Формирование исследовательских компетенций младших школьников - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Формирование исследовательских компетенций младших школьников

Юпатова К.Р. 1
1Шуйский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Ивановский государственный университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время в нашей стране воспитание ответственной, ориентированной в разных областях деятельности и готовой к научно-исследовательской работе личности является одной из приоритетных государственных задач. Сущность образовательной политики начальной школы – формирование учащегося как субъекта деятельности и учения. Способность учиться, как основной приоритет ФГОС НОО, включает в себя такие качества как самостоятельность, инициативность, познавательная активность. Сегодня среди комплекса необходимых качеств современного человека востребованными становятся исследовательские компетенции. Они актуальны, так как общество изменчиво, и школе предстоит готовить обучающихся к жизни, к переменам, быть мобильными. Начальная школа – важный этап целенаправленного развития исследовательских компетенций учащихся. В этот период закладываются основы личности и как учащегося, и как «творца», исследователя.

Прежде чем перейти к рассмотрению понятия «исследовательские компетенции», нужно понять разницу между двумя терминами: «компетенция» и «компетентность». Они имеют достаточно широкий спектр толкования. Понятие «компетенция» часто используется, когда говорят об умениях, поскольку оно определяет способность, основанную на опыте, способностях, приобретенных в процессе обучения. Компетентность обозначает качества, свойства личности, определяющие её готовность к выполнению какого-либо действия на основе сформированных навыков, умений и приобретённых знаний. Компетентность формируется у обучающегося в виде его личностного роста, самоорганизации. Компетенция же рассматривается в виде знаний, умений, навыков, приобретённых в ходе деятельности. Компетенция – это параметр социальной роли, который в личностном плане проявляется как компетентность.

Почему важно знать различия в данных понятиях? Данные термины встречаются часто как в научной литературе, так и в повседневной жизни. Большинство людей только приблизительно понимают, какие различия есть в понятиях. Однако важно знать их точно, чтобы не совершать ошибок и понимать друг друга.

Исследование О.Н. Журавлевой помогает выявить несколько этапов в представлении ученых о приобщении учащихся к исследовательской деятельности. Это необходимо знать для полного понимания сущности исследовательской компетенции. Отмечается, что первоначально предпочтительным в этой области было понятие «исследовательский метод в обучении», сложившееся со времен Я.А. Коменского, А.В. Дистервега. В ХХ в. названное понятие трансформируется в концепцию «исследовательского подхода в образовании», разрабатываемую в трудах В.И. Андреева, И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина и др. В конце ХХ в. в психолого-педагогических исследованиях В.И. Мареева, П.И. Пидкасистого, Н.Ф. Талызиной, а затем в работах О.К. Огурцова, А.А. Окунева, Н.М. Рогановского появляются термины «учебно-исследовательская деятельность учащихся», «исследовательские умения школьников». В первом десятилетии ХХI в., в связи с распространением компетентностного подхода в образовании стало предпочтительным применение термина «исследовательские компетенции», которое и является наиболее целесообразным с точки зрения современных образовательных стандартов [1]. Можно сделать вывод, что вопрос о формировании исследовательских компетенций интересовал многих ученых уже давно.

В.Н. Кобякова и В.Н. Куровский предлагают определять понятие «исследовательская компетенция» школьника как «способность и готовность самостоятельно выдвигать идеи, гипотезы, ставить проблемы, работать с разнообразными источниками информации, выполнять набор действий экспериментального и теоретического характера» [2].

Операции поиска и обработки информации, осуществление практических действий, формирование исследовательских компетенций возможно через организацию исследовательской деятельности. Сущность исследовательской деятельности состоит в том, что она предполагает постановку проблемы, определение объекта исследования, описание и объяснение фактов, часто – проведение эксперимента, создание гипотезы, предсказание и проверка полученного знания, определение способов и средств действий.

Исследовательская деятельность в чистом виде недоступна обучающимся школы по причинам недостатка знаний, опыта в проектировании. В связи с этим А.С. Великих предлагает использовать термин «проектно-исследовательская деятельность» [3]. При таком подходе преобладающую позицию занимает проектный компонент, а компонент исследования сводится к проведению мини-исследований, то есть получению не известных ранее ученику знаний.

Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Возраст младших школьников самый благоприятный для того, чтобы максимально развить задатки поисковых и исследовательских навыков.

Выбирая тематику исследований для младших школьников, необходимо учитывать интересы детей, а также их возрастные особенности. Вся ответственность за качество намечаемой работы лежит на учителе, поэтому необходимо помнить, что исследовательский труд требует максимальной самодисциплины и самостоятельности от обучающегося. Конечно, поначалу не у всех детей будет получаться, так как не каждый ученик умеет использовать литературу, анализировать материал, представленный в каком-либо источнике, чётко и ясно излагать свои мысли. Поэтому основная работа по организации деятельности обучающихся лежит на учителе, а ученики ещё только учатся находить свой путь к знаниям.

Естественно, что у учителя также должны быть сформированы исследовательские компетенции. Педагог должен стремиться к постоянному самообразованию и саморазвитию, быть творчески развитым. Учителю следует активно проявлять педагогическую позицию, иметь собственное стремление к исследовательской деятельности. Учитель должен уметь прогнозировать результат как собственной деятельности, так и деятельности ученика.

В.С. Михайлюкова считает, что для развития исследовательской компетентности младших школьников необходимы некоторые условия, главными из которых являются систематичность, мотивированность, психологический комфорт [4]. Значит, исследовательская деятельность должна быть постоянной, непрерывающейся; учитель в данном случае – наставник, товарищ; обучающимся должно быть комфортно взаимодействовать с учителем и с другими юными исследователями; исследование, проводимое учеником, должно быть интересным и подходящим по возможностям ребёнка.

В настоящее время развитое исследовательское поведение рассматривается уже не как узкоспециальная личностная особенность, а как неотъемлемая характеристика личности, как стиль жизни современного человека. Умения и навыки исследовательского поиска необходимы каждому человеку, так как самые ценные и прочные знания добываются нами самостоятельно, в ходе собственного поиска, отбора, «пропускания через себя» информации.

Исследовательская компетентность учащихся формируется, прежде всего, при наличии нестандартной формы организации учебного процесса, использовании таких методов организации обучения, при которых у обучающихся развивается интерес к более глубокому изучению того или иного предмета. Анализ статей по теме исследования позволил выделить такие методы, как метод проектов, решение исследовательских заданий, наблюдение в ходе экскурсии, сетевые проекты и веб-квесты, педагогическое тестирование, а также технологии развивающего и проблемного обучения.

Проектная деятельность является обязательной в начальной школе, согласно новым Федеральным государственным образовательным стандартам. Проектная и исследовательская деятельность является эффективным методом, формирующим умение самостоятельно добывать новые знания, работать с информацией, делать выводы и умозаключения. Важно, чтобы обучающиеся понимали, что проектная деятельность полезна прежде всего для них самих. Однако существует такой момент в организации исследовательской деятельности в начальной школе, когда подготовкой проекта занимаются родители, а ребенок выступает только в роли наблюдателя и докладчика. Это изначально полностью противоречит целям и задачам проектной деятельности. Данный вид деятельности должен показывать, что в нём нет неуспевающих детей. Все они погружаются в творческий поиск, поэтому важно, чтобы исследование проводилось по большей части самим ребенком и лишь с незначительной помощью педагога или родителей.

В.Н. Кобякова и В.Н. Куровский выделяют такой метод, как исследовательские задания. Они уточняют, что «банк таких заданий может быть подобран из разнообразных сборников заданий по учебным предметам, в зависимости от цели, которую ставит педагог обучающимся в учебно-исследовательской деятельности… Они (задания) могут содержать вопросы и задания на смекалку, логику, оценку проблемных ситуаций и т. д.» [2]. Следует подбирать такие задания, которые имеют неоднозначное решение, при этом может организовываться обсуждение в классе. Так будет обеспечиваться формирование и развитие межличностного общения, а также укрепление социальных связей обучающихся.

О.Б. Голубев справедливо замечает, что компьютерные игры являются одними из значимых интересов современных школьников. Идеи игры можно использовать в учебном процессе, реализуя его через такие активные методы обучения на основе ИКТ, как учебные сетевые проекты, веб-квесты, интерактивные обучающие игры [5].

Говоря о тестировании, нужно сказать, что чаще это – средство контроля. А.С. Великих считает, что педагогические тесты должны обогащать тестируемых новыми знаниями, научить их применять на практике и формировать положительное отношением к тестам, к процессу обучения. Автор статьи предлагает построить применение тестовых технологий по схеме: обучаем – формируем – контролируем [3]. Выделяются формирующие и контролирующие тесты. Тесты обучающего, формирующего назначения содержат теоретический материал, таблицы, схемы, алгоритмы или указания, где найти подсказку. Тестовые задания должны нацеливать учащихся на проведение сравнений, наблюдений, анализа задач и побуждать к выявлению закономерностей и причинно-следственных связей. Современной школе следует отказаться от использования тестирования исключительно как средства контроля. Нужно рассматривать педагогические тесты как продуктивный метод формирования исследовательских компетенций.

Формировать исследовательские компетенции средствами одной педагогической технологии невозможно. Можно отметить важное значение технологий развивающего и проблемного обучения в формировании таких компетенций.

Н.Л. Лисунова приводит пример формирования исследовательской компетенции посредством организации кружка «Школьное лесничество» [6]. Основными видами исследовательской деятельности на занятиях являются экскурсии, эксперименты, изучение процессов и явлений, наблюдение, анализ, систематизация количественных и качественных показателей изучаемых процессов и явлений; отслеживание, объяснение и прогнозирование качественных и количественных изменений изучаемых систем, явлений, процессов, в виде вероятностных суждений об их состоянии в будущем. Результатом исследований, как правило, является разработка и защита исследовательских проектов.

А.В. Шпак и Е.В. Шевчук считают, что не всегда удается внедрять элементы формирования научно-исследовательской деятельности на отдельно взятом предмете. Поэтому предлагается ввести факультатив «Основы организации исследовательской деятельности». Это позволит эффективно и системно сформировать общие компетенции и навыки самостоятельной исследовательской деятельности (по сравнению с элементами обучения исследовательским навыкам в рамках отдельных предметов) [7].

Формирование исследовательских компетенций может происходить на уроке (урок – исследование, урок – лаборатория, творческий отчет, урок – проект, урок – экспертиза, урок – путешествие, урок – экскурс в эпоху деятельности ученого и другие) и вне урока (школьное НОУ, олимпиады, конкурсы, интеллектуальные марафоны, конференции, факультативы, исследовательские домашние задания).

Как уже было отмечено, у учителя должны быть сформированы исследовательские компетенции, чтобы грамотно создавать условия для формирования их у обучающихся. Поэтому целью исследования является выявление тех методов и форм организации обучения, которые учителя используют для формирования исследовательских компетенций обучающихся, а также выявление уровня сформированности исследовательских компетенций у учителей. Для реализации цели была составлена анкета на основе Опросника Ф. Татла и Л. Беккера для родителей и педагогов (с изменениями), проведён опрос учителей на базе школы №8 г. Шуя и составлены рекомендации для учителей.

Вопросы анкеты подразумевали выбор одного ответа, выбор нескольких ответов, оценку собственной деятельности по 5-бальной шкале или по предложенной шкале. Результаты получились следующими. Большая часть учителей считает, что школьникам необходимо заниматься исследовательской деятельностью. Ни один учитель не ответил отрицательно. Можно сделать вывод, что учителя осознают важность формирования исследовательских компетенций.

При указании того, на каком этапе исследования необходимо оказывать помощь ребёнку учителя отметили, что на этапе выбора темы можно помогать эпизодически. Это теоретически верно, ведь главное в исследованиях обучающихся – их самостоятельность в выборе темы. Важно, чтобы выбранная ими тема нравилась им.

На этапе выделения проблемы все учителя помогают обучающимся эпизодически или работают вместе с обучающимся, ведь качественно выделить проблему – задача довольно непростая, особенно для младших школьников.

На этапе постановки цели, определения задач, составления плана и выбора методов большинство учителей либо помогают эпизодически, либо работают с обучающимся, что также объясняется сложностью этапов для обучающихся.

На этапах организации работы, поиска информации, оформления и представления результатов большинство опрошенных учителей помогали эпизодически в качестве совета или не помогали вовсе. С точки зрения теории это верно, так как именно на этих этапах обучающийся должен работать по большей части самостоятельно, это его собственное исследование и только он может определить, о чем он хотел бы рассказать, а о чём рассказывать не стоит.

Учителям было предложено указать те формы обучения, которые, на их взгляд, способствуют формированию исследовательских компетенций. Все учителя проголосовали за вариант ответа «участие в проектах». При анализе литературы по теме был сделан вывод о том, что многие исследователи считают именно метод проектов наиболее значимым в формировании исследовательских компетенций.

13 человек выбрали варианты ответов: проведение исследовательских работ; подготовка докладов на уроках; решение задач исследовательского типа. Можно заметить, что все эти варианты ответов связаны с работой с информацией, её поиском, отбором, анализом и синтезом, способностью оформить представить информацию. Значит, большинство учителей считают именно эти умения наиболее значимыми для формирования исследовательских компетенций.

Наименее выбираемым ответом оказался метод составления портфолио, его выбрали лишь 5 учителей. Это можно объяснить тем, что портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника. Здесь важно умение анализировать собственную деятельность, проводить самоанализ и рефлексию. Безусловно, эти умения нужны для формирования исследовательских компетенций, но они играют не ведущую роль.

Из тех же вариантов ответа учителям было предложено выбрать те формы обучения, которые применяются ими в образовательном процессе. Наиболее выбираемым ответом снова оказался метод проектов – его выбрали 19 учителей. Следующим наиболее выбираемым ответом оказался ответ «самостоятельная работа на уроке» - 17 человек. Это верно с точки зрения теории, т.к. как уже было замечено, знания становятся более глубокими и прочными, если они получены в ходе самостоятельной деятельности. Третьим по выбираемости ответ оказался «подготовка докладов на уроках» - 13 человек. Вспоминая ответы прошлого вопроса анкеты, этот метод часто выбирался в качестве наиболее значимого в формировании исследовательских компетенций.

Учителям было предложено ответить на вопрос о том, как они мотивируют обучающихся к исследовательской деятельности. Большинство учителей подбирают тематику исследований по интересам обучающихся – почти 53% от числа опрошенных. Почти 32% организуют уроки исследовательского плана. С точки зрения теории это верно, так как таким образом они формируют внутренние мотивы к исследовательской деятельности, незаметно для обучающихся подталкивают их к поиску информации и исследованиям. Однако, почти 16% учителей обещают поставить хорошую оценку за исследование. Но таким образом они формируют внешний мотив к деятельности – работа ради оценки. Но с другой стороны, может возникнуть такая ситуация, что в ходе исследования обучающегося действительно может заинтересовать тема, и тогда внешний мотив перейдёт во внутренний. Но такие ситуации происходят редко.

В заключение учителям было предложено оценить свой уровень развития исследовательских компетенций по нескольким критериям по 5-бальной шкале. Большинство учителей любознательны, проявляют большое желание учиться, трудные задания не вызывают у них раздражения, они любознательны, проявляют способность к подробному рассказу или пересказу, интересуются сложными, глобальными проблемами, читают много дополнительной литературы, проявляют большое желание получать новые знания, трудные задания не вызывают у них раздражение, а наоборот – они не огорчаются, если у них что-то не получается, для них оказалось легче самим разобраться в вопросе, чем попросту заучить что-либо, они без проблем могут определить цель, задачи, актуальность своего исследования, грамотно ищут информацию в ЭБС.

Таким образом, в ходе исследования выявлено, что у учителей сформирована исследовательская компетенция. Они осознают важность формирования исследовательских компетенций, предоставляют обучающимся достаточно возможностей для проведения их собственного исследования. Учителя применяют верные с точки зрения теории методы – метод проектов, решение исследовательских задач, самостоятельная работа на уроке и др.

Исследовательские компетенции учителя являются необходимым компонентом профессиональной компетентности учителя. Вследствие этого учителям рекомендуется продолжать развивать собственные исследовательские компетенции через разработку проектов, повышение квалификации, самообразование, чтение и, возможно, даже разработку научно-методической литературы, реализацию собственных идей, изучение опыта коллег.

Рекомендуется в начальной школе делать упор на нахождение способов действий, вырабатывать собственные «пути к знаниям».

Существуют различные интересные задания и упражнения, выполняя которые, обучающиеся будут формировать свои исследовательские компетенции незаметно для себя. Например, существуют упражнения: «Посмотри на мир чужими глазами», «Кто лишний?» (необходимо выбрать лишнее слово или картинку и аргументировать выбор), «Полезный – бесполезный» (в ряде слов выделить полезные и бесполезные предметы, а затем к тем предметам, которые оказались бесполезными, придумать условия, при которых они бы стали полезными), задания-рассуждения (Почему течёт вода? Почему дует ветер?).

Рекомендуется проводить диагностику обучающихся на уровень сформированности исследовательских компетенций, например Р.С. Немова «Вербальная фантазия», тест «Определение интенсивности познавательной потребности» (по B.C. Юркевич), анкета «Умеете ли Вы?» (по Муравьеву Е.М), «Мое отношение к исследовательской деятельности» (Ю.А. Казимирова), диагностика креативности Е.Торренса.

Таким образом, в формировании исследовательских компетенций школьников важна их самостоятельность, мотивированность, должен соблюдаться учет психологических особенностей, должна быть создана творческая среда и психологический комфорт. Не менее важен высокий уровень развития исследовательских компетенций педагога.

Список литературы:

1. Леонова А.Л. Ключевые компетенции учащихся по ФГОС / А.Л. Леонова // Портал информационной поддержки руководителей образовательных организаций. URL : https://inlnk.ru/G6j9N4 (дата обращения: 20.12.2022)

2. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты / А.В. Хуторской // ЭЙДОС. – 2002. – №2. – С. 58 – 64. URL : https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21696577 (дата обращения: 20.12.2022)

3. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. – М.: Издательство ИКАР, 2009. – С. 107.

4. Селевко Г.К. Компетентности и их классификация / Г.К. Селевко // Народное образование. – 2004. – №4. – С. 139 – 144.

5. Журавлева О.Н. Формирование исследовательских компетенций школьников в обучении математике / О.Н. Журавлева, Ж.А. Сарванова, С.Н. Дорофеев // Развитие науки и образования : коллективная монография / гл. ред. Э.Н. Рябинина – Чебоксары: ИД «Среда», 2018. – С. 212-221. – ISBN 978-5-6040294-7-3.

6. Кобякова В.Н., Куровский В.Н. Исследовательская компетенция обучающихся как компонент современного содержания общего среднего образования // Вестник ТГПУ. 2017. №8 (185). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovatelskaya-kompetentsiya-obuchayuschihsya-kak-komponent-sovremennogo-soderzhaniya-obschego-srednego-obrazovaniya (дата обращения: 20.12.2022).

7. Великих А.С., Смирнова Л.В., Торшина О.А. Организация проектно-исследовательской деятельности при решении некоторых видов планиметрических задач перегибанием листа бумаги // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 6. – URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=28295 (дата обращения: 20.12.2022).

8. Михайлюкова В.С., Иващенко Е.В. Особенности формирования исследовательской компетенции в младшем школьном возрасте / В.С. Михайлюкова, Е.В. Иващенко // Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт. – 2020. – С. 167 – 170. – URL : https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44193579 (дата обращения: 20.12.2022).

9. Голубев О.Б. Образовательный веб-квест как технология развития исследовательской компетенции школьников / О.Б. Голубев // Информационные и педагогические технологии в современном образовательном учреждении. – 2018. – С. 27-29. – URL : https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32765424 (дата обращения: 20.12.2022).

10. Лисунова Н.Л. Формирование исследовательской компетенции учащихся через исследовательскую деятельность в школьном лестничестве «Экошкола» МБОУ СОШ №3 г. Назарово / Н.Л. Лисунова // Практики развития: замыслы, технологии, контексты. – 2019. – С. 133 – 135. – URL : https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37524395 (дата обращения: 22.12.2022).

11. Шпак А.В., Шевчук Е.В. К вопросу формирования навыков учебно-исследовательской деятельности школьников с учетом мегатрендов и основных мировых тенденций общественного развития / А.В. Шпак, Е.В. Шевчук // Учебно-исследовательская деятельность учащихся: реалии и перспективы. – 2018. – С. 125 – 131. – URL : https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36849924 (дата обращения: 22.12.2022).

Просмотров работы: 74