Характеристика свойств внимания спортсменов баскетболистов - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Характеристика свойств внимания спортсменов баскетболистов

Кононович А.Е. 1, Фролович В.В. 1
1Северный (Арктический) Федеральный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аспектами отбора на этапе исходной подготовки являлись характеристики антропометрических, морфологических и физических категорий. Но нынешняя конкуренция в спорте высших достижений определяет задачи перед спортивными психологами создание подходящего психологического обеспечения не только для этого периода спортивной подготовки, но и для периода начальной. Главной задачей здесь является - обнаружить одаренных детей и среди них одаренных к данному виду спорта. Это связано с тем, что достичь наибольших итогов в спорте могут не все спортсмены, а только те, у которых имеются задатки и способности, отвечающие условиям данного вида спорта.

Цель работы: изучить свойства внимания спортсменов баскетболистов.

Задачи: 1) дать определение понятию «внимание»; 2) выявить влияние свойств внимания на игру баскетболистов.

Внимание - это направленность и сосредоточенность сознания на некотором предмете, явлении, действии. Основная особенность внимания заключается в том, что оно не существует вне какого-либо действия, само по себе. Только исполняя перцептивные, умственные или двигательные (в том числе и разные комбинированные) действия, человек охватывает механизмы внимания. Неслучайно внимание характеризуют как процесс, гарантирующий «рабочее состояние сознания».

Необходимо отметить, что внимание, направленное на наружные раздражители, называют внешним. Внимание, направленное на внутренние раздражители, - внутренним. Внешнее внимание проявляется в настороженности, бдительности, готовности к действию. Например, данное внимание свойственно тренеру, страхующему спортсмена во время выполнения гимнастического упражнения. Оно связано с возникновением у человека состояния своевременного покоя, организуемого по механизму доминанты: моторная заторможенность, снижение восприимчивости к незначимым в данный момент раздражителям и полное сосредоточение внимания на раздражителе значимом. Это, например, спортсмен, приготовившийся к старту. Именно он и есть человек, пребывающий в состоянии своевременного покоя. Внутреннее внимание заключается в том, что человек сконцентрировался на собственных мыслях, ощущениях, переживаниях, движениях, его состояние выделяется углубленностью и собранностью.

Наружное и внутреннее внимание притормаживают друг друга. Человеку сложно разом быть сосредоточенным на внешних и внутренних раздражителях, поэтому постоянно трудно, например, одновременно следить за объяснением правил, нужных для исполнения какого-то физического упражнения, и исполнять его, самостоятельно контролируя точность исполняемых движений.

Следовательно, лишь профессиональное чередование активизации произвольного и непроизвольного, наружного и внутреннего внимания сможет гарантировать довольно высокий уровень продуктивности занятий физической культурой и спортом. Так, при разучивании физического упражнения, когда спортсмены осваивают его, необходимо активизировать произвольное, наружное внимание, чтобы создать ориентировочную базу деятельности. Когда же спортсмены обязаны или сами планировать исполнение упражнения, или мысленно воссоздавать его, или реализовывать самоконтроль за его выполнением, необходимо преобладание произвольного, внутреннего внимания.

Баскетбол представляется средством многостороннего физического развития и отличается, с одной стороны, многогранным проявлением ключевых моторных качеств, с другой — самобытным воздействием на физическое развитие человека. Содержание игры в баскетбол — практически постоянная смена атакующих и защитных действий. Атака выполняется с минимальным временем на ее подготовку, и, тем не менее, результативность игры безгранично высока, что способствуют ее высокой эмоциональности. Во время игры в баскетбол необходимо демонстрация и многосторонних физических свойств и двигательных действий, умственных способностей, нравственных и волевых качеств. Своеобразная моторная активность баскетболиста связана с анаэробными, анаэробно-аэробными и большим удельным весом гликолитических реакций. Во время игры проделывается большое количество упражнений наибольшей (рывки в быстрый прорыв и возвращение в защиту) и субмаксимальной силы (нападение, защита, позиционные действия), что требует отлично развитого произвольного внимания.

Академическое обоснование проведения изначального отбора в баскетбол предложили авторы Родионов А. и Воронова В. в книге "Психологические основы подготовки баскетболистов" [4]. Указывая на всевозможные составляющие годности к занятиям баскетболом, они выделяли ведущие: направленность личности (интерес к этому виду спорта, рвение к спортивному совершенствованию), волевые качества, эмоциональная устойчивость, психические свойства (устойчивость и распределение внимания, быстрота и точность моторных реакций, объем оперативной памяти и так далее).

В процессе исследования свойств и качеств молодого баскетболиста обнаружили важные психологические факторы на различных стадиях спортивного совершенствования, которые определяют эффективность соревновательной деятельности.

Изучению личности баскетболиста уделяли внимание как отечественные, так и зарубежные специалисты. Большая часть данных изучений направлена на улучшение этапов высших спортивных достижений. Но достижение высочайших спортивных результатов обусловлено этапом изначальной подготовки, где главной задачей является исполнение высококачественного отбора баскетболистов.

Исследование литературы, а также сведения личных исследований, проведенных на основе опроса специалистов, показал, что формирование внимания в баскетболе является неотъемлемой составляющей процесса особой подготовки спортсменов, так как различные характеристики внимания гарантируют успешность и результативность соревновательной деятельности, позволяют баскетболисту лучше ориентироваться и быстрее реагировать в трудных и быстро меняющихся игровых ситуациях. Однако, несмотря на значимость высокого уровня развития свойств внимания у баскетболистов, исследования, посвященные акцентированному применению особых упражнений для их формирования в особой подготовке баскетболистов, отсутствуют.

В баскетболе игроки работают в постоянно изменяющихся условиях. Ключевой формой деятельности мозга в данных условиях является не отработка типичных наигранных ситуаций, а творческая активность – исследование игровых ситуаций, решение тактических задач, подбор действий. Каждый участник игры обязан постоянно точно принимать решение в очень небольшой интервал времени, осознавать намерениях остальных участников, для реализации тактических схем. Все это приучает игроков постоянно наблюдать за процессом игры, быстро оценивать ситуацию, действовать инициативно, изобретательно и быстро. Главнейшим качеством спортсмена является его способность быстро переключать внимание с внутренних ощущений на внешние события, которые нужно учитывать при выполнении спортивных действий. Причем в идеальном случае должно соблюдаться правильное соотношение между контролем за внешними и контролем за внутренними объектами. Нарушение этого баланса имеет нежелательные последствия.

Так, спортсмен, не способный быстро перейти с внутренних переживаний и мыслей на внимательный контроль за наружными событиями, будет часто опаздывать с восприятиями замысла партнеров. В свою очередь, спортсмен, всецело «включенный» во внешнюю обстановку соревнований, как правило, лишается способности к трезвому самоконтролю и решению трудных тактических задач.

Особенно необходимым для спортсмена высочайшего класса является доведенное до автоматизма умение в любой соревновательной ситуации концентрировать сознание на особенно важном в данный момент предмете, действии, ощущении, не упуская прочие важные детали из поля внимания. Безумно сложно «приучить» внимание бесперебойно переключаться с наиболее важных внутренних объектов на внешние, сохраняя необходимый объем и необходимую сосредоточенность в напряженной психологической обстановке соревнований, так как под воздействием стресс-факторов.

Дело в том, что стресс-факторы напряженных соревновательных ситуаций, воздействуя на недостаточно эмоционально стабильных спортсменов, парализуют в первую очередь именно их внимание. Спортсмены утрачивают способность переключать его, регулировать направленность и объем, оно зачастую как бы останавливается на мешающих назойливых мыслях, переживаниях и не может быстро обеспечивать спортсменов важной для оперативных решений информацией. Для развития внимания и оценки его специфик полезно, чтобы после соревнований спортсмен сам охарактеризовал наиболее удачные моменты своего выступления и неудачи. Рекомендовано также незадолго до грядущих состязаний продумывать, на что направить основное внимание и что будет контрольным фоном, если в ходе состязания возникнет та или иная ситуация.

Искусные спортсмены обладают в своем багаже всевозможными персональными формулировками самоприказов и мысленных образов, помогающие им преодолевать утомление и болевые ощущения в наиболее тяжелые моменты тренировок и соревнований.

Естественно, что объем и особенно сосредоточенность внимания - величины непостоянные, даже в течение короткого времени. Но у спортсмена высочайшего класса специфика его спортивной деятельности накладывает серьезный отпечаток на развитие именно тех свойств внимания, которые важны для достижения успеха в данном виде спорта. Вместе с тем различные соревновательные ситуации могут требовать от спортсмена смены видов внимания.

Так, например, баскетболист обязан уметь не только концентрировать свое внимание на точном исполнении удара по мячу, но и враз учитывать такие факторы, как дистанция удара, плотность воздуха, а также личное физическое самочувствие.

Спортсменов с преимущественным развитием внимания большого объема и внутренней сосредоточенности можно отнести к людям аналитического склада ума. Как правило, они способны перерабатывать внушительный объем информации, заранее мысленно представляя и разбирая вероятные ситуации грядущих соревнований. Такие спортсмены могут делать выводы из совершенных ими промахов и редко повторяют их. Манера их соревновательных выступлений выделяется пластичностью и может беспрепятственно регулироваться в зависимости от ситуации. Спортсмены, располагающие широким внутренним вниманием, обычно анализируют не только свои действия, но и действия противника, прогнозируя и заблаговременно учитывая его игровое поведение.

Но подобный тип внимания скрывает в себе и некоторые недостатки. Спортсмены с излишней предрасположенностью к анализу не всегда готовы быстро перевести внимание на внешние объекты. Это затрудняет их реакцию на неожиданные поступки соперника или партнера. Все мы многократно видели футболистов, которые, увлекаясь демонстрацией личного мастерства, упускали возможность дать проворный и точный пас открывшемуся партнеру.

Спортсмены, обладающие огромным объемом и внешней сосредоточенностью внимания, особенно удачно выступают в соревнованиях, требующих стремительной перемены действий в зависимости от изменений наружной ситуации. Баскетболисты, футболисты, хоккеисты с подобным видом внимания славятся умением отдать мгновенный пас открывшемуся партнеру.

На эффективность занятий баскетболом оказывают воздействие его интеллектуальные особенности, тип нервной системы, способность к тактическому мышлению. В спортивных играх важна скорость и объём визуального восприятия, живость обработки информации, развитое оперативное мышление, превосходная кратковременная память, твердость внимания, помехоустойчивость. У подростков, занимающихся баскетболом, эти способности складываются уже в 10–11 лет и, под влиянием спортивной тренировки, продолжают благополучно развиваться. Внушительный объём и высокая интенсивность тренировочных и соревновательных нагрузок, необходимость стремительных и четких дифференцировок, приводят к увеличению силы и подвижности нервных процессов.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что баскетбол — это игра атлетичных, ловких, выносливых и стремительных. В этой спортивной игре присутствует командное единоборство, в котором ценится индивидуальный стиль и кооперация в решении тактических задач команды. Непрерывная смена характера игровых действий, высокая эмоциональность развивает здоровых, физически сильных людей устойчивых к стрессу, содействует развитию психических процессов, в том числе и внимания.

Литература:

Гилев, Г.А. Зависимость распределения и устойчивости внимания от уровня физической подготовленности / Г.А Гилев, С.К. Романовский // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2015. – № 9 (127). – С. 72–75.

Ильичева, О.В. Использование утяжелённой скакалки в тренировке баскетболистов студенческих команд / О.В. Ильичева, Я.В. Сираковская, А.В. Ежова, Н.И. Зиземская, А.В. Доронкин // Культура физическая и здоровье. – 2018. – № 4. – С. 93–96.

Леньшина, М.В. Проектирование прыжковых заданий для воспитания скоростно-силовых способностей юных баскетболистов / М.В. Леньшина, Г.Н. Германов, Р.И. Андрианова, О.И. Кузьмина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2015. – № 11 (129). – С. 133-140.

Родионов А.В. Психологические основы подготовки баскетболистов / А.В. Родионов. – Киев: Здоровья, 1989. – 132 с. – Библиогр.: с. 134.

Просмотров работы: 219