Введение
Геоинформационные системы в настоящее время очень широко используются почти во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и в жилищно-коммунальном хозяйстве для решения многих вопросов. Прежде чем рассмотреть, как именно геоинформационные системы применяются в управлении ЖКХ, необходимо разобраться с самим понятием ГИС.
ГИС – это системы, которые предназначены для сбора, хранения, анализа и графической визуализации пространственных данных и информации, которая связана с ними, о представленных в ГИС объектах. Если говорить иначе, то это инструменты, которые позволяют пользователям искать, анализировать и редактировать цифровые карты, а также дополнительную информацию об объектах. [5]
Современные геоинформационные системы дают руководителям и основным службам предприятий ЖКХ мощный инструмент для управления разветвленной инфраструктуры инженерных сетей, при этом позволяя либо полностью автоматизировать, либо значительно упростить выполнение различных задач и решение проблем. ГИС также дает возможность моделировать физические процессы в сетях, сокращать сроки поиска и локализации аварийных участков при общем снижении финансовых и трудовых затрат. [7]
Мне хотелось бы узнать как можно больше об этой теме, поэтому мной была поставлена цель:
изучить применение ГИС в ЖКХ.
А также определены следующие задачи:
изучить основные задачи ГИС в ЖКХ;
рассмотреть процесс внедрения ГИС-проектов на производства;
рассмотреть проблемы и перспективы ГИС в ЖКХ.
Основные задачи ГИС в ЖКХ
Информационные системы в жилищно-комунальном хозяйстве решают много различных задач, которые упрощают взаимодействие обычных людей и обслуживающих организаций. Получив доступ к таким системам, каждый человек может не только найти все интересующие его сведения об управляющей компании, но и сравнить ее работу с другими обслуживающими организациями. Это помогает собственникам квартир действительно видеть, куда зачисляются ежемесячные платежи, узнать о своих задолженностях, принимать решения о любых изменениях при необходимости. [9]
ГИС ЖКХ позволяет решить и другие вопросы, при этом, не требуя непосредственного посещения офиса управляющей компании. Это увеличивает возможность получения всей необходимой для людей информации, которые по тем или иным причинам хотят получать ответы на свои вопросы в дистанционном режиме. [9]
Далее рассмотрим задачи ГИС, которые помогают упростить работу функционирующего предприятия:
централизованное хранение информации – на предприятии вся информация, которая описывает сеть самого предприятия, не рассредоточена по нескольким отделам, а сосредоточена в едином хранилище. Данная функция позволяет избежать дублирования и внутренних противоречий информации. Помимо этого, база знаний предприятия о своей сети перестает быть зависимой от конкретных физических лиц, так как вся информация вносится в систему в процессе ее создания; [4]
полная паспортизация объектов сети – без помощи ГИС проведение паспортизации может занимать большое количество времени, так как это является очень трудоемким процессом, а составление каких-либо сложных отчетов может занимать дни и недели. Что же такое полностью паспортизированная сеть и как ее можно применять в ГИС? Во-первых, каждый объект имеет свой уникальный номер, известны паспортные данные по всем объектам, например, схемы колодцев, камер, насосных станций, расходы и схемы подключения потребителей и многое другое. Во-вторых, существует возможность осуществлять поиск объектов по любому запросу, как по пространственным, так и по табличным данным. В-третьих, возможность просмотра различных объектов, например, работает ли насос, подключен ли потребитель к сети и наконец, с помощью информационных систем можно автоматически формировать отчеты по всем объектам сети, сводные отчеты по всей сети в целом или же только части территории. [4]
Решение коммутационных задач – решение таких задач означает, что за малый промежуток времени можно определить какие задвижки необходимо перекрыть для изоляции аварийного участка или какие потребители при этом будут изолированы. Безусловно, эти задачи могут решаться и без помощи ГИС. Проблема состоит лишь в скорости ее обработки. Когда вся информация содержится в электронном виде, этот процесс становится намного проще.
Автоматизация работы диспетчерской службы – применение ГИС в диспетчерской службе намного облегчает работу персоналу. Например, информационные системы позволяют осуществлять ведение журналов по аварийным, ремонтным, профилактическим работам в электронном виде; оперативно обновлять информацию по изменению состояния объектов сети; автоматически готовить отчеты об изменении состояния сети (количество аварий за месяц и их местоположение, какие потребители были отключены от сети и в какое время). [4]
Проведение инженерных расчетов – очень часто именно возможность проведения инженерных расчетов становится главной причиной внедрения ГИС-технологий на производство. Рассмотрим на примере теплосети типы расчетов, осуществляемых с использованием информационных систем:
наладочный расчет – это обеспечение потребителей необходимым количеством воды и тепловой энергии. Проведение расчета самой теплосетью дает возможность отказаться от дорогостоящих услуг наладочных организаций;
поверочный расчет – определение фактического расхода теплоносителя на участках тепловой сети и у потребителей, а также количество тепловой энергии, получаемой потребителем;
конструкторский расчет – анализ подключения новых потребителей, например, зданий или целых улиц, к уже существующей и рассчитанной сети.
В будущем информационные системы будут совершенствоваться и выполнять гораздо больше задач, но уже сейчас видно, что этот список достаточно большой и преимущества при использовании ГИС-технологий не вызывают сомнений. [4]
Процесс внедрения и применения ГИС-проектов
Внедрение систем такой сложной организации – это очень длительный и трудоемкий процесс, который требует больших затрат и решения большого количества организационных и технических проблем. ГИС-технологии в ЖКХ являются своеобразной системой учета и контроля потребления различных энергетических ресурсов. [3]
Далее рассмотрим структуру типового процесса внедрения ГИС, рассмотрим основные этапы:
определение главных целей внедрения системы, формализация требований к задачам, которые будут решаться системой;
выбор наиболее подходящего программного обеспечения;
установка и настройка выбранного программного обеспечения;
проектирование структуры данных, форм, стилей и условных обозначений;
инвентаризация исходного материала и его анализ;
проведение работ по получению недостающих данных;
сканирование, калибровка, вставка бумажного материала в систему;
векторизация городской территории и объектов инженерных сетей;
заполнение таблиц данными;
ввод систем в эксплуатацию, что включает в себя обучение пользователей, настройка прав доступа к данным и т.д.;
работы по обновлению данных. [4]
Вышеперечисленные пункты являются основой для внедрения ГИС-технологий на многие предприятия. Далее необходимо рассмотреть особенно внедрения ГИС-проектов на предприятия именно сферы ЖКХ.
Первой особенностью является то, что предприятие занимается обслуживанием только своих коммуникаций. Именно поэтому, прежде всего, оно заинтересовано во вводе информации о своих собственных сетях. Оцифровывается не вся информация, а только требуемая – базовые пространственные объекты и инженерные сети предприятия. Исходя из потребностей работы с сетями, выбирается программное обеспечение, которое будет обеспечивать быстрый и удобный ввод данных и возможность подключения систем инженерных расчетов. Безусловно, у предприятия есть необходимость в знании местонахождения сетей другого предприятия, но затраты на ввод в систему таких данных могут оказаться очень высокими. [4]
Второй особенностью является тот факт, что существуют разногласия между топографическим планом сети и ее расчетной моделью. Поэтому при внедрении ГИС-программ на предприятия, обслуживающие инженерные сети, необходимо совмещать расчетную модель сети и ее картографическое изображение в рамках одной системы. Конечно, это накладывает дополнительные ограничения на выбор внедряемой ГИС и методику ввода данных, но без этой процедуры невозможно будет правильно исполнять работу. [4]
Третья и не маловажная особенность, что ГИС предприятий в сфере ЖКХ являются системой муниципального уровня, поэтому при внедрении геоинформационных систем необходимо учитывать несколько требований:
требования к системе координат (поскольку ГИС предприятий уровня года или района описывают сравнительно небольшую по площади территорию, то использовать сложные системы координат не имеет смысла; лучше использовать прямоугольную систему координат);
требования к точности (для предприятий необходима высокая точность расположения сетей относительно других пространственных объектов, так как именно по привязкам на местности ремонтная бригада будет ориентироваться при проведении работ;
требования к масштабу (основным масштабом, который используется при работе с бумажными картами на предприятиях ЖКХ, является масштаб 1:500; в случае электронной карты это понятие немного видоизменяется).
Наконец четвертая особенность – это создание «малобюджетных» ГИС-проектов. Для предприятий жилищно-коммунального хозяйства возможно создание так называемых «малобюджетны» ГИС-проектов. Под этим термином понимают системы, внедрение которых не требуют больших временных и финансовых затрат, но при этом они способны решать некоторые задачи, свойственные полнофункциональной ГИС. [4]
Проблемы и перспективы ГИС в ЖКХ
Для того чтобы рассматривать проблемы информационных систем, необходимо сначала разобраться с группами потребителей, которые заинтересованы в развитии и внедрении информационных систем и технологий:
предприятия всего жилищно-коммунального комплекса, включая предприятия подотраслей ЖКХ;
специализированные подразделения органов местного самоуправления и субъектов РФ;
ТСЖ, ЖСК, ЖК;
союзы, различные объединения и ассоциации предприятий ЖКХ;
зарубежные и отечественные поставщики материалов, оборудования и технологий для жилищной и коммунальной сфер;
торговые представительства других стран;
общественно-политические партии и движения, отдельные граждане, интересующиеся вопросами ЖКХ. [1]
Государство, благодаря созданию информационных систем в жилищно-коммунальном хозяйстве, планирует увеличить контроль над деятельностью предприятий ЖКХ и достичь наибольшей прозрачности их работ. Такие системы будут призваны стать источником достоверной и полной информации о расчетах за коммунальные услуги для обычных потребителей. Разработчики рассчитывают, что полномасштабный запуск данных систем облегчит взаимодействие между обычными пользователями и органами, предоставляющими услуги. Ученые также неоднократно отмечали пользу введения таких систем. Польза состоит в повышении эффективности государственного регулирования данной проблемной отрасли и принятии решений. В системах, как правило, объединены все участники сферы ЖКХ. [2]
Помимо удобства использования, у таких систем существует ряд проблем, которые требуют решения. Например, передача актуальной информации в систему остается сложной задачей, решить которую можно только с привлечением дополнительных финансовых и трудовых затрат. Данные информационные системы используют большое количество пользователей, поэтому случается большая загруженность систем и как следствие технические сбои в работе, например, «зависание» или невозможность сохранить свои данные в системе.
Еще одной актуальной проблемой является проблема достоверности и доступности информации, которая создается, применяется и распространяется в ЖКХ. Именно поэтому ставится вопрос о необходимости создания контроля над всеми процессами предоставления информации не только пользователям, но и различным организациям. Итак, можно выделить следующие сложности, связанные с подготовкой к размещению информации в информационных системах ЖКХ:
отсутствие необходимой техники;
нехватка квалифицированного персонала;
отсутствие средств на дополнительные расходы. [2]
Существует еще одна проблема, но она скорее косвенная и не затрагивает информационные системы напрямую. Это высокий уровень пассивности среди пользователей и управляющих компаний. Многие данные не вносятся в систему не из-за каких-то технических сбоев, а из-за неответственного отношения. Многие люди просто не хотят учиться работать с такими системами, что приводит к накоплению устаревшей информации.
На сегодняшний день существует ряд задач, которые направлены на решение вопросов, связанных с использованием ГИС в ЖКХ:
дистанционное управление объектами ЖКХ;
повышение качества работ с населением;
информационное обслуживание органов местного самоуправления.
ГИС в ЖКХ дает большие возможности развития данной сферы. Информатизация этой области, а именно внедрение различных информационных порталов, позволила создать абсолютно новую систему управления ЖКХ. Эта система должна повысить качество принимаемых решений, усилить контроль за жилищно-коммунальной сферой деятельности. [2]
ГИС-проект «ГИС ЖКХ»
На данный момент создано некоторые количество информационных продуктов, которые облегчают взаимодействие управляющих организаций и пользователей. Одним из таких проектов является «ГИС ЖКХ». Рассмотрим это проект немного подробнее.
ГИС ЖКХ – это единая федеральная централизованная информационная система, которая функционирует на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о жилищном фонде, стоимости и перечне услуг по управлению имуществом и многое другое. [8]
Пользоваться данным сайтом можно после авторизации. Он предназначен для граждан (оплата счетов, электронное голосование на общих собраниях, направление жалоб и обсуждений в органы власти, ввод показаний приборов учета, контроль за работами и услугам по дому), для органов власти (ведение реестров лицензий управляющих организаций, размещение информации о проверках и их результатах, работа с обращениями граждан и управляющих компаний), для управляющих организаций, ТСЖ, ЖСК, ЖК (ведение электронных паспортов многоквартирных домов, контроль состояния счетов по оплате в ЖКУ, автоматизация процессов управления), для ресурсоснабжающих организаций (ведение электронных паспортов объектов коммунальной и инженерной инфраструктуры, получение полной и актуальной информации об объектах жилищного фонда, работа с обращениями граждан). В каждой категории можно выделить еще множество функциональных возможностей, которые может обеспечивать данный ГИС-проект, но были перечислены основные возможности. [6]
Данный ГИС-проект функционирует и в настоящее время, но у него есть много проблем, которые были перечислены в предыдущей главе.
Данная информационная система не до конца доработана и является достаточно запутанной не только для пользователей, но и для управляющих организаций, которые поставляют информацию в систему. Для устранения недостатков требуется:
решение проблемы с техническими неполадками сайта, которые создают проблемы, как для пользователей, так и для организаций. Для устранения такой проблемы необходимо, что квалифицированный специалист следил за работой сайта и вовремя устранял неполадки;
пересмотреть разработку сайта и систематизировать его разделы для простоты использования;
увеличить число консультантов технической поддержки, которые смогут оперативно реагировать на вопросы граждан;
усилить вовлеченность граждан и управляющих организаций в процесс работы с «ГИС ЖКХ». [2]
Заключение
Итак, внедрение ГИС-технологий на производства в сфере ЖКХ дает мощный инструмент для управления различными системами на предприятиях, увеличивает возможности для взаимодействия граждан и управляющих организаций, дает много преимуществ обычным пользователям для решения задач, связанных с ЖКХ.
Процесс внедрения технологий является очень затратным в финансовом и трудовом плане, но внедрять такие технологии необходимо, так как современные мир постоянно развивается во всех сферах жизни человека.
Конечно, при использовании ГИС мы сталкиваемся с некоторым количеством проблем, но люди пытаются решать эти проблемы, чтобы использование ГИС-проектов было проще и удобнее для обычных пользователей.
Я считаю, что применение ГИС-технологий во всех сферах человеческой деятельности просто необходимо, так как это значительно упрощает многие задачи.
В процессе работы мной была подобрана литература из электронных библиотечных систем и из открытых Интернет-источников.
Список литературы
Акифьева Л. В., Поляков М. Г. Проблемы и перспективы информационного менеджмента в системе жилищно-коммунального хозяйства //Kant. – 2018. – № 2 (27). – С. 222-227.
Ковалева О. А., Макарова А. С. Проблемы и перспективы ГИС в сфере жилищно-коммунального хозяйства //Актуальные вопросы управления, экономики и права. Наука на современном этапе: вопросы, достижения, инновации. – 2019. – С. 136-146.
Кравчук Н. С. Применение ГИС-технологий в жилищно-коммунальном хозяйстве // Сборник тезисов участников Международного студенческого строительного форума «Инновационное развитие строительства и архитектуры: взгляд в будущее». – Симферополь: ИТ «АРИАЛ». – 2018. – С. 53-54.
Внедрение ГИС на предприятия сферы ЖКХ – URL: https://www.politerm.com/articles/comnet/gissuzkh/ – Режим доступа: свободный. Дата обращения: 10.11.2022.
Геоинформационная система – URL: https://www.tadviser.ru/index.php/– Режим доступа: свободный. Дата обращения: 28.10.2022.
Государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства – URL: https://dom.gosuslugi.ru – Режим доступа: свободный. Дата обращения: 15.10.2022.
Рабочее совещание по дальнейшему формированию цифровой среды ГИС – URL: https://1sim.ru/kompaniya/news/sovechanie_min_gkh_rk.html – Режим доступа: свободный. Дата обращения: 10.11.2022.
Руководство пользователя приоритетный проект «Формирование комфортной городской среды» – URL: https://irkobl.ru/sites/gkh/working/prior_projekt/gis_jkh.pdf – Режим доступа: свободный. Дата обращения: 07.10.2022.
Особенности и задачи ГИС ЖКХ – URL: https://ozhkh.ru/zhilishhno-kommunalnoe-hozyajstvo/osobennosti-i-zadachi-gis-zhkh#i – Режим доступа: свободный. Дата обращения: 11.11.2022.