Ремонтное локомотивное депо Курган - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Ремонтное локомотивное депо Курган

Логачёва А.В. 1, Кудрина Е.С. 1
1Курганский институт железнодорожного транспорта филиал Уральского государственного университета путей сообщения г Курган
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Локомотивное депо Курган – одно из старейших предприятий в Курганской области. Дата его рождения 29 октября 1896 года.

Весной 1891 года в России был опубликован указ императора Александра III о строительстве железнодорожного пути через всю Сибирь. Правительством России было принято решение о строительстве железнодорожных путей от Самары через Уфу, Златоуст, Челябинск, Курган и Омск.

В июле 1892 года приступили к прокладке железнодорожного пути на участке Челябинск – Курган.

4 октября 1893 года на станцию Курган прибыл первый поезд. В октябре 1896 года был подписан акт сдачи всего участка от Челябинска до Омска и вступило в эксплуатацию паровозное депо Курган на 9 стоял – самое крупное депо на этом участке.

В 1905 году в депо Курган работали 700 человек, а в городе на мелких частных предприятиях около 500 человек.

Депо тех лет представляло одно из самых крупных предприятий на Сибирской магистрали. К этому времени, кроме паровозного депо, были построены мастерские, без которых невозможно было ремонтировать паровозы. В ремонтные мастерские вошли подсобные: механический, медно – заливочный, заготовительный цехи, кузнеца, помещение для паросиловых машин. Паровые машины вращали токарные и сверлильные станки через трансмиссионную передачу. Ремонтные мастерские были сданы в эксплуатацию еще в 1898 году, после их сдачи были заложены цехи подъемочного ремонта и горячей перетяжки бандажей, которые строились из тесанного бутового камня, привезенного с Урала. Стены из этого камня и сегодня надежно несут нагрузку передвижных кранов на подъемке и в аппаратном цехе. Эти два цеха были сданы в эксплуатацию в 1899 году. В 1902 году были построены ныне действующую заготовительный и автоматный цехи.

Вместо маломощных паровозов серии Т в 1903 году в депо начинают поступать паровозы серии ОВ формулы 0-4-0, ОД, пассажирские АВ. Возникла необходимость строительства нового пассажирского депо, которое было сдано в эксплуатацию в 1904 году.

Несмотря на тяжелые условия труда, депо развивалось, быстро строилось, являясь крупным предприятием Зауралья и Сибирской магистрали.

Октябрь 1917 года, Гражданская война 1918 – 1920 года оставили свой разрушительный след в депо.

Бои за Курган большевиков с белочехами и белогвардейцами были жестокими и шли с переменным успехом, и только в начале сентября 1919 года белые отступили. Железнодорожники и деповчане приступили к работе, запустили в эксплуатацию оставшиеся пять паровозов. Угнанные паровозы и увезенное оборудование через два месяца стали возвращаться обратно, возвращались и работники депо.

С 1930 года в паровозном депо Курган в основном эксплуатировались паровозы серии ОВ и АВ, позднее – грузовые паровозы серии Щ и ОД, которые работали до 1925 года, а с этого года в Курганское депо приходят более сильные паровозы серии ЭМ. В июне 1933 года работают уже 78 паровозов серии ЭМ, ЕА, ОВ, Щ, пассажирские СУ.

Для обеспечения ремонта такого количества паровозов в кузнице депо был смонтирован паровой молот, установлены токарно-вентиляторный, два бандажных, столярный, шеечный станки.

В сентябре 1935 года в Курганское депо пришла новая техника – мощные паровозы серии ФД для перевозки грузов и паровозы серии ИС для пассажирских поездов.

Паровозники водили тяжеловесные поезда, не отставали от них и ремонтники. Слесарь инструментального цеха Н.Г. Кошелап в январе 1936 года довел норму выработки до 648%. Коллектив автоматного цеха стал лучшим в депо. Слесари за 35 минут меняли насосы с полной их подготовкой и апробированием при норме полтора часа. Исключительного внимания заслуживал опыт бригад по ремонту паровозов в цехи малой теплой промывки, которая своим нелегким трудом помогала машинистам надежно эксплуатировать локомотивы, водить тяжелые поезда.

22 июня 1941 года фашистская Германия напала на нашу страну. В тылу, как и на фронте, требовались от советского человека колоссальная выдержка, терпение, мужество, героизм. Быстро перестраивая всю работу на военный лад, самоотверженно трудились курганские паровозники. Весь текущий ремонт машинисты производили сами, каждый на тендере имел мини-склад запасных частей, чтобы какая-либо поломка не застала врасплох бригаду. В трудные военные годы из паровозного депо ушло на фронт более 600 человек, их место заняли женщины, совсем юные мальчики и девушки.

Из стен депо вышли первый Герой Труда и два Героя Социалистического Труда. В депо 178 работников награждены знаком «Почетному железнодорожнику», 62 человека – орденом Ленина, 11 человек стали делегатами партийных съездов. Более 1800 человек награждены орденами и медалями. За самоотверженный труд в годы войны и мирного строительства локомотивному депо Курган навечно вручено знамя Государственного Комитета Обороны согласно приказу №32 от 23 мая 1946 года.

Локомотивщики депо Курган делали все от них зависящее, чтобы держать на высоком уровне пропускную способность Курганского узла. Для этого нужно было в первую очередь оздоровить паровозный парк, во вторую – нужна была коренная перестройка локомотивного хозяйства – переход с паровой тяги на электрическую.

Для повышения паровозной способности и коренного переустройства железнодорожного транспорта в 1956 году правительство и МПС приняли решение о полной электрификации Южно-Уральской железной дороги, и в первую очередь главного хода: Челябинск – Петропавловск.

В декабре 1956 года в жизни курганских железнодорожников начинается новый этап жизни. На смену паровозом пришли электровозы. 30 декабря около железнодорожного вокзала под звуки торжественного марша отправился в первый путь грузовой поезд, в голове которого поблескивал краской новый электровоз.

В 1957 году курганские локомотивщики окончательно вступили в качественно новый этап развития: предстояло полное техническое перевооружение локомотивного парка и всей ремонтной базы. Переход на новый вид тяги потребовало от коллектива большой и нелегкой работы по реконструкции депо и переквалификации кадров. В 1958 году была погашена топка последнего паровоза – всю перевозку грузов взяли на себя электровозы. Среднетехническая скорость увеличилась с 37 до 56 км/ч.

Ощутимый вклад в сложный процесс освоения электрической тяги внесли: первый мастер аппаратного цеха, мастер электромашинного цеха, в ремонтные цехи Курганского депо приходят грамотные энергичные специалисты.

С заменой электровозов ВЛ22 на ВЛ8 в локомотивном депо была налажена техническая учеба. Для ремонта электровозов ВЛ8 требовалось выполнить большой объем работ по переустройству цехов, и их техническому переоборудованию, и оснащению. В ремонтных цехах решались вопросы комплексной механизации производственных процессов. В 1960 году локомотивное депо Курган стало опытно – показательным предприятием на сети дорог по комплексной механизации. В нем были проведены производственные испытания 18 видов нового технологического оборудования и свыше 200 приспособлений, разработанных Главным управлением локомотивного хозяйства МПС и непосредственно курганскими рационализаторами.

В 60-е годы коллектив депо освоил все виды деповского ремонта электровозов и преступил к внедрению прогрессивных методов ремонтных работ, комплексной механизации производственных процессов. В цехе подъемочного ремонта был введен поточный крупноагрегатный метод. Это дало возможность разработать сетевой график подъемочного ремонта с простоем всего двое суток, сделать более эффективным диспетчерский контроль. За счет этого мощность цеха подъемки без каких-либо дополнительных капитальных затрат была повышена на один подъемочный ремонт электровоза в месяц.

В период с 1971 по 1974 года вступили в строй новые цехи – электромашинный, МВС, бытовой корпус, были проведены мероприятия по оснащению цехов механизированными позициями и участками. В 1974 году коллектив цеха подъемочного ремонта увеличил программу на 36 электровозов, ежемесячно из депо на линию выходило 10 локомотивов. С большого периодического ремонта стали выпускать 219, с малого – 316, с профилактического ремонта – 574 электровоза. В 1974 году производственная площадь ремонтной базы была существенно расширена за счет ввода в действие электромашинного цеха.

Локомотивное депо Курган в те годы стало современной технически оснащенной ремонтной базой, одной из лучших на сети дорог. В депо постоянно совершенствуются технологические процессы, повышается качество ремонта и эксплуатационная надежность узлов и деталей электроподвижного состава. Ремонт электровозов организован на основе применения крупноагрегатного метода. Внедрены механизация ремонтных работ во всех цехах, разработаны и применяются поточные линии. На все виды деповского ремонта разработаны сетевые графики. Постоянно улучшаются условия труда в цехах на основе научной организации труда, которая эффективно влияют на улучшения качества ремонта. Резко снизилось количество браков электровозов на линии по вине работников, на один миллион километров они составляли всего 0,72 случая, что значительно ниже сетевого и дорожного показателя.

За успехи, достигнутые в повышении эффективности производства и качества работы, и выполнение государственного плана 13 февраля 1976 года локомотивное депо награждено орденом «Знак Почета», за успешное внедрение комплексного плана социального развития коллектив локомотивного депо был трижды представлен на ВДНХ СССР.

В середине 70-х годов прошло успешное освоение электровозов ВЛ10, а также их эксплуатация по системе многих единиц и СМЕТ – РАДИО.

Для производства капитального ремонта в объеме КР-1 электросекций Южно-Уральской железной дороги в 1993 году возникла необходимость в дополнительных цехах. Существующие заводы не удовлетворяли техническим требованиям капитального ремонта первого объема. На всей сети железных дорог России оставался один Красноярский электровагонноремонтный завод, который производил качественный капитальный ремонт электропоездов. Учитывая сложившуюся обстановку и объемы работ на Южно-Уральской железной дороге было принято решение об организации объекта заводского ремонта МВС электропоездов постоянного тока серии ЭР2.

Основные корпуса завода были построены в 1992 году. Технологическую разработку необходимого оборудования для производства капитального ремонта электропоездов поручили вести технологической группе локомотивного депо. В 1995 году началась поставка оборудования и установка современных механизмов. Строительство осуществлялось тремя пусковыми комплексами: колесный цех, производственный цех, электромашинный цех.

В 1997 году была проведена реорганизация локомотивного депо Шадринск по ремонту тепловозов, с передачей парка тепловозов ТЭ3 и ЧМЭ3 в локомотивное депо Курган и организации технического обслуживания и ремонта в цехе профилактики депо Курган.

После 2000-го года в депо возникает необходимость расширения производственных площадей. Для решения этой проблемы и для обновления производственных площадей было принято решение реконструировать цех профилактики, а именно старые стены нарастить на 3,5 метра для установки мостового крана, изменить планировку цеха для выполнения работ по смене вспомогательных машин, быстродействующих выключателей, высоковольтной аппаратуры, токоприемников, установили станок КЖ – 20 для обточки колесных пар без выкатки.

С 2002 года локомотивное депо объявлено базовым депо по ремонту электровозов ВЛ10. Было начато дооснащение оборудованием цехов, за 2002 – 2003 года в рамках программы дооснащения была поставлена 101 ед. оборудования, а также с целью увеличения производственных площадей были построены пристрои к колесному, электромашинному цехам, разработан проект реконструкции цеха профилактики, освоен ремонт электропоездов в объеме КР-1 на заводе по капитальному ремонту электропоездов.

В 2007 году локомотивное депо Курган представляет собой комплекс цехов площадью 49,5 тыс.кв.м с развитой инфраструктурой, общая протяженность железнодорожных путей на тяговой территории депо составляет 21 км. Коллектив депо насчитывает 2300 человек.

В депо Курган производится: средний и все виды текущего ремонта электровозов ВЛ10; капитальный и все виды текущего ремонта электросекций; ремонт ТР-1 тепловозов ЧМЭ3; все виды технического обслуживания электровозов, электросекций и тепловозов.

В связи с реорганизацией локомотивного хозяйства Южно-Уральской железной дороги и созданием Дирекции по ремонту тягового подвижного состава приказом № 151/Ц от 31 октября 2008 года ТЧ-3 Курган разделено на эксплуатационное локомотивное депо ТЧЭ-3 Курган (структурное подразделение Курганского отделения ЮУЖД, позже Южно-Уральской дирекции тяги) и ремонтное локомотивное депо ТЧР-23 Зауралье (структурное подразделение ДРТ ЮУЖД). Инвентарный парк передан в ТЧЭ-3. Цеха по ремонту и эксплуатации электропоездов выделены в самостоятельную единицу – моторвагонное депо Курган.

Компания "СТМ-Сервис" стала победителем открытого аукциона и заключила договор на сервисное обслуживание локомотивов РЖД. 30 апреля 2014 состоялось подписание договора между ОАО "РЖД" и ООО "СТМ-сервис" (входит в холдинг "Синара-Транспортные Машины") на сервисное обслуживание локомотивов РЖД. Договор был заключен по результатам состоявшегося открытого аукциона, где в трех лотах компания "СТМ-Сервис" была признана победителем.

В результате чего ремонтное локомотивное депо Зауралье вышло из состава ОАО «РЖД» и перешло в компанию «СТМ-Сервис» под названием сервисное локомотивное депо «Зауралье»

В настоящее время сервисное локомотивное депо «Зауралье» является базовым депо по ремонту и обслуживанию локомотивов, выполняющее техническое обслуживание в объеме ТО-2, ТО-3, ТО-4, ТО-5, и текущий ремонт ТР-1, ТР-2 и ТР-3, а также средний ремонт СР локомотивов серии ВЛ10, ВЛ11, 2ЭС6 и тепловозов серии ЧМЭ3, ТЭМ14.

Список использованной литературы:

Локомотивщики: история локомотив, хоз-ва Южно-Урал. ж. д. / [ред.-сост. А.Л. Казаков] – Екатеринбург: «СВ-96», 2007. – 608 с.

Уральский исток Транссиба: История Юж.-Урал. ж. д. / [Ред.-сост.

А.Л. Казаков]. – Челябинск: Авто Граф, 2004. – 408 с.

Просмотров работы: 61