Курганская детская железная дорога - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Курганская детская железная дорога

Клементьев А.Е. 1
1Кижт Ургупс
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Детские железные дороги:

Детские железные дороги (ДЖД) — учреждения дополнительного образования детей, в формате которых выстроена уникальная система профориентации школьников на профессии железнодорожного транспорта с помощью игры, учёбы и «работы» в формате «как взрослый». На сегодняшний день это крупнейшие центры профориентации в России. В процессе обучения на ДЖД юные железнодорожники (учащиеся детских железных дорог) знакомятся с профессиями железнодорожного транспорта ,а также с деятельностью компании в целом.

Первые детские железные дороги в СССР были открыты в 1935 году в Тбилиси и в 1937 году в подмосковном поселке Кратово (ныне Малая Московская железная дорога). До 1941 года число детских железных дорог увеличилось до 20. В годы Великой Отечественной войны многие из них попали в зону оккупации и были разрушены. Однако к 50-м годам часть малых дорог была восстановлена, а также началось строительство новых. К 1991 году в СССР функционировало пятьдесят детских железных дорог с общей протяженностью рельсовых путей около 150 км, действовало свыше трех тысяч кружков «Юный железнодорожник», в которых занимались около пятидесяти тысяч учащихся. За период летней практики по детским железным дорогам проходило до 15 тысяч пассажирских поездов, которые перевозили свыше двух миллионов пассажиров. После распада СССР на территории России функционировали 22 малые железные дороги с общей протяженностью рельсовых путей около 70 км. На дорогах работали более 16 тысяч юных железнодорожников, ежегодно поезда малых дорог перевозили более 250 тысяч пассажиров. Всего на территории бывшего СССР с середины тридцатых годов прошлого века по настоящее время были построены 77 детских железных дорог. Самое большое количество - на пространстве бывшей РСФСР - 28 дорог, из них по настоящее время действуют 25 дорог

Курганская детская железная дорога:

Курганская детская железная дорога находится в городе Кургане — центре Курганской области и Курганского отделения Южно-Уральской железной дороги.(Рис1) Станция Курган Южно-Уральской железной дороги является крупным узлом, от которого в четырёх направлениях отходят магистральные электрифицированные железнодорожные линии.

Предприятие-куратор: Южно-Уральская железная дорога — филиал ОАО «Российские железные дороги». Курганская ДЖД является филиалом Челябинской ДЖД.

Рис.1 Курганская ДЖД на плане города

История:

Вопрос о создании в Кургане детской железной дороги стал активно обсуждаться в 1970-х годах. Были разработаны три варианта её трассы, два из которых предполагали строительство узкоколейной железной дороги значительной протяжённости, имеющей транспортное значение, один — строительство «парковой» узкоколейной железной дороги незначительной протяжённости, не имеющей транспортного значения (при сохранении возможности перспективного продления).
В 1986 году началась реализация «паркового» варианта. Работы велись медленными темпами, и продолжались несколько лет. Уже через год появились первые 300 метров пути. Через некоторое время была оформлена документация на вторую часть железной дороги и мост.В 1987 году в Курган был доставлен тепловоз ТУ2-047 из депо Шильда (Орское отделение Южно-Уральской железной дороги). Ранее тепловоз работал на узкоколейной железной дороге Шильда — Совхоз Озёрный. После этого начались строительные работы по возведению вокзала.

В 1989 году в Курган поступил подвижной состав из депо Булаево узкоколейной железной дороги Булаево — Молодогвардейская, принадлежавшей Петропавловскому отделению Южно-Уральской железной дороги — тепловоз ТУ2-159, а также 2 пассажирских вагона Pafawag который проработал до осени 2011 г..
Открытие Курганской детской железной дороги состоялось 13 августа 1989 года. Курганская детская железная дорога стала третьей «малой магистралью» Южно-Уральской железной дороги ,к этому времени уже действовали детские железные дороги в Челябинске и Оренбурге.

В 1997 году Курганская детская железная дорога не работала. Рассматривался вопрос о её передаче в собственность города .Но в 1998 году, после выделения необходимых средств Южно-Уральской железной дорогой, работа «малой магистрали» продолжилась.

Состояние узкоколейной железной дороги на 2007 год
По данным на 3 июня 2007 года, узкоколейная железная дорога действует. Её протяжённость не менялась с момента открытия, и составляет около 1500 метров. Поступлений нового подвижного состава с момента открытия не было. В исправном состоянии находится тепловоз ТУ2-159. Тепловоз ТУ2-047 был списан в 2005 году, но по-прежнему находится на дороге. При необходимости он может быть использован в качестве источника запчастей для исправного тепловоза.

В 2011 году в Курган доставили новый тепловоз ТУ10-007, а в 2012 г. - два вагона ВП750 из Камбарского машиностроительного завода, которые работают сейчас.(рис.2)

Рис.2.Теплопоз ТУ10-007 Курганской ДЖД

В 2010-2011 годах был произведен капитальный ремонт полотна и станционных построен на всем протяжении пути уложены бетонные шпалы.

Станции Курганской ДЖД:

Пионерская — расположена в северо-восточной части ЦПКиО. На станции возведен вокзал и две высокие посадочные платформы.(Рис.3)

Рис. 3 Станция Пионерская

Звездочка — расположена в юго-восточной части микрорайона Шевелёвка. Имеет высокую посадочную платформу, перрон с навесом из поликарбоната.(Рис.4)

Рис. 4 Станция Звездочка

Главной на дороге является станция Пионерская. На ней имеется вокзал, высокая посадочная платформа. Локомотивно-вагонное депо отсутствует. Подвижной состав круглый год находится под открытым небом. С момента открытия дороги тепловозы ни разу не отправлялись в депо для ремонта.
Трасса узкоколейной железной дороги на протяжении первых сотен метров пролегает по городскому парку. На границе парка находится железобетонный мост через протоку Бетёвка (старое русло реки Тобол), протяжённость которого составляет 55 метров. Далее начинается самый сложный участок — уклоном 19 ‰ линия узкоколейной железной дороги поднимается на дамбу(вал защиты города от наводнений), отсыпанный вдоль берега реки Тобол. Вблизи пассажирской паромной переправы через реку Тобол находится станция

Станция Звёздочка — южный конечный пункт. Станция имеет низкую посадочную платформу. Какие-либо здания отсутствуют.
Предполагалось, что от станции Звёздочка линия узкоколейной железной дороги будет продлена до стадиона «Локомотив», расположенного вблизи улиц Луговая и Пушкина, и далее до комбината «Синтез». Но начавшееся строительство новых жилых домов на трассе проектируемого участка перечеркнуло эти планы.
Мост через протоку Бетёвка является низководным, и периодически затапливается во время весеннего разлива реки Тобол. При максимально высоком уровне воды возможно и подтопление станции Пионерская. В случае угрозы подтопления подвижной состав выводится на станцию Звёздочка.
Сезон эксплуатации детской железной дороги — с начала мая до конца августа. В мае движение производится при условии хорошей погоды.

Движение поездов производится по средам, четвергам, пятницам, субботам, воскресеньям и праздничным дням. Стоимость билета для проезда взрослого пассажира в двух направлениях составляет 30 рублей. Билеты для проезда в одном направлении не продаются.
Отправление поездов от станции Пионерская до станции Звёздочка.Прибытие поезда на станцию Пионерская производится через 20 минут после отправления.

Начальники Курганской ДЖД:

До 2009 года Усольцев Владимир Григорьевич

С 2009 года Кащеев Сергей Николаевич

Виды деятельности Курганской ДЖД:

Профессиональная ориентация детей для учебы и работы в учебных учреждениях и на предприятиях железнодорожного транспорта.

Создание оптимальных условий для развития у детей способностей к познанию и творчеству.

Реализация образовательных программ в интересах развития личности ребенка.

22 сентября 2022года, Курганская ДЖД завершила 33 сезон. Практику прошли 156 юных железнодорожников. Дорогой было проведено 1283 поезда в которых проехало свыше 12 тыс. пассажиров.

Список используемой литературы:

1.https://ru.wikipedia.org/wiki/Курганская_детская_железная_дорога

2.https://railway-archive.studio-petukh.ru/article?name=27/kurgan-djd.html

3.https://www.votpusk.ru/country/dostoprim_info.asp?ID=4731

4.http://www.dzd-ussr.ru/towns/kurgan/index.html

5.https://ru.wikipedia.org/wiki/Детские_железные_дороги

Просмотров работы: 28