Информатизация образования - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Информатизация образования

Кислякова П.О. 1, Васильчукова К.А. 1
1Шуйский филиал ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Особая роль в информатизации общества принадлежит системе образования, поскольку образование выступает, с одной стороны, как потребитель информации, с другой, как создатель новых информационных технологий. Поскольку умение работать с информацией становится одним из приоритетных для современного человека, то система образования призвана формировать у учащегося способность к осмыслению, применению знаний, анализу, синтезу, оценке поступающей информации.

Гибкость и логичность мышления, социальная ориентированность, обоснованность, беспристрастность, последовательность и системность, самостоятельность являются значимыми ценностями для человека на протяжении всей его жизни. Эти же ценности значимы и для общества, так как стремительное развитие технологий предполагает использование творческого потенциала людей в управлении и обслуживании технологий.

Информатизация образования — это процесс обеспечения системы образования теорией и практикой разработки и использования новых информационных технологий, ориентированных на реализацию целей обучения и воспитания [2].

Нужно понимать, что информатизация образовательной деятельности имеет как положительные, так и отрицательные факторы.

Внедрение информационно-коммуникационных технологий в систему образования школ имеет такие положительные стороны как:

развития инструментариев, методик подбора и формирования содержания образования;

внедрение и формирование новейших учебных предметов и направлений, связанных с информатикой и коммуникационными технологиями;

введение преобразований в обучение большинству стандартных школьных предметов, непосредственно не связанных с информатикой;

увеличение результативности обучения за счет увеличения индивидуализации;

организации новейших форм взаимодействия в процессе воспитания и изменения содержания и характера деятельности учителя и ученика;

развитие рычагов ведения структурой образования.

Однако подобные меры могут привести и к ряду негативных сторон:

Деградация общественных связей, отсутствие опыта в общении с людьми и взаимодействия с ними, что ведет единоличию.

Диалог между учеником и компьютером. Навыки речи при таком общении закладываются на долгий ящик, тем самым рождая у детей проблемы с речью, формулировкой мыслей.

Трудно перейти от символической системы как представления знаний на странице учебника или экране дисплея к системе практических действий с логикой, которая принципиально отличается от организации символических систем.

Обилие информации, доступной в таких средствах массовой информации, как справочники, энциклопедии и интернет-порталы, может отвлекать от учебного процесса.

Использование ИКТ лишает возможности проведения опытов и экспериментов своими действиями, тем самым сказывается на процессе образования.

Злоупотребление технологиями информатизации пагубно сказывается на здоровье каждого из участков образовательного процесса.

ИКТ выступает не только как сильный толчок развития обучающихся, но и содействует формированию стереотипного мышления.

немаловажной проблемой является плагиат, заимствование готовых работ в сети «Интернет», что негативно сказывается на формировании УУД у обучающихся.

использование ИКТ требует огромного внимания, в то время как акцент работы идет не на использование самой технологии, а на то какую информацию она несет, то есть приводит к пропуску важной информации [4, 6].

Введение ИКТ в образование идет в основном по четырем направлениям:

Информационная поддержка образовательных систем (создание баз данных, баз знаний, виртуальных библиотек, сетевых музеев).

Осуществление проектной деятельности, вместе с учениками, педагогами и людьми, которые специализируются на научной деятельности, в разных областях знаний.

Удаленное изучение дисциплин, как онлайн, так и оффлайн.

Свободный доступ к контактам пользователей сети по различным проблемам и вопросам, касающихся области образования [3, 100].

Благодаря ИКТ в образовании преподаватели и учащиеся могут взаимодействовать как в классе, так и из дома, то есть в удаленном формате. Сюда входят электронная почта, чат-сервисы, видео-конференции, онлайн- и офлайн-семинары, сетевые конференции, телекоммуникационные проекты и т. д.

В условиях подобного осознания культуры для возможного развития педагога как личности нужно ознакомиться с информационно-коммуникативными навыками современных технологий, изучение информационной культурой, раскрывающей дорогу ему и его воспитанникам добиться одной из главных целей образования: от диалога людей и культур посредством открытия и творческого формирования потенциала личности прийти к взаимообогащению и результативному взаимодействию человеческих сообществ. Потому информационная культура члена сегодняшнего информационного сообщества возможно будет представлена как часть профессиональной и всеобщей культуры человека, объединена с ними общими категориями (культура мышления, поведения, общения и деятельности) и включает следующие ключевые компоненты:

культура общения и сотрудничества в сфере информатики и ИК-технологий, использование возможностей телекоммуникаций для межличностного и коллективного взаимодействия, нравственное поведение в сфере информационных отношений;

подготовленность и независимый уклон в область IR-технологий, гибкость и быстрая адаптация мышления;

предугадывание вероятных результатов информационной деятельности, профессиональной и социальной адаптации в непрерывно обновляемых информационных условиях;

применение положительных сторон ИКТ для успешного решения рабочих задач;

компетентность и исполнение ключевых законных норм, стабилизирующих информационные отношения, понимание ответственности за деятельность, осуществляемую с использованием средств ИКТ;

исполнение принципов научной организации труда и охраны здоровья в информационной и профессиональной деятельности [1,6].

Информатизация образования и формирование коммуникационного общества неразрывно взаимосвязаны. С одной стороны, формирование коммуникационного общества значительно сказывается на внедрение информационных технологий вовсе области общеобразовательной деятельности, с другой - информатизация образования, создавая коммуникационную культуру членов общества, содействует его компьютеризации [5].

Список литературы:

Захарова, И. Г. Информационные технологии в образовании: учеб. пособие для студ. высш. педаг-х учеб. заведений / И. Г. Захарова. - М.: Академия, 2005. - 192 с.

Зверева, Ю. С. Информатизация образования / Ю. С. Зверева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6.3 (110.3). — С. 23-26. — URL: https://moluch.ru/archive/110/27234/ (дата обращения: 24.12.2022).

Пащенко О.И. Информационные технологии в образовании: Учебно-методическое пособие. / Пащенко О.И /— Нижневартовск: Изд-во Нижневартовск. гос. ун-та, 2013. — 227 с.

Пегов А.А Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе (Краткий курс лекций)/ Пегов А.А., Пьяных Е.Г./ 2010 г – 71 с. URL: https://www.tspu.edu.ru/images/faculties/fmf/files/UMK/lek.pdf (дата обращения: 24.12.2022).

Тарамова Э. А. Проблемы и перспективы использования ИКТ в высшей школе/Э. А. Тарамова//Актуальные задачи педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2015. — С. 155–157.

Просмотров работы: 477