Психофизиологические особенности организма детей в грудничковом плавании - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Психофизиологические особенности организма детей в грудничковом плавании

Джафарова Ж.Э. 1, Любова О.Ю. 1, Белецкая Е.В. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. В настоящее время особое значение в России приобретает укрепление здоровья населения. По данным пресс-службы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации число детей с ограниченными возможностями здоровья неуклонно растет (670 тыс. в 2019 году против 651 тыс. в 2018 – рис.1).

Рисунок 1 – Статистика численности детей с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации

Забота о здоровье подрастающих поколений является одной из приоритетных в государственной политике 5.

Актуальность исследовательской работы состоит в исключительном значении плавания для укрепления психофизиологического здоровья детей раннего возраста. Это обусловлено тем, что позитивное влияние плавания на психофизиологические характеристики грудничков имеет комплексный характер, осуществляя воздействие на самые разные системы организма, позволяя тем самым совершенствовать и развивать физическое и психическое здоровье малыша.  

Цель исследовательской работы: проанализировать влияние грудничкового плавания на психо-физиологические особенности детей.

Задачи статьи:

Изучить значение грудничкового плавания в вопросе укрепления здоровья детей.

Привести данные исследований, подтверждающих эффективность грудничкового плавания и проанализировать психофизиологические особенности грудничков, систематически занимающихся плаванием.

Согласно многочисленным исследованиям, грудничковое плавание – уникальный и действенный инструмент развития и укрепления психофизических данных детей. Целесообразность и действенность грудничкового плавания подтверждены многолетней практикой. Так, по данным педиатров, существует неразрывная связь плавания грудничков и уровня гемоглобина в их крови (механизм выброса дополнительной порции эритроцитов в кровь обеспечивается затруднением дыхания во время плавания).

Водные процедуры, реализуемые с младенцем, способствуют активному развитию организма: самостоятельное движение в большой ванне с задержкой дыхания и пребыванием под водой обусловливает закрепление плавательного рефлекса. Игры, активное движение в воде – это эффективный способ лечения и профилактики множества заболеваний. Вода – это основа жизни, а также пространство для обучения двигательным навыкам, общения, релаксации 1.

Грудничковое плавание – значимая инвестиция в здоровье и развитие малыша. Безусловно, процесс приучения ребенка к водным процедурам не всегда прост (дети могут бояться «большой воды» и испытывать стресс), однако обучение плаванию грудничков не опасно и несложно, поскольку в раннем возрасте данный навык приобретается достаточно безболезненно и скоро.

Грудничковое плавание представляется как комплекс упражнений и методик, сочетающих в себе свойства гимнастики, массажа и процедур оздоровления.

Плавательный рефлекс младенцев стал опорой для разработки методик грудничкового плавания. Отмечено, что новорожденный, не владеющий двигательными навыками, оказавшись в воде совершает адекватные плавательные движения. Именно этот фактор натолкнул исследователей на мысль, что плавание естественно для малыша 2.

Основой обучения грудничковому плаванию служат различные методики. Спорной (не получившей большого распространения, несмотря на доказанную эффективность) является методика И.Чарковского, предназначенная для психофизиологического развития недоношенных и ослабленных детей. И. Чарковский разработал свою методику грудничкового плавания на основании исследования, проводимого с собственным ребенком: выхаживая в специальной емкости свою недоношенную дочь, исследователь достиг поистине поразительных результатов – ребенок к трем месяцам опережал сверстников по всем параметрам психофизиологического развития, а спустя несколько месяцев плавал во взрослом бассейне, погружаясь на глубину, и обладал ночным видением. Методика работы с недошенными детьми И.Чарковского получила широкое распространение, и экспериментально было доказано: гипоксия во время плавания оказывает положительное влияние на развитие и питание мозга, что обеспечивает активное развитие всех систем организма. Методика И.Чарковского – своеобразное «проныривание», в ходе которого грудной ребенок в течение 30–40 минут вынужденно ныряет и выныривает из воды, задерживая дыхание во время ныряния 3.

Данная методика эффективна для адаптации грудничков к воде и представляет собой разновидность водотерапии в реабилитации недоношенности. Тем не менее, методика признается довольно «жесткой», поскольку предусматривает достаточно агрессивное воздействие на малыша, а потому не имеет широкого распространения в нашей стране и должна производиться только с участием профессионала.

Более широко в нашей стране представлены методики грудничкового плавания З.Фирсова («Плавать раньше, чем ходить») и В.Гутермана («Секреты Нептуна»).

Зарубежные исследователи подтверждают выкладки отечественных ученых в вопросе несомненной пользы грудничкового плавания для укрепления психофизиологического здоровья малышей. Так, согласно исследованиям Р.и Э. Депельзинер, авторов книги «Дети-пловцы и водные тренировки для беременных», обучению плаванию грудничков проходит гораздо легче при условии, что их мамы во время беременности активно плавали и ныряли. Эти груднички не испытывали страха перед водой, умели задерживать дыхание, а их движения в воде были уверенными и напоминали стиль плавания «брасс», то есть рождались с «готовым набором» жизненно важных качеств и навыков 4.

В 2014-2019 гг. в нашей стране в рамках эксперимента по изучению влияния грудничкового плавания на психофизиологические особенности детей было проведено исследование: производилось наблюдение на тремя экспериментальными группами детей:

1 группа – дети, плавающие с первого месяца жизни 5–6 раз в неделю;

2 группа – дети, плавающие с первого месяца жизни 2–3 раза в неделю;

3 группа – дети, не плавающие вообще (их просто купали в ванночках).

Пять лет систематических занятий в бассейне дали следующие результаты:

1 группа (плавающие 5–6 раз в неделю): за первый год жизни 50 детей не имели острой респираторной вирусной инфекции (ОРВИ) и острого респираторного заболевания (ОРЗ) и 10 детей заболели;

2 группа (плавающие 2–3 раза в неделю): 24 ребенка не имели ОРВИ и ОРЗ и 36 детей заболели;

3 группа (не плавающие): 11 детей не имели ОРВИ и ОРЗ и 49 детей заболели. Результаты эксперимента отображены на диаграмме (рис.2).

Рисунок 2 – Результаты эксперимента по изучение влияния грудничкового плавания на здоровье детей

Результаты эксперимента подтверждают: систематически проводимое грудничковое плавание положительно влияет на все системы организма и укрепляет иммунитет детей 1.

Проанализируем влияние грудничкового плавания на психофизиологические характеристики детей:

1. Нервная система. Известно, что вода благотворно влияет на внешние нервные окончания, способствует активизации кровообращения и обменную функцию. Грудничковое плавание особенно полезно недоношенным детям, грудничкам с детским церебральным параличом (ДЦП) и травмами головного мозга. Особую тонизирующую функцию имеет прохладная вода. В значительной степени позитивную роль играет взаимодействие малыша и родителей во время водных процедур.

2. Пищеварительная система. В соответствии с результатами всех исследований отмечается повышение аппетита детей. Именно поэтому грудничковое плавание особенно рекомендуется детям с недобором веса.

3. Опорно-двигательный аппарат. Плавание и двигательная активность в воде положительно воздействуют на физическое развитие и укрепление мышц, суставов и связок.

4. Дыхательная система. В силу непродолжительной гипоксии происходит увеличение объема легких, увлажнение слизистых, противовирусное и бактерицидное содержимое которых обеспечивает крайне малую степень заболеваемости маленьких пловцов.

5. Сердечно-сосудистая система. Систематическое плавание укрепляет сердечную мышцу и стенки сосудов, кроме того, активно насыщает организм кислородом.

6. Психологические качества. Водные процедуры обеспечивают активность и любознательность детей. Умеющие нырять дети умеют задерживать дыхание на длительный период, что является жизненно важным навыком. Они не испытывают страха перед водной стихией, у них повышается познавательная активность. Кроме того, в результате задержки дыхания наступает гипоксия, и кровь активнее насыщает кислородом головной мозг, что обусловливает интеллектуальное развитие малыша 6.

Заключение. Таким образом, грудничковое плавание оказывает комплексное воздействие на психофизиологические характеристики детей, способствуя их полноценному и гармоничному развитию. Грудничковое плавание – уникальный инструмент, обеспечивающий укрепление физического и психического здоровья, эмоциональный контакт ребенка и родителей, реабилитацию недоношенности и ослабленного здоровья. Экспериментально подтверждено: систематически плавающие груднички опережают своих неплавающих сверстников по всем параметрам развития, кратно превосходят их в вопросах выносливости, двигательной и познавательной активности.

Список использованных источников:

Григан С.А., Нещерет Н.Н. Влияние плавания на развитие и здоровье детей в раннем возрасте // Современные наукоемкие технологии. – 2019. – № 12-1. – С. 154-158;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37851 (дата обращения: 15.11.2022).

Капранова, Е.И. Закаливание детей раннего возраста /Е.И. Капранова. - М.: Моск. мед. академия им. И.М. Сеченова, 2004. - 20 с.

Крученок, О.И. Оздоровление детей специальной медицинской группы с заболеваниями органов дыхания /О.И. Крученок, Р.И. Сабитова //Физическая культура, спорт, туризм: научно-методическое сопровождение: матер. Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. - Пермь, 2014. - С. 171-174.

Петряев, А.В. Плавание /А.В. Петряев, И.В. Клешнев //Исследования, тренировка, гидрореабилитация: матер. 2-й Междунар. науч.-практ. конф. - СПб., 2003 - С. 312.

Пресс-служба Министерства Труда [Электронный ресурс] // Минтруд пресс-служба URL: https://mintrud.gov.ru/ (дата обращения: 15.11.2022).

Таран, И.В. Изменение показателей оценки основных двигательных функций у детей с церебральным параличом спастической формы методом гидрокинезотерапии /И.В. Таран //Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2013. - № 16. - С. 48-52.

Просмотров работы: 127