Спорт и мотивация физической активности в художественной литературе - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Спорт и мотивация физической активности в художественной литературе

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность: физическая активность является важной составляющей жизни каждого человека, поскольку оказывает прямое влияние на состояние здоровья. В современном мире сидячего образа жизни, гаджетов и нездорового питания тема заботы о собственном здоровье стоит очень остро. И, как правило, в роли оправдания мы часто используем такое знакомое и простое слово – лень. На вопрос о том, почему же не получается побороть лень, звучит не менее знакомое словосочетание – недостаток мотивации. В связи с этим поиск всевозможных источников мотивации для ведения здорового образа жизни и, в частности, занятий спортом очень актуален в наши дни. В своей работе я решила осветить один из не самых очевидных, на мой взгляд, мотивационных источников - художественную литературу.

Цель: определить роль спорта и мотивации физической активности в художественной литературе.

Задачи:

- изучить роли спорта, мотивации и художественной литературы в жизни человека;

- рассмотреть тему спорта в художественной литературе;

- определить значение книги как источника мотивации.

Движение – это жизнь, об этом неоднократно слышал каждый. И в самом деле, колоссальное значение физической активности для нашей здоровой и счастливой повседневной жизни очень сложно переоценить.

Ни для кого не секрет, что физическая активность дарует нам не только крепкое здоровье, но и здоровую и устойчивую психику, а также продлевает молодость. В это же время спорт обеспечивает здоровье отдельным составляющим человеческого организма, а именно опорно-двигательной, дыхательной и сердечно-сосудистой системам, иммунитету и другим. Помимо названного, ежедневная физическая активность и периодические занятия спортом способствуют становлению и развитию ясности ума, оптимизма, целеустремлённости и силы воли, увеличивают запас жизненных сил и энергии человека [1].

Сидячий образ жизни, ставший обыденным для большой части человечества в XXI веке, является большим препятствием, на пути к здоровому образу жизни: люди всё чаще отдают предпочтение умственному труду, как правило, за компьютером или прямо в мобильном телефоне, передвигаются на личных автомобилях и общественном транспорте, отдают 15 свободных минут после пробуждения ленте в социальных сетях, а не утренней гимнастике, и даже выбирают к приобретению породы собак, не требующие большой активности в виде регулярных тренировок и длительных прогулок или пробежек. Не пугает людей даже статистика, сообщающая о риске прожить на 15-17 лет меньше, чем те, кто сидит не более трёх часов в день и активно двигается [1]. Так что же, в таком случае, способно убедить людей уделять больше времени собственному здоровью?

Уже снято и написано множество фильмов, сериалов, книг, статей и журнальных публикаций о великих спортсменах и их вкладе как в развитие мирового спорта, так и в свою собственную жизнь и жизнь своих близких. Им воздвигаются памятники, в их честь называют улицы и организуют соревнования. Спорт, так или иначе, связан со всеми сферами человеческой жизнедеятельности. А как именно представляется спорт в произведениях художественной литературы? Способно ли искусство повлиять на людей, убедив их заняться спортом? И способна ли конкретно художественная литература послужить мотивацией к началу занятий спортом?

Литература, подобно спорту, играет важную роль в жизни людей. Именно благодаря ей многие поколения росли и знакомились с самыми разными знаниями, открытиями, идеями, взглядами, познавали окружающий мир и сами себя, знакомились с такими категориями, как, например, добро и зло, красота, ответственность, жестокость, правда и ложь и многими другими. Реализуя свою эстетическую функцию литература учила и продолжает учить нас прекрасному. Персонажи любимых литературных произведений становятся нашими кумирами, вызывают желание подрожать им: говорить, двигаться, думать, одеваться и действовать в точности, как они.

В наши дни бытует мнение, что литература утрачивает своё значение, её вытесняют телевидение, кинематограф, Интернет и социальные сети. Рискну возразить: согласно данным, полученным в результате инициативного всероссийского интернет-опроса «ВЦИОМ–онлайн», в котором приняли участие 1600 россиян в возрасте от 18 лет, 92% опрошенных читают книги, из них 61% отдают предпочтение художественной литературе [5]. Таким образом, можно отметить, что, несмотря на активное развитие других отраслей, литература всё ещё играет важную роль в жизнях людей, сохраняя свою многогранность и продолжая развиваться, параллельно оказывая помощь человеку в постижении самого себя и мира вокруг, в побуждении в нем стремления к духовному счастью.

В свою очередь, мотивация, согласно толковому словарю Ушакова, представляет собой систему доводов, аргументов в пользу чего-нибудь [4]. Иначе говоря, мотивация есть побуждение к действию.

Пирамида потребностей А. Маслоу

На сегодняшний день существует много мотивационных теорий, но за основу часто берётся пирамида иерархии потребностей Маслоу. Её ключевая идея заключается в том, что у каждого человека есть иерархия потребностей, в соответствии с которой некоторые из этих потребностей удовлетворяются только после того, как будут удовлетворены другие, к которым относятся физиологические потребности человека (пища, вода, отдых) [3].

На втором уровне потребностей расположены безопасность и уверенность в завтрашнем дне, в будущем, затем идут потребность в социализации, потребность в уважении и признании со стороны социума и на заключительном этапе – потребность в самовыражении, в реализации своего личностного потенциала [3].

Процесс мотивации состоит из оценки причин, влияющих на ощущение неудовлетворённости, постановки целей для их удовлетворения и разработки плана действий на пути к достижению намеченных целей.

Но для того, чтобы перейти от мыслей к действию, человеку нужно побуждение. Оно может быть внешним и внутренним. Это определяется мотивационной сущностью человека: кому-то достаточно захотеть чего-то, чтобы побудить себя к действию, кому-то же помимо желания необходимо получить стороннее воздействие, а порой и не одно, чтобы начать двигаться к цели [3].

Анализируя вышесказанное можно отметить, что именно поведение человека в различных ситуациях и приводит его к определенным результатам.

Думаю, и так понятно, что роль мотивации в спорте так же, а может даже и более значима, чем в повседневной жизни, ведь спорт – это постоянное преодоление трудностей, непрерывное соревнование с другими и с самим собой, сфера жизнь, для которой не существует слов «я не могу» и «невозможно». Спортивная мотивация – уникальный представитель долговременной мотивации. В то время как мы ежедневно на протяжении всей жизни сталкиваемся со вспышками кратковременной мотивации из разряда «помою посуду – мама отпустит погулять», «почитаю учебник – получу хорошую отметку», «сдам вовремя квартальный отчёт – получу премию», спортсменам, как и людям, решившим навсегда изменить свою реальность в пользу здорового образа жизни, этого будет недостаточно. Есть ведь разница: один раз встать пораньше и сделать зарядку или делать так изо дня в день на протяжении жизни? Именно долговременная мотивация способна превратить секундное желание в привычку.

Будучи более «сильной», долговременная мотивация имеет и более сложную структуру, чем кратковременная. В её основе лежат физиологические и психологические мотивы. Под первыми подразумевается желание улучшить физиологические качества своего тела, в то время как ко вторым относится наслаждение именно от процесса занятий спортом и физической активностью, не от их результата. Стоит также упомянуть здесь когнитивный мотив, направленный на познание возможностей собственного тела, и, конечно же, соревновательный – дух конкуренции является обязательной частью профессионального спорта, но вполне себе ощущается и в наших ежедневных спортивных рутинах [2].

Итак, мотивация является одним из основополагающих компонентов занятий физической культурой, в связи с чем формирование внутренней мотивации спортивной деятельности с учётом личностных особенностей каждого отдельного человека просто необходимо.

Возвращаясь к взаимосвязи мотивации, литературы и физической активности нельзя не упомянуть биографии. Я с лёгкостью могу себе представить мальчишку-подростка, прочитавшего биографию, к примеру, Майка Тайсона, который в следующую секунду после окончания прочтения упрашивает свою маму подарить ему боксёрскую грушу или записать его в секцию. Да и вполне себе взрослого мужчину представляю: он дочитывает последнюю страницу книги о Лионеле Месси и пишет своему коллеге по работе с предложением погонять мяч на спортивной площадке рядом в офисом после работы. Но это всё понятно. Книга, напрямую повествующая об истории известного спортсмена, способна вдохновить практически кого угодно. А что насчёт художественной литературы.

Здесь у меня тоже есть ответ. «Тимур и его команда» Аркадия Гайдара, «Том Сойер» Марка Твена или же «Хроники Нарнии» К. С. Льюиса – чем не мотивация? Разве мы не мечтаем в детстве быть сильными и непобедимыми, как Тимур, ловкими и неуловимыми, как Том, отважными, да чтобы непременно уметь сражаться на мечах, как Король Питер? Это и есть мотивация. Мотивация, звучащая у нас в головах таким простым: «Хочу так же!» С годами мы растём и становимся старше, Тимура заменяет сильный и мудрый Арагорн из трилогии «Властелин колец», а на смену «леди совершенство» Мэри Поппинс приходят героини любимых романов. И так далее, этот список можно продолжать бесконечно долго, ведь, как мы уже знаем, мотивация для каждого из нас индивидуальна, так как она строится на наших собственных особенностях и предпочтениях. Но если вдруг вы прямо сейчас задаётесь вопросом недостатка мотивации, то художественная литература вполне может стать для вас её новым источником, а возможно и самым действенным.

Таким образом, можно сделать вывод, что спорт имеет место быть в литературе, в том числе и художественной, и более того, художественная литература может служить прекрасным источником мотивации физической активности и занятий спортом.

Список использованной литературы

Белова Н. А., Белова О. О. Исследование мотивации спортивной деятельности // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: электрон. научн. журнал. 2014. № 4(7). с. 66–73.

Мартын И. А. Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом у студенческой молодежи // Universum: Психология и образование: электрон. научн. журн. 2017. № 6(36).

Маслоу А. Х. Мотивация и личность: пер. с 3-го англ. изд. / А. Х. Маслоу. – Москва; Санкт-Петербург; Нижний Новгород и [др.]: Питер, 2008, 2021, 2009, 2010. – 351 с.

Ушаков Д. Н. Большой толковый словарь современного русского языка: 180000 слов и словосочетаний / Д. Н. Ушаков. – М. : Альта-Принт [и др.],2008. – 1239 с.

Книжная культура – 2022. – [Электронный ресурс]. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/knizhnaja-kultura-2022 (Дата обращения: 23.12.2022)

Просмотров работы: 34