Младший школьный возраст можно считать тем возрастом, который ребёнок достигает к процессу завершения детства. Детей в таком возрасте могут встретить обстоятельства, происшествия в жизни, которые их изменят полностью, но ещё ребёнок проявляет себя как доверчивого, наивного человека, который склонен к необдуманным поступкам, так как имеет инфантильное поведение. На ребёнка может повлиять обучение, положительные особенности которого проявляются в нахождении интересов у ребёнка, положения в обществе среди его сверстников, но и в то же время учёба влияет на принятие ответственности за свою успеваемость, участие в мероприятиях, а также появляются трудности для ребёнка, которые могут довести до неуспеваемости в учебной деятельности [2].
А.М. Гельмонт отмечал в своих работах дидактическую основу для данных исследований. Для того чтобы понять смысл исследований, проводится дифференцирование причин неспособности к обучению и самой неуспеваемости в обучении. А.М. Гельмонтом положен критерий, который проявляет психологический характер, он несёт в себе степень трудности или лёгкости переносимости отрицательного явления, этот критерий входит в особенность дифференцирования неспособности к обучению. От ученика зависят причины, которые имеют значимость:
1) пробелы в знаниях, которые особо значимы, недостаточная готовность учащегося к обучению;
2) отношение ученика к знаниям имеет негативные особенности
3) неорганизованность ученика в учебном процессе, общее развитие ученика имеет низкий уровень [3].
Причины, которые зависят от ученика и учителя очень крепко объединены и зависимы между собой, а самым важным является изучение особенностей индивидуальности учеников для деятельности педагогов, а если этот подход отсутствует, то тогда могут развиться негативные качества, которые мешают процессу обучения школьника и осложняют его. У школьника может развиться неуверенность в себе и в свои силы, появиться как травма его психики, так и моральная травма в следствие неуспеваемость, которая длится очень долго [3].
Различия в поведении детей, личностные особенности рассматриваются с помощью некоторых показателей по мнению В.И. Самохваловой.
1) Отношение школьника к учебному процессу;
2) Правильность организации школьником своей учебной деятельности;
3) Способность школьника усваивать знания и умения.
Степень успешности в обучении и отношение к нему не имеет связанности между собой и в следствие этого у детей, успеваемость которых является одинаковой, данные показатели проявляются по-разному. Выделяется одна совокупность черт, которая способна определить остальные при характеристике группы детей, которые имеют одинаковую успеваемость [1].
В работах Г. Вицлак объяснял, что некоторые классы имеют уязвимость, которая проявляется в неуспеваемости, к ним относятся первый, второй, шестой и девятый, для них он выделил пункты, направленные на борьбу против неудач в учёбе [4].
Важнейшей причиной неуспеваемости у школьников является отношение их к учёбе, как считает автор в следствие изучения мнения учителей о процессе обучения в классах. Следующим можно считать взаимные отношения между учителями и учениками, а последним отставание в учении, вызванное пробелами, закрепляющимися с предыдущих лет обучения. Ещё можно отнести к проблеме отставания учеников следствие перехода к школьному возрасту от дошкольного, которое автор пытается предотвратить.
Нарушение общего развития личности влияют на трудности в обучении по мнению В. Лоста, в следствие этого больше всего отводилось внимание личностно-образовательному и воспитательному процессу в преодолении неудач в обучении [5].
Исследование проводилось в станице Каменнобродской, Изобильненском районе, Ставропольском крае «МКОУ СОШ №13» с учениками 3 класса 9-10 лет. Исследование направлено на выявление учеников, имеющих нарушение способности к обучению. Всего участвовало 16 человек. Они участвовали в диагностическом исследовании с использованием следующих методик «Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению. (Модификация А. Д. Андреева)», а также методику «Методика диагностики структуры учебной мотивации школьника. (М. В. Матюхина)».
По итогам проведенной методики «Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению. (Модификация А. Д. Андреева)» с учениками 3 класса были получены следующие результаты:
Рисунок 1 «Уровни мотивации учения младших школьников в 3 классе»
По результатам первой методики «Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению. (Модификация А. Д. Андреева)» у одного испытуемого выявился 1 уровень мотивации учения (1,6%), по которому можно определить продуктивность мотивации с выраженным преобладанием познавательной мотивации учения и положительным эмоциональным отношением к нему, у девяти испытуемых выявился 2 уровень мотивации учения (9,56%), который проявляется продуктивной мотивацией, позитивным отношением к учению и соответствием социальному нормативу. Остальные шесть учеников имеют 5 уровень мотивации учения (6,38 %), характеризующийся резко отрицательным отношением к учению.
Рисунок 2 «Уровни познавательной активности учеников 3 класса»
При изучении познавательной активности получились такие результаты: у 2 испытуемых получился уровень познавательной активности между средним и высоким (12%), что говорит о позитивном отношении при повышенной чувствительности к оценочному аспекту. У 3 испытуемых получился средний уровень познавательной активности (19%), что говорит о позитивном отношении их к учению, диффузном эмоциональном отношении, диффузном эмоциональном отношении при фрустрированности значимых потребностях. У остальных 11 учеников получился высокий уровень познавательной активности (69%), что говорит о том, что они имеют продуктивную мотивацию и позитивное эмоциональное отношение к учению, чрезмерно повышенную эмоциональность на уроке, которая обусловлена неудовлетворением ведущих социогенных потребностей и позитивное отношение при фрустрированности потребностей.
Рисунок 3 «Уровень тревожности у учеников 3 класса»
При исследовании тревожности был выявлен средний уровень у 9 человек (52%), высокий уровень у 3 человек (18%), что говорит о школьной тревожности, а также о позитивном отношении при повышенной чувствительности к оценочному аспекту. У остальных 4 испытуемых (23%) выявился низкий уровень тревожности.
Рисунок 4 «Уровень гнева у учеников 3 класса»
При исследовании гнева выявился у 9 учеников (56%) средний уровень, что говорит о повышенной эмоциональности на уроке, у 4 испытуемых (25%) выявился высокий уровень гнева, что говорит о диффузном эмоциональном отношении при фрустрированности значимых потребностей, негативном эмоциональном отношении, чрезмерно повышенной эмоциональности на уроке, обусловленной неудовлетворением ведущих социогенных потребностей, а также о позитивном отношении при фрустрированности потребностей. У остальных 3 испытуемых (19%) получился низкий уровень, что говорит о том, что ученики имеют позитивное отношение к учёбе, продуктивную мотивацию.
Рисунок 5 «Причины обучения школьников в 3 классе»
По результатам второй методики «Методика диагностики структуры учебной мотивации школьника. (М. В. Матюхина)» были получены такие результаты: главными причинами обучения школьников в 3 классе являются позиция школьника и мотивы достижения. При проявлении позиции школьника ученик ориентируется на изучение способов получения знаний, к которым можно отнести стремление самостоятельно получать знания, использование методов получения знаний, заинтересованность в правильной организации своей учёбы. При выявлении мотива достижений можно сказать о мотивации на достижение успеха, ученики перед собой ставят положительную цель и стремятся её развивать в реальной жизни, а также использует средства, которые направлены на достижение этой цели.
Рисунок 6 «Уровни мотивации учения у учеников 3 класса после проведения психокоррекционной программы»
После проведения психокоррекционной программы у учеников по результатам первой методики были получены такие результаты: у 5 школьников (46%) выявился 2 уровень мотивации учения, что говорит о продуктивной мотивации, позитивному отношению к учению, соответствию социальному нормативу, а у 1 школьника (54%) проявился 1 уровень мотивации учения, при котором выражена продуктивная мотивация, а также выражена познавательная мотивация к учению и положительное эмоциональное отношение к нему.
Рисунок 9 «Причины, по которым школьники учатся»
После проведения психокоррекционной программы выявилось, что главными причинами, по которым школьники учатся, являются познавательные мотивы. Это говорит о том, что важным для учеников является содержание учебной деятельности, а также процесс её выполнения. Ученик стремится получить новые знания, рассмотреть занимательные факты, интересуется как явлениями, так и их свойствами, стремится овладеть учебными навыками, теорией и ключевыми идеями.
Таким образом, после проведения психокоррекционной программы уровень мотивации к обучению у младших школьников стал положительным, а причинами, по которым школьники учатся, являются познавательные мотивы.
Список литературы:
1. Артеменок Е. Н. Проблемы школьной неуспеваемости / Сост: Минск: Красико-Принт, 2008 - 176 с. - (Педагогическая мастерская).https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1669135916&tld=ru&lang=ru&name=%20Артемёнок%20Е.Н.%2C%20Борисевич%20А.Р.%2C%20Вабищевич%20С.В.%2C%20Пунчик%20В
2.Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Яр.: 1996. https://nastavnik-ryb.ru/i/emoczii.pdf
3.Локалова Н. П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика Сост:«Питер», 2009 https://fictionbook.ru/static/trials/00/18/36/00183642.a4.pdf
4. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов: В 3 книгах. - М.: ВЛАДОС, 1997. http://www.nicevt.ru/wp-content/uploads/2019/10/nemov_r__s__psihologiya__kniga_1.pdf
5. Шаповаленко И. В. Возрастная психология.:_ М.: Гардарики,https://www.sgu.ru/sites/default/files/textdocsfiles/2014/04/02/vozrastnaya_psihologiya_-_shapovalenko.pdf