Факторы формирования политики в области качества в производственных системах - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Факторы формирования политики в области качества в производственных системах

Василенко М.А. 1, Карпова И.С. 2, Лиманчук Л.Н. 2, Рыскин Д.Ю. 2
1Ростовский государственный медицинский университет
2Российский университет транспорта
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Повышение качества продукции в значительной мере определяет выживаемость предприятия в условиях рынка, темпы технического прогресса, внедрения инноваций, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии, а также способствует расширению доли рынка.

Основное место в оценке качества продукции или услуг отводится потребителю, а стандарты, законы и правила (в том числе и международные) лишь закрепляют и регламентируют прогрессивный опыт, накопленный в области качества [1].

Представление о качестве постоянно изменяется. Качество, удовлетворяющее потребителя год назад, может уже не отвечать его требованиям в этом году, поэтому организации должны постоянно отслеживать ситуацию в мире, быть в курсе всех событий, предугадывать вкусы, мнения, пожелания и требования людей. Быстро изменяющиеся предпочтения и вкусы людей заставляют производителей искать новые пути для создания более совершенного продукта или услуги. Повышение качества выпускаемой продукции расценивается в настоящее время как решающее условие её конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках. Конкурентоспособность продукции во многом определяет престиж страны и является решающим фактором увеличения её национального богатства [2].

В условиях рыночных отношений в любых организациях актуальность проблемы управления качеством определяется его направленностью на обеспечение такого уровня качества продукции и услуг, который может полностью удовлетворять все запросы потребителей. Высокое качество продукции и услуг является самой весомой составляющей, определяющей их конкурентоспособность. Без обеспечения стабильного качества, соответствующего требованиям потребителей, невозможно рационально интегрировать национальную экономику в мировое хозяйство и занять в ней достойное место. Процессы интеграции в современных условиях развития мирового сообщества объективно необратимы, поэтому современная концепция управления качеством продукции и услуг при достижении всех целей и задач функционирования предприятий и организаций предполагает ее обязательный приоритет среди других направлений управления.

В рыночной экономике проблема качества является важнейшим фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной безопасности. Качество - комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности. Важнейшей составляющей всей системы качества является качество продукции. В современной литературе и практике существуют различные трактовки понятия качества.

В соответствии со стандартом ISO 9000:1994, качество - это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.

Немецкое общество качества дает следующее определение: качество есть совокупность свойств и признаков изделий или процессов, которые обуславливают степень их пригодности для использования по назначению.

Обеспечение качества, важнейшего показателя продукции, зависит от совместного действия многих внутрипроизводственных и внепроизводственных факторов:

инженерные (технические), определяющие технический уровень, надежность и другие показатели конструкции выпускаемого изделия; состояние технической документации;

производственные (технологические), определяющие уровень и состояние технологической подготовки производства (оборудование, оснастка, технологическая документация); состояние испытательного оборудования и качество средств измерения и контроля;

снабженческие, определяющие обеспеченность и качество поставляемых сырья, материалов и комплектующих изделий;

социальные, характеризующие квалификацию занятых в производственном процессе работников; подбор, расстановку и перемещение кадров; взаимоотношения в коллективе; жилищно-бытовые условия; организацию отдыха в нерабочее время;

организационные, характеризующие состояние технологической дисциплины; соблюдение принципов и методов научной организации труда; глубину изучения рынка продукции; политику руководства по качеству; организацию информационного обеспечения; организацию питания и отдыха на предприятии;

экономические, характеризующие соотношение между качеством продукции, себестоимостью и ценой; формы оплаты труда и величину зарплаты; организацию и проведение хозрасчета; порядок кредитования и финансирования средств на повышение качества; систему моральных и материальных стимулов изготовления качественной продукции.

Качество является комплексным понятием, поэтому дать ему однозначное определение довольно сложно. В связи с этим в литературе и практике приводятся самые различные его трактовки, которые можно объединить в шесть групп:

качество как абсолютная оценка;

качество как свойство продукции;

качество как соответствие назначению;

качество как соответствие стоимости;

качество как соответствие стандартам;

качество как степень удовлетворения запросов потребителей.

В современном понимании качество представляет собой степень удовлетворения определенных ожиданий и запросов потребителей относительно какого-либо товара или услуги.

Понятие «качество» включает в себя три составляющие, а именно: техническое качество, потребительское качество, а также качество и общество.

Важнейшей составляющей всей системы качества выступает качество продукции, зависящее от совместного действия многообразных факторов, таких как: инженерные (технические), производственные (технологические), снабженческие, социальные, организационные, экономические.

Обеспечение качества продукции, включающее в себя поддержание его на необходимом уровне, а также постоянное, непрерывное совершенствование, возможно при внедрении и эффективном функционировании на предприятии системы менеджмента качества.

Системы управления качеством, функционирующие на различных предприятиях, индивидуальны [3]. Тем не менее, мировая наука и практика сформировали общие признаки этих систем, а также методы и принципы, которые могут применяться в каждой из них.

Управление качеством на предприятии является одним из звеньев цикла управления и представляет такой вид руководящей деятельности, который обеспечивает проектирование, изготовление и реализацию товаров, обладающих достаточно высокой степенью полезности и удовлетворяющих запросы потребителей.

Экономическое содержание категории качества обуславливается оценкой общественной полезности продукта [4]. Мерой этой полезности является общественно необходимое качество. Оно предопределяет достижение такого уровня потребительских свойств продукции, который бы удовлетворил потребности общества при наиболее рациональном использовании имеющихся в его распоряжении материальных, финансовых и трудовых ресурсов [5].

Уровень качества продукции определяется на основе системы показателей её качества. Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели.

Обобщающие показатели качества характеризуют уровень качества продукции в целом по отрасли или предприятию. Индивидуальные (единичные) показатели очень разнообразны и зависят от специфики той или иной продукции. Косвенным показателем качества продукции является брак. Он делится на: исправимый и неисправимый; внутренний (выявленный на предприятии) и внешний (выявленный потребителями). Выпуск брака ведет к повышению себестоимости продукции, уменьшению объема товарной и реализованной продукции, снижению прибыли и рентабельности.

Совокупность перечисленных показателей формирует качество продукции. Итак, изделие должно быть надёжным, эстетически радующим глаз, хорошо выполнять свои функции, то есть удовлетворять те потребности, для которых оно предназначено.

Для достижения поставленных целей предприятие должно организовывать свою деятельность так, чтобы держать под контролем все технические, административные и человеческие факторы, влияющие на качество производимой продукции и услуг. Управление на предприятии должно быть ориентировано на выявление, сокращение, устранение и, что наиболее важно, предупреждение выпуска продукции неудовлетворительного качества.

Такой подход обеспечивает комплексная система менеджмента качества (Quality Management System), идея которой заключается в следующем: поскольку на качество влияет множество факторов, необходимо, чтобы все эти факторы были под воздействием управления качеством. Не менее важно, чтобы это воздействие оказывалось на всех этапах производства, где как раз и формируется качество продукции. При этом нужно установить чёткую взаимосвязь в работе всех подразделений, участвующих в решении проблем качества.

Учёт всех факторов качества, охват всех этапов работ и увязка работ подразделений в единую систему обеспечения качества - это и есть комплексное управление качеством в системе менеджмента качества.

В соответствии со стандартами ИСО 9000, жизненный цикл продукции, который в зарубежной литературе обозначается как петля качества, включает 11 этапов, изображенных на рисунке 1.

Рисунок 1. Управление качеством продукции (петля качества)

Система менеджмента качества функционирует характерным образом одновременно со всеми остальными видами деятельности, влияющими на качество продукции или услуги, и взаимодействует с ними. Её воздействие распространяется на все этапы от первоначального определения и до конечного удовлетворения требований и потребностей потребителя.

Политика в области качества может быть сформулирована в виде принципа деятельности предприятия или долгосрочной цели и включать:

улучшение экономического положения предприятия;

расширение или завоевание новых рынков сбыта;

достижение технического уровня продукции, превышающего уровень других предприятий;

ориентацию на удовлетворение требований потребителя определённых отраслей или регионов;

освоение изделий, функциональные возможности которых реализуется на новых принципах;

улучшение важнейших показателей качества продукции;

снижение уровня дефектности изготавливаемой продукции;

увеличение сроков гарантии на продукцию;

развитие сервиса.

Политика в области качества должна быть согласована с другими направлениями деятельности предприятия. При этом руководство должно принимать необходимые меры, обеспечивающие понимание общей политики в области качества, её осуществление и неуклонное проведение.

Таким образом, в области качества перед организацией должны стоять три основные задачи:

достижение и поддержание качества продукции или услуги на уровне, обеспечивающем постоянное удовлетворение установленных или предлагаемых требований потребителя;

обеспечение уверенности руководства, что намеченное качество достигается и поддерживается на заданном уровне;

обеспечение уверенности потребителей, что намеченное качество поставляемой продукции или предоставляемой услуги достигается или будет достигнуто.

Список литературы и источников:

Ануфриева Л.В. Проблемы и пути повышения качества продукции в современных условиях // Studium. - 2022. - №2(43). - С. 2.

Гудкова А.Г. Комплексный подход к управлению качеством продукции современного предприятия // Научные труды Кубанского государственного технологического университета. - 2022. - №1. - С. 349-356.

Евстратова М.В. Пути совершенствования управления качеством в России на основе опыта зарубежных стран // Economics. - 2022. - №7(28). - С. 47-50.

Карамышев А.Н. Анализ существующих подходов к управлению производством продукции // Компетентность. - 2022. - №5(146). - С. 47-51.

Киселева М.В. Повышение качества продукции предприятия на основе нормирования труда // Вестник Российского университета кооперации. - 2021. - №4(26). - С. 49-53.

Просмотров работы: 37