкурентоспособной стоимости цены за перевозку;
- увеличение доли пассажирооборота в высокоскоростном сообщении на двадцать процентов;
- обновление пассажирской инфраструктуры с использованием инновационных технологий.
Эффективное управление по выявлению отказов и их причин на железнодорожном транспорте приводит к улучшению качества предоставляемых услуг для пассажиров и позволяет повысить лояльность к железнодорожному транспорту, что в свою очередь приводит к повышению спроса на пассажирские перевозки [3]. Для привлечения максимального количества пассажиров качество предоставляемых услуг должно соответствовать стандарту, а, по возможности, превосходить ожидания [4]. В таблице 1 представлены факторы, оказывающие влияние на качество транспортного обслуживания в пассажирских перевозках.
Таблица 1. - Влияние факторов на качество транспортного обслуживания в пассажирских перевозках
Факторы, оказывающие влияние на качество транспортного обслуживания в пассажирских перевозках |
|||
Техническое состояние поезда и железной дороги |
Организация и технология процесса следования поезда |
Безопасность поездки |
Стоимость поездки поездом |
Уровень содержания железнодорожного полотна |
Соблюдения расписани движения поезда |
Наличие средств противопожарной безопасности |
Стоимость билетов |
Внешний видвагона (чистота, повреждения) |
Питание, включенное в стоимость билета |
Наличие средств оказания первой помощи |
Стоимость питания в вагоне-ресторане |
Интерьер вагона |
Уровень чистоты и новизны постельного белья |
Наличие аварийных выходов |
Сопутствующие расходы |
Наличие системы кондиционирования воздуха |
Наличие Интернета в вагонах |
Исправное состояние перил, ступенек, дверей |
Стоимость услуги питания и прочих услуг, включенных в стоимость билета |
Тип санузлов |
Продажа продуктов питания к чаю |
Исправное состояние ручного тормоза |
|
Конструкция верхних и нижних полок для размещения пассажиров |
Безопасность и допустимый вес перевозки багажа |
||
Наличие душа |
Компетенция обслуживающего персонала |
||
Наличие вагона-рестоана в составе поезда |
В соответствии с нормативным документом ГОСТ Р 56461-2015 понятие «транспортная услуга» имеет следующее определение: «Результат деятельности исполнителя транспортной услуги по удовлетворению потребностей пассажира, грузоотправителя и грузополучателя в перевозках в соответствии с установленными нормами и требованиями» [5].
В настоящее время в соответствии с ГОСТ Р 51004-96 к пассажирским перевозкам предъявляются основные требования к показателям качества (рис. 1, 2, 3). Для обеспечения терминологического единства при выборе показателей качества транспортных услуг в пассажирских перевозках служит ГОСТ 51004-96 «Услуги транспортные, пассажирские перевозки. Номенклатура показателей качества». В соответствии с этим документом существует следующая классификация показателей качества пассажирских перевозок [2].
Принятие в учет научные и технические достижения
Рис. 1. - Требования к показателям качества, применяемые к пассажирским перевозкам
Показатели информационного обслуживания характеризуют особенности пассажирских перевозок, обусловливающие периодичность доведения до пассажиров и населения сведений, необходимых для принятия правильных решений в процессе их транспортного обслуживания (рис. 2).
Рис. 2. - Показатели качества пассажирских перевозок
Рис. 3. – Показатели информационного обслуживания
Показатели комфортности характеризуют свойства пассажирских перевозок, обусловливающие создание необходимых условий обслуживания и удобства пребывания пассажиров на транспортном средстве в начально-конечных и транзитных пунктах на основании нормативных документов, утвержденных в установленном порядке (рис. 4).
Рис. 4. – Показатели комфортности
Показатели своевременности характеризуют свойства пассажирских перевозок движение поездов по расписанию с учетом установленного интервала движения (рис. 5).
Рис. 5. – Показатели своевременности
Показатели сохранности багажа характеризуют свойства пассажирских перевозок, обусловливающие перевозку багажа без потерь и повреждений (рис. 6).
Рис. 6. – Показатели сохранности багажа
Показатели безопасности транспортных услуг характеризуют особенности пассажирских перевозок, обусловливающие при их выполнении безопасность пассажиров (рис. 7).
Рис. 7. – Показатели безопасности транспортных услуг
Надёжность транспортных услуг характеризует особенности пассажирских перевозок, определяющих безотказную работу в течение рейса или другого заданного интервала времени (рис. 8).
Рис. 8. – Показатели надежности транспортных услуг
Таким образом, высокий уровень качества при обслуживании пассажиров на транспорте имеет социальное и экономическое значение и очень часто определяет показатель удобства жизни населения. Качественное исполнение пригородным пассажирским транспортом своей основной задачи является важнейшим условием для воспроизводства рабочей силы, влияет на рост производительности труда, способствует росту культурного уровня жителей.
Список литературы и источников:
ГОСТ Р ИСО 9001-2015 «Системы менеджмента качества. Требования». – Москва. Стандартинформ. – 2015г.
Дроздов П. А. Основы логистики / П.А. Дроздов. – М.: Издательство Гревцова, 2021. - 208 c.
Рахаев В.А., Кузина Е.Л., Василенко М.А. Планирование пассажирских железнодорожных перевозок дальнего следования. Эконометрическое моделирование // Компетентность / Competency (Russia). – 2022. - № 3. - С. 30-33.
Рахаев В.А., Кузина Е.Л., Василенко М.А. Разработка путей сокращения отказов при эксплуатации пассажирских вагонов // Наука и бизнес: пути развития. - 2022. - № 4. – С. 152-154.
Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ (ред. от 23.04.2022) "Об обществах с ограниченной ответственностью" [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_17819/