В современной науке считается, что основными формами существования материи являются пространство и время; пространство выражает порядок расположения объектов, сосуществующих одновременно, а время – последовательность событий и явлений, существующих и сменяющих друг друга [7]. Пространственно-временное представление (далее ПВП) обеспечивает адекватное отражение существующей действительности; процесс восприятия пространства и времени напрямую связан с психической сферой человека.
Нарушение восприятия времени (далее ВВ) или дисторсия времени – это утрата или снижение способности ориентироваться в коротких (секундах, минутах, часах) и длинных (дни, месяцы, годы) промежутках времени [3]. Дисторсия времени может проявляться в виде его ускорения – тахихрония, замедления – брадихрония[5]. Пространственное представление (далее ПП) является процессом отражения отношения предметов в виде их величины, формы, местоположения [6]. Собственно, нарушения пространственного представления проявляются как нереальность пространства, его удвоение, сужение, а также как неспособности правильно определить форму, величину и расположение предметов [4].
ВВ и ПП адекватно реализуются благодаря межполушарному взаимодействию, а нарушения этих функций будут возникать при разрыве связей, обеспечивающих межполушарное взаимодействие. Самой большой комиссурой, обеспечивающей эту связь, является мозолистое тело (далее МТ), следовательно, повреждение МТ может привести и к нарушениям восприятия времени и пространственных представлений.
Пространственно-временные взаимоотношения обеспечиваются обоими полушариями по принципу функциональной асимметрии в работе мозга. Правое полушарие осуществляет деятельность в настоящем времени с опором на прошлое, а левое – в настоящем времени, обращаясь к будущему [1].
Для исследования ПП и ВВ в норме и при нарушении межполушарного взаимодействия (в нашем случае это нарушения МТ, повлекшие за собой нарушения МВ) были использованы пробы, направленные на оценку пространственной и временной ориентации [2, С. 109-110, 165, 393-394] испытуемые двух категорий: без диагноза (контрольная группа) и с подтвержденным диагнозом. Итак, испытуемые под шифром «С/Д» – 6 человек – составляют группу с подтвержденным диагнозом, связанным с патологией мозолистого тела, которая ведет к нарушению межполушарного взаимодействия; испытуемые с шифром «Б/Д» – 6 человек контрольной группы – не имеют подтвержденных диагнозов, которые могли бы вызвать нарушения МВ.
Анализ полученных в ходе исследования результатов показал, что ПВВ в контрольной группе происходит гораздо эффективнее, чем при нарушении межполушарного взаимодействия. При этом, можно отметить, что группе «Б/С» инструкция зачитывалась всего один раз. Отклонений и особенностей во время диагностирования не наблюдались. Можно отметить, что некоторым испытуемым свойственны дисметрические ошибки, причина которых заключалась в предпочтении механическим часам электронных.
Если говорить о группе «С/Д», то необходимо отметить, что в 63% случаев инструкцию приходилось зачитывать не менее двух раз; из них по 25% пришлось на тех, кто прослушал инструкцию два и три раза. При этом наблюдались сложности в восприятии быстрой речи. Примерно 33% испытуемым из группы были свойственны тянущаяся и вязкая речь. Левостороннее игнорирование или тенденция к немцу были свойственны 66% испытуемым; дисметрические ошибки (±5 минут и/или ±1 час) оказались свойственны всем испытуемым с разной выраженностью; у некоторых замечались сложности при переносе позы с одной руки на другую (ошибки составили 21% от общего числа); в ощущении времени можно подметить тенденции к брадихронии (33% от общего числа группы) и тахихронии (33% от общего числа группы); ориентация в длительном времени (дни, месяцы, годы) не нарушена, только в одном случае наблюдалась ошибка с определением дня недели.
Необходимо подробнее разобрать результаты группы «С/Д». Как уже было сказано, по результатам исследований помимо нормального восприятия течения времени были выявлены и тенденции к брадихронии или тахихронии. Соотношение составило 1:1:1. При брадихронии наблюдалась тенденция к ускорению времени в два раза, т. е. 30 секунд, например, ощущаются испытуемым как минута, а две минуты у него проходят за одну; временные промежутки разделяются равномерно. При этом такое течение времени воспринимается испытуемым как нормальное и, по его ощущению, ничем не отличается от нормы. Такие же ощущения и у испытуемых с тенденцией к тахихронии.
При тахихронии время увеличивается в полтора раза, т. е. одна минута проходит за полторы, а три минуты по ощущениям воспринимались как две. Испытуемым с тахихронией в большей степени была свойственна замедленность и тягучесть действий; временные промежутки почти всегда разделялись равномерно.
Ощущение течения времени в группе «С/Д» не отличалось от восприятия течения времени в группе «Б/Д». Ориентировка в длинных временных промежутках (днях, месяцах, годах) в группе «С/Д» не отличалась от группы «Б/Д»; процесс течения времени равномерный и цельный, без разрывов, т. е. в представлении испытуемых времена года идут друг за другом так как в реальном мире. В обоих группах замечалась лишь одна аналогичная ошибка, связанная с дифференциацией летнего и весеннего сезонов, что повлекло неправильное выстраивание картинок для отображения схемы смены сезонов, однако озвучивание было правильным, т. е. при выстраивании картинок «зима-лето-весна-осень» испытуемый произносил «зима-весна-лето-осень».
Понимание ориентации в пространстве в группе «С/Д» имело свои особенности: большая часть испытуемых была медлительна в выполнении задания. Испытуемые ориентировались на детализацию контуров фигур. Более выраженные очертания фигур воспринимались испытуемыми проще, и они правильно выстраивали их в пространстве. Наблюдалась и тенденция к левостороннему игнорированию. Картинки выстраивались в один длинный ряд; испытуемые в группе «Б/Д» обводили их взглядом с минимальным задействованием поворотов головы, а некоторым испытуемым в группе «С/Д» были свойственны выраженное движение головой справа на лево для того, чтобы визуально обхватить все изображения. Понимание ориентации в пространстве при нарушении межполушарного взаимодействия отличается от нормы, однако может и не искажаться при нарушении МВ.
Проба «слепые часы» ярче всего отразила особенности восприятия времени при нарушении межполушарного взаимодействия, которое стало следствием повреждения или агенезии МТ. В группе «С/Д» испытуемым свойственны дисметрические ошибки, которые проявляются в виде «прибавления» одного часа или пяти минут. При этом по обычному циферблату время определялось уверенно, если не учитывать медлительность и вязкость некоторых испытуемых. Однако необходимо учесть то, что некоторые испытуемые привыкли определять время по электронным часам, что вызывало дополнительные затруднения; большая часть испытуемых все-таки предпочитала механические часы и определяла время с меньшими затруднениями.
Проба на перенос позы с одной руки на другую показала особенности ощущения тела и управления им испытуемыми в пространстве, что характеризует пространственное представление. Затруднения вызывали более сложные позы, в которых нужен высокий уровень координации и ощущения своего тела, чем в упрощенных позах. У испытуемых в разной степени нарушено ощущение собственного тела в пространстве, что влечет за собой и нарушение его положения в объективной реальности самостоятельно и относительно других предметов.
Анализ результатов в контрольной группе «Б/Д» показал, что в норме все четыре позы легко переносятся с одной рук на другую без зрительного координирования, однако при нарушении МВ, вызванного патологией МТ разного генеза, данный процесс может нарушаться.
Стоит обратить внимание на то, что человеческий мозг представляет собой гибкую систему. При повреждении его структур по возможности запускаются компенсаторные механизмы. Эти механизмы не всегда могут целиком компенсировать поврежденную функцию, однако способны облегчить ее реализацию. В случаи испытуемых из группы «С/Д» можно предположить, что функция компенсирования была запущена, но с разной степенью успешности, что говорит о наличии разных результатов в пределах одной группы.
Итак, результаты проведенного исследования показали, что:
при нарушении МВ, вызванного патологией МТ, нарушения ПП и ВВ могут иметь разную степень выраженности, в зависимости от патогенеза, длительности наличия патологии, пластичности мозговых структур, которая способствует запуску компенсаторных механизмов;
нарушения ощущения течения времени могут проявляться в виде тахихронии (замедления) и брадихронии (ускорения);
восприятие и ощущение длинных временных промежутков не нарушаются, смена дней, месяцев, сезонов и годов ощущается как единый, неразрывный и равномерный процесс;
нарушения ориентации в пространстве могут проявляться в разной степени в разной степени; большая детализация предметов позволяет четче определять их положение в пространстве, менее детализированные могут вызвать затруднения;
ощущение собственного тела и его положение в пространстве, как и его частей, может быть нарушено; это проявляется в затруднениях в управлении конечностями, сложностях в выполнении действий, требующих развитой мелкой моторики;
характер действий может отличаться медлительностью и вязкостью; то же самое может относиться и к некоторым психическим процессам.
По результатам проведенного исследования становится ясно, что на примере агенезии или повреждении МТ можно рассмотреть особенности функционирования психических процессов человека, которые становятся следствием нарушения межполушарного взаимодействия. Остро встает вопрос о необходимости дальнейшего изучения и исследования особенностей функционирования восприятия времени и пространственного представления при нарушениях МВ различного генеза.
Список литературы:
Александров С. Г. Ф 94 Функциональная асимметрия и межполушарные взаимодействия головного мозга: учебное пособие для студентов / С. Г. Александров ; ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России, Кафедра нормальной физиологии. – Иркутск : ИГМУ, 2014. – 62 с.
Бизюк А. П. Компендиум методов нейропсихологического исследования : Методическое пособие. — СПб.: Речь, 2005. — 400 с.
Большой психологический словарь / Под ред. Б. Мещерякова, В. Зинченко. - СПб. : прайм-ЕВРОЗНАК; М. : ОЛМА-Пресс, 2003 (ПФ Красный пролетарий). - 666 с. : ил.; 27 см. - (Психологическая энциклопедия).
Жмуров В. А. Психопатология : учеб. пособие : в 2 ч. / В. А. Жмуров. - Иркутск : Изд-во ИГУ, 1994 - . - 20 см. Ч. 1 : Симптомология. - 1994. - 240 с.
Крылов В. И. Нарушения восприятия времени: психопатологические особенности, диагностическое значение, систематика // Неврологический вестник — 2018 — Т. L, вып. 3 — С. 88—92 — URL: https://journals.eco-vector.com/1027-4898/article/view/14149/ru_RU
Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин.»: Харвест; Минск; 1998
Селявко Л., Цветкова Л. Хронотоп: нейропсихологический подход // Ночь: закономерности, ритуалы, искусство (ред.-сост. Е.В. Дуков). Выпуск 3. М.; СПб.: Нестор-История, 2012. С. 101-107 URL: — https://istina.msu.ru/media/publications/article/25b/b5b/7629688/Hronotop_Nejropsihologicheskij_podhod.pdf