Рефлексивная деятельность спортивного педагога - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Рефлексивная деятельность спортивного педагога

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Открытость педагога новым знаниям, опыту, в меняющихся требованиях профессиональной деятельности, становится необходимостью и потребностью для учителя.Как следствие, все это побуждает его постоянно рефлексивно поддерживать и понимать профессиональную философию, состоящую из системы ценностных ориентаций и главных принципов, которые задают сущность его деятельности, помогают в определении целей, оказываются аргументами при принятии решений. В таком контексте рефлексия учителя выступает как умение анализировать, осмысливать и конструировать смыслообразующую ценностную основу педагогической деятельности, базированную на отражении себя как субъекта деятельности, индивидуальности и личности в системе общественных взаимоотношений.

Профессиональная рефлексия учителя – это его способность отображать «внутреннюю картину мира» ученика[1]. Рефлексивно думать для учителя значит: в первую очередь, попытаться представить, кем является его ученик. Вслед за этим понять, какие могут быть перспективы его развития, и что из них реально принять за конкретную цель в текущих условиях, и уже потом решить, какой конкретно должна быть ситуация, для того чтобы она стимулировала его к развитию.

Рефлексия в общем смысле существует как процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Эволюция отечественной психологии, проблемы в рефлексии связаны с именами И.М. Сеченова, Б.Г. Ананьева, П.П. Блонского, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна и др. На теоретическом уровне рефлексия рассматривалась как свойство одного из объяснительных принципов развития и организации психики человека, и прежде всего самосознания – ее главной формы. Методологическая рефлексия сопряжена с осознанием субъектом совокупности методов и средств с точки зрения адекватности их целям инновационной деятельности, ее результату и объекту.

Сегодня особую значимость для формирования компетентности педагогических кадров приобретает творчески организованная методическая работа, реализующая концепцию непрерывного образования.

Работа по формированию профессиональной компетентности должна превратиться в процесс непрерывного развития человеческой личности, ее способности выносить суждения и предпринимать различные действия. Она должна обеспечить педагогу понимание самого себя, содействовать выполнению социальной роли в процессе трудовой деятельности

Стратегия развития учреждения современного образования, обеспечивающая качество образования, требуют четкого определения таких понятий как профессиональное становление педагога, профессиональная подготовка педагога, профессиональная компетентность педагога.

Профессиональная компетентность включает в себя знания о всех компонентах процесса образования (целях, содержании, средствах, объекте, результате и т.д.), о себе как субъекте профессиональной деятельности, а также опыт применения приемов профессиональной деятельности и творческий компонент, профессионально-педагогические умения. Профессиональная компетентность может рассматриваться как сумма частных компетентностей, образующих новое качество личности педагога [2].

Компетентность – это «способность делать что-то хорошо или эффективно», способность соблюдать установленный стандарт, применяемый в какой-либо профессии [3].

Педагогическая компетентность – это способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; система внутренних ресурсов, нужных для построения эффективной коммуникации в определённом круге ситуаций межличностного взаимодействия.

Компетентность – характеристика субъекта профессиональной деятельности. Она чаще всего рассматривается учёными в рамках конкретной профессиональной деятельности, которая выполняется качественно, эффективно, образцово, компетентно. Это позволяет трактовать компетентность как фактор, который содействует непрерывному самообразованию специалиста [4].

Понятие «компетентность» соответствует новой парадигме профессионального образования, которая формулируется как «образование в течение всей жизни».

Педагогическая рефлексия – это сложный психологический феномен, представляющий собой умение педагога становится в активную исследовательскую позицию по отношению к собственной деятельности и себе как к субъекту педагогического процесса [5].

Педагогическая рефлексия предполагает взаимоценку и взаимоотображения участников педагогического процесса, отображение педагогом своего внутреннего профессионального мира а также развития учащихся в рамках реализуемой им деятельности [6].

Рефлексирующий педагог – это педагог, который думает, анализирует и исследует свой опыт [6].

Цель педагогической рефлексии: оптимизация условий развития, саморазвития и продуктивной самореализации личности педагога в объективной оценке и самоанализе продуктов и ресурсов профессионально-педагогической деятельности и системы профессионально-трудовых отношений [7].

Цель педагогической рефлексии зависит от того, на каком этапе деятельности она реализуется:

1. Этап определения цели педагогической деятельности.

Цель педагогической рефлексии – осуществит самооценку поставленной цели, в соответствии с требованиями к ней.

2. Этап выбора способа педагогической деятельности.

Цель педагогической рефлексии – осуществление оценки выбранных путей деятельности и их возможностей.

3. Этап определения результатов педагогической деятельности

Цель педагогической рефлексии – осуществление оценки собственной деятельности и прогнозирование ее конечного результата.

Функции педагогической рефлексии.

Проектировочная – предусматривает процесс моделирования и проектирования совместной деятельности всех участников педагогического процесса [8].

Организаторская – предполагает использование и организацию наиболее эффективных и плодотворных методов и способов взаимодействия между участниками педагогического процесса, в рамках их совместной деятельности.

Коммуникативная – является важным условием организации продуктивного общения между участниками педагогического процесса. Общение участников педагогического общения предполагает процесс взаимодействия не только в рамках учебного процесса и на учебные темы, но и за его пределами на личные темы, с целью установления контакта между педагогом и учащимися, педагогом и коллегами, педагогом и родителями учеников. Важно – соблюдение правил педагогического общения.

Смыслотворческая - предполагает формирование осмысленности деятельности и взаимодействия [9].

Мотивационная - направлена на определение направленности совместной деятельности участников педагогического процесса на результат.

Коррекционная – предусматривает побуждение к изменению во взаимодействии и деятельности.

Таким образом, профессиональная подготовка педагога- специально организованный процесс профессионализации и результат овладения субъектом системой профессионально- педагогических знаний, технологий профессиональной деятельности, опыта творческой реализации деятельности и мотивационно - ценностного отношения к педагогической культуре.

Теперь сформулируем основные компетентности педагога. Профессиональный педагог должен уметь:

1. Успешно решать свои жизненные проблемы, проявляя инициативу, самостоятельность и ответственность.

2. Ориентироваться на рынке труда и понимать, какие умения потребуются детям, чтобы успешно продвигаться в дальнейшем.

3. Видеть и понимать действительные жизненные интересы своих учеников.

4. Проявлять уважение к своим ученикам, и их суждениям и вопросам.

5. Чувствовать проблемность изучаемых ситуаций.

6. Связывать изучаемый материал с повседневной жизнью.

7. Закреплять знания и умения в учебной и в не учебной практике.

8. Планировать учебно- тренировочное занятие с использованием всего многообразия форм и методов учебно- тренировочной работы.

9. Ставить цель и оценивать степень их достижения совместно с детьми.

10. В совершенстве владеть методом «Создания ситуации успеха».

11. Привлекать прошлый опыт учащихся, создавая новый опыт без лишних временных затрат.

12. Привлекать экспертов и специалистов для обсуждения тех вопросов, в которых сам недостаточно компетентен.

13. Оценивать достижения учащихся не только уровнем их подготовленности, но и содержательной характеристикой.

14. Оценивать не только уровень подготовленности, но и развитие личных качеств [10].

Педагог должен остерегаться:

1. По привычке считать себя самым главным и единственным источником знаний.

2. Передавать ученикам свой жизненный опыт и воспитывать их, исходя из того, как был воспитан сам.

3. Представлений о том, что существуют раз и навсегда заданные способы правильного и неправильного решения различных проблем мелочных правил и инструкций.

Важнейшие базовые компетенции педагога:

предметная - готовность к преобразовательной деятельности

методологическая – готовность использовать различные методы деятельности

технологическая – готовность к использованию различных технологических процессов

менеджерская – готовность к профессиональной деятельности, имеющей организационный характер

предпринимательская – готовность к профессиональной деятельности, имеющие инновационный характер [1].

Внешние ресурсы – это знания, умения и навыки.

Внутренние ресурсы – это всё то, что может привлечь человека к решению поставленной перед ним проблемы:

Информационные – справочники, энциклопедии, интернет.

Человеческие – специалисты в необходимых областях.

Финансовые, материально-технические, технологические и др [2].

Педагог должен уметь управлять этими ресурсами целенаправленно и последовательно и в нужный момент мобилизировать все свои ресурсы – запуск компетенции в ответ на проблемную ситуацию.

В сознании педагога рефлексивно отображается не только его воспитанник, но и действия, предпринимаемые по отношению к нему учителем. Панораму рефлексии учителя составляют условия и требования, на фоне которых совершается его взаимодействие с учеником и те эмоции, которые сопровождают этот процесс. Рефлексивное понимание учителя охватывает системное отношение его деятельности «учитель-ученик» и направляет ее, побуждая соотносить каждый шаг как с реальными условиями (ученик на данном этапе его развития), так и с целями (ожидаемый прогноз развития) [2].

Следующий аспект профессиональной рефлексии учителя обращен на него самого, как субъекта деятельности. Как признано, педагог становится профессионалом благодаря своим знаниям и практическому опыту. Однако, лишь став исследователем, «постоянно перестраивающим свой профессиональный мир в ответ на неожиданные и озадачивающие его события реальности» [2], он приобретает профессиональное мастерство. Умение занять исследовательскую позицию по отношению к своей практической деятельности и к самому себе как ее субъекту, основанную на рефлексивных свойствах сознания, поможет стать критерием в определении уровня профессионализма учителя.

Рефлексия - это «форма слегка нарушенной самооценки - нарушенной в том смысле, что суждению придается большее значение, чем конкретным фактам.»[6]. Рефлексивный учитель – склонный к сомнению, к допущению, не принимающий на веру прописные истины и не позволяющий себе хвататься за первую пришедшую в голову идею. Данте указывал на ценность такой умственной позиции: «Сомнение доставляет мне не меньшее удовольствие, чем знание» [11].

В психологии понимается то, что рефлексия представляет собой мощный катализатор профессионального и личностного роста учителя, спасая человека от издержек профессии. Профессиональная деформация рассматривается как следствие нарушения системы личностной и профессиональной рефлексивной саморегуляции личности и проявляется как избыточное доминирование «Я профессиональное» в области «Я человеческое» [12]. Видно, что эти обстоятельства препятствуют работе учителя, подрывая сам её смысл, порождая ощущение неудовлетворенности при искреннем стремлении «вкладывать душу».

Чтобы не допустить профессиональную деформацию, педагогу следует овладеть системой умений рефлексивного поведения. Рефлексивные умения и навыки которого сформируют органичный комплекс познания персональных индивидуально-психологических особенностей, оценивание личного психического состояния, а также будут способствовать осуществлению разностороннего восприятия и адекватного познания личности учащегося [13].

Исследование литературы позволило выделить основные и необходимые требования к рефлексивным умениям педагога:

1. Рефлексия индивидуальна, следовательно, необходим индивидуальный стиль деятельности педагога.

2. Рефлексия диалогична по своей природе, поэтому необходим диалог во взаимодействии.

3. Рефлексия разномасштабна, в связи с этим требуется смена позиций и взгляда на педагогическую деятельность.

4. Рефлексия деятельностна по сути, поэтому предполагает субъектность.

Эффективным приемом в развитии рефлексивной деятельности педагога становится применение методики самоанализа, направляемого опорными вопросами . Так, после проведения своего урока, следует обдумать его ход, отмечая сильные и слабые стороны.

Модель педагогической рефлексии А.А.Бизяевой можно использовать для измерения признаков самой рефлексии. В структуру модели педагогической рефлексии входит два плана – операциональный и личностный, которые обладают специфическим содержанием и функциями, вплотную связанными между собой и формирующими ее целостный психологический феномен [9].

Операциональный план внутренней структуры педагогической рефлексии – это мыслительные действия учителя, нацеленные на решение профессиональной задачи (мотивационные, конструктивные и прогностические действия). Деятельность на уроке по решению педагогических задач была подвергнута анализу:

- учебный материал адаптирован по отношению к возможностям ученика;

- сконструированы модели обучающей ситуации с детальным прогнозом возможных реакций учеников;

- активизировано самостоятельное мышление учащихся: не подавлять инициативу учащихся, не навязывать свой путь решения;

- оценены когнитивные способности учащихся: особенности восприятия материала, эмоциональные и поведенческие реакции учащихся [4].

Личностный план рефлексии педагога раскрывается в профессионально-личностной направленности в учебном процессе и личностной включенности в процесс обучения. Личностный план содержит:

1. Профессионально-личностную центрацию на ученике ( партнерство);

2. Ориентация на индивидуальные особенности ученика (когнитивные особенности учащихся и неблагоприятные факторы);

3. Личностная включенность учителя в решение профессиональной задачи (совместное с учениками решение поставленной задачи).

Развитие рефлексивных умений педагога определяется реализацией следующих условий: использование рефлексивных приемов в педагогической практике; наличие ценностного отношения к учащимся; развитие личных способностей [14].

Таким образом, можно сделать вывод, что в результате целенаправленной, систематической деятельности по развитию рефлексивных умений у педагогов повышается уровень данных умений, повышается активность приобретения опыта педагогической деятельности, что обеспечивает дальнейшее профессионально-личностное развитие.

Список литературы:

Раскалинос В.Н. Профессиональная рефлексия социального педагога. Проблемы современного педагогического образования. – [б.г.], 2017. – С. 201-207.

Рукавишников А.А. Личностные детерминанты и организационные факторы генезиса психического выгорания у педагогов: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. – Ярославль, 2019. – 174 с.

Иоакимиди Ю.А. Педагогическая установка как профессиональная компетенция в структуре профессионально-педагогической направленности личности специалиста по физической культуре и спорту / Ю. А. Иоакимиди, Н. А. Корохова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Педагогика и психология» – Майкоп : АГУ. – 2016. – С. 118-125.

Панфилова, А. П. Взаимодействие участников образовательного процесса : учебник и практикум для вузов / А. П. Панфилова, А. В. Долматов ; под редакцией А. П. Панфиловой. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 487 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-03402-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/510899 (дата обращения: 20.12.2022).

Капустин А. Н. Психолого-педагогическое сопровождение в формировании профессиональной компетентности студентов вуза // Перспективы науки и образования. – [б.г.], 2013. – С. 61-62. – URL: http://pnojournal.wordpress.com/archive/ (дата обращения: 20.12.2022).

Терентьева Т. П. Профессионально-педагогическая компетентность учителя // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2018 г.). – Челябинск: Два комсомольца 2018. – С. 193-196.

Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. Москва : Академия, 2004. – 320 с.

Бизяева А.А. Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия. – Псков: ПГПИ им. С.М.Кирова, 2004. – 216 с.

Бессонова И.Г. Формирование профессиональной педагогической рефлексии у студентов педвуза. Диссертация кандидата педагогических наук. – Ишим, 2007. – 185 с.

Новосёлова Л.А. Педагогическая рефлексия как условие развития профессионального самосознания будущего педагога профессионального обучения (аналитический аспект). Новые педагогические исследования.– Екатеринбург – 2017. С. 127-131.

Асриян О.Б., Щербинина В.А. Профессиональная рефлексия у будущих врачей. Альманах современной науки и образования.– Тамбов – 2017. С. 10-12.

Сороковых Г.В., Сергеева В.П., Подымова Л.С. Развитие инновационной деятельности педагога в процессе обучения, воспитания и социализации школьников: методические рекомендации / Г.В.Сороковых, В.П.Сергеева, Л.С. Подымова. – Москва : НИЦ ИНФРА-М, 2017. – 52 с.

Семенов А. Школьный философский словарь. – Санкт – Петербург : Амфора, 2021. – 446 с.

Эрнст Г.Г. Развитие профессиональной рефлексии будущего учителя как одно из условий эффективной профессиональной подготовки. Проблемы социально-гуманитарного образования на современном этапе модернизации российской школы: материалы третьей международной научно-практической конференции. 2019: С. 47-49.

Просмотров работы: 41